Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Знакомство с цветом детей младшего дошкольного возраста
Психология
Автор: Строкина Ольга Анатольевна   
16.01.2023 20:14

Знакомство с цветом детей младшего дошкольного возрастаЗнакомство с цветом детей младшего дошкольного возраста

Строкина Ольга Анатольевна, педагог-психолог, ГБОУ Школа Перспектива г. Москва

Среди дремучих лесов, среди цветущих лугов, на берегу лазурного моря живет-поживает маленькая деревенька. Домов-то в ней всего семь, но зато какие! Каждый дом в свой цвет окрашен: один — красный, другой — оранжевый, третий желтый, четвертый — зеленый, пятый — голубой, шестой — синий, седьмой — фиолетовый. Не дома, а загляденье!

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», — В.А. Сухомлинский. Ребенок развивается путем «социального наследования», которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. В игровой деятельности происходит наиболее интенсивное воспитание всех психологических функций, в том числе происходит сенсорное воспитание. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития восприятия ребенка, основная задача которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.

 

Если музыка оперирует семью звуками лада, то живопись – семью цветами, на которые распадается дневной свет. Все остальные цвета- лишь комбинация этих «чистых» цветов. Причем «чистые» цвета заложены в той самой действительности, в которой существует ребенок, поэтому они могут восприниматься им через органы чувств, в данном случае – зрением, и преломляться при общении с произведением живописи под углом авторской художественной заданности. Дошкольник, осваивая окружающий мир, культуру общества, в том числе и цветовую культуру, должен овладеть определёнными эталонами цвета, т. е. научиться видеть мир во всём многообразии цвета и систематизировать то, что видит, и то, с чем он действует.

Знакомство с цветом помогает полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребёнка к окружающей действительности открывает ему источник ярких образов, помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, расширяет активный словарь.

Перед педагогами дошкольного учреждения стоит важная задача: ввести ребёнка в мир цвета, научить его правильному цветовосприятию и цветоразличению. Именно в детском учреждении начинается ежедневная и кропотливая работа по данной теме.

Задачи для детей:

  • Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
  • Овладевать образно-игровыми и имитационными движениями в сочетании с музыкой.
  • Формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам.

Мы с вами путешествовали по сказочным домам, разучивали разноцветные физкультминутки, учили стихи и узнали очень много интересного про каждый цвет.

Жили на свете ЖЕЛТЫЕ дети,

А рядом с ними дети СИНИЕ.

И, конечно, дети КРАСНЫЕ.

Все дети были разные.

Мамы и папы тоже

У них были непохожие.

Вот в какой стране

Раз посчастливилось мне

Целый месяц прожить

И королевой побыть.

Страна была не простая,

Необычная, а ЦВЕТНАЯ!

Для формирования у детей младшего дошкольного возраста устойчивого зрительного образа цвета, умения соотносить цвет с его названием и сравнивать предметы по цвету используют дидактические игры и упражнения.

Игровые приемы для знакомства детей с цветом

1. «Перекладывание цветных шариков». Дидактическая игра на дифференцирование и называние цвета.

Программное содержание

  • Формировать умения детей различать и называть основные цвета
  • Учить группировать шарики по цвету, находить соответствующие корзинки.
  • Развивать мелкую моторику, координированные движения рук.
  • Совершенствовать умения не отвлекаться при выполнении задания.

Наглядный материал. Две куклы, красные и синие шарики. Красная и синяя корзина.

Ход игры:

- Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости пришли две куклы: Катя и Маша.

- Куклы пришли к нам с корзинками, одна красная, а другая синяя. Еще они принесли шарики тех же цветов. Какого цвета принесли куклы корзинки? А какого цвета шарики?

- Куклы просят вас помочь им разложить шарики по корзинкам. Давайте разложим красные шарики в красную корзину, а синие шарики в синюю корзину.

- Ребята, куклы благодарят вас за то, что вы помогли им разложить шарики в нужные корзинки.

2. Рассматривание картины «Играем в кубики».

Цели: учить воспринимать изображения на картинке, отвечать на вопросы, повторять отдельные слова и фразы, упражнять в умении узнавать и правильно называть игрушки, зрительное восприятие, обогащать словарь по теме.

3. Подвижная игра” Мяч”.

Цель: обучать прыжкам, умению двигаться ритмично.

Друг веселый мячик мой,

Всюду- всюду он со мной.

Раз- два- три- четыре- пять,

Хорошо мне с ним играть

4. Подвижная игра “Собираем шарики”.

Цель: развивать элементарные навыки передвижения в горизонтальном и вертикальном положении.

5. Рассматривание игрушек разного цвета.

Цель: учить детей рассматривать игрушки, выделять детали, цвет, расширять словарный запас. Учить умению общаться между собой.

6. Игра с сюжетными картинками” Под зонтиком”.

Цель: учить детей внимательно рассматривать картинку и называть изображенные на ней предметы.

Кругом цветные зонтики

Раскрылись под дождем,

Пустились чьи-то ботики

От дождика бегом.

7. Дидактическая игра «Раскладывание цветных шариков».

Цель: формировать умения детей различать и называть основные цвета, учить группировать шарики по цвету, находить соответствующие корзинки.

8. Подвижная игра” Составь пирамидку из кубиков одного цвета”.

Цель: в соответствии с цветом, учить собирать пирамидку, удерживая равновесие предметов.

9. Рисование” Разноцветные мячики для клоуна”.

Цель: закрепление знаний цветов, умение пользоваться кистью.

Я – ваш любимец, я – веселый клоун!

Живу я в цирке и смешу людей,

И каждый вечер вы мне рады снова –

Улыбку дарит звонкий смех детей!

10. Хороводная игра ”Вот какие кубики”.

Цель: высоко подняв ручки с синими кубиками, ходить по кругу под музыку, прятать их за спинку, потом опять показывать. Учить ритмично выполнять движения.

11. Лепка “Мячик для куклы”.

Цель: развивать сюжетно- игровой замысел, учить лепить предметы круглой формы – мячи, скатывая комок пластилина круговыми движениями рук, аккуратно пользоваться пластилином, воспитывать положительное, заботливое отношение к окружающим, закрепить приемы лепки прямыми и круговыми движениями рук, воспитывать положительное, заботливое отношение к окружающим.

Мой веселый, звонкий мяч

Ты куда пустился вскачь,

Синий, красный, голубой,

Не угнаться за тобой

- Ребята, Ваня очень грустный. Он потерял все свои мячи, и сейчас он со своими друзьями не могут играть.

- Давайте, поможем кукле Ване! Слепим для него и для его друзей много мячей! (Деятельность детей)

- Ребята, Ваня очень обрадовался. Теперь у него много мячей, и он сможет играть со своими друзьями.

12. Подвижная игра” Бросаем мячики”.

Цель: способствовать приобретению навыка бросания мяча, развивать ловкость. Вот какая красота, Правильно нашли цвета!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год