Применение мозжечковой стимуляции и коррекции психических процессов в условиях дошкольного учреждения |
Психология | |||
Автор: Зидиханова Рида Рашитовна | |||
14.01.2023 11:33 | |||
Применение мозжечковой стимуляции и коррекции психических процессов в условиях дошкольного учреждения Автор: Зидиханова Р.Р., педагог-психолог МБДОУ «Морозко», ЯНАО, г. Ноябрьск Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Специалисты отмечают, что за последние десятилетия в России и, в частности, в ЯНАО, резко возросло число детей, нуждающихся в комплексной реабилитации физического и психического здоровья. Поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей. Анализ анамнестических данных некоторых категорий детей, посещающих наше дошкольное учреждение, также констатирует различные отклонения в развитии. Самой частой патологией на сегодняшний день являются различные нарушения эмоционально-волевой сферы — гиперактивность, дефицит внимания, задержка психического развития, расстройства аутичного спектра, тяжелое нарушение речи. Эти нарушения влекут за собой, прежде всего социальные, а в последствии и учебные проблемы детей: сложность, а зачастую и невозможность адаптироваться в детском коллективе, трудности в усвоении учебного материала.
Всем известно, что мозжечок – это быстро действующий механизм в мозге. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга, определяет скорость работы всего головного мозга в целом. Одним из эффективных методов развития речи является метод мозжечковой стимуляции. Мозжечковая стимуляция — это система физических упражнений, направленных на совершенствование функций мозжечка, активно участвующих в формировании речи. Мозжечок — это место сбора информации, которая поступает из всех отделов мозга, его задача быстро переработать информацию и отправить её по адресу (лобные доли). И если есть нарушение связи между мозжечком и лобными долями, то у ребёнка будут нарушены речь, а также психическое и интеллектуальное развитие. Многие исследователи считают, что мозжечок — это «ключ» к обучению. Как и многие другие специалисты: логопеды, дефектологи, нейропсихологи и педагог-психологи, в своей работе с детьми задержкой психического развития, задержкой речевого развития и развитием аутистического спектра, в своей практике применяю методы мозжечковой стимуляции. Этот метод пришёл к нам из Америки, в 60-е годы прошлого столетия американец Фрэнк Бильгоу, работая с детьми, которые плохо умели читать, заметил взаимосвязь между их двигательной активностью и изменениями в навыках чтения. Это и послужило началом развития методики мозжечковой стимуляции, концепции по работе с детьми, имеющими нарушения в сенсорной интеграции. Для успешной деятельности практического психолога в образовании важно грамотно организовать своё рабочее пространство и обеспечить необходимым инструментарием. Освещение в кабинете осуществляется при помощи ламп дневного света и соответствует нормам СанПина. В кабинете имеются коррекционное оснащение: балансировочная доска Бильгоу, балансировочная полусфера, стабилоплатформа. Индивидуальное занятие начинаю с игры совместно с ребенком в паре на тех устройствах, о которых перечислила выше. Какую же проблему решаем, используя в работе с детьми вышеперечисленное оборудование? У большинства детей с проблемами развития функции мозжечка нарушены. Таким детям нужна мозжечковая стимуляция, вестибулярные, тактильные и мышечные ощущения. Выполнение упражнений на балансировочной доске улучшает взаимодействие и синхронизацию работы обоих полушарий, а также взаимодействие вестибулярной, зрительной, кинестетической и тактильной систем, улучшает общее восприятие, познавательную деятельность и обучаемость. В результате тренировок повышается концентрация внимания, укрепляются мышцы тела, повышается контроль над равновесием своего тела, развивается общая моторика, стабилизируется психоэмоциональное состояние. Упражнения постепенно усложняются, а посторонняя помощь при выполнении заданий – уменьшается. В результате ребенок переходит от совместной деятельности к самостоятельной, руководствуется сначала развернутой, а затем свернутой инструкцией. Занятия проводятся в игровой форме. Это необходимо для устранения напряженности, повышения мотивации, усиления эффективности деятельности. На балансировочной доске Бильгоу дошкольники выполняют следующие действия:
Все эти задания развивают у ребенка ловкость, улучшает зрительно-моторную координацию, крупную моторику, мышечный тонус и мышечную чувствительность, развивает вестибулярную систему. Далее после стимулирования мозжечка, переходим к когнитивным играм за столом, направленные за развитие высших психических функций мышления, внимания, памяти, речи. Стабилоплатформа в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога решает следующие задачи:
Занятие на стабилоплатформе активно задействует опорно-двигательную систему детей и высшие психические функции, благодаря чему происходит комплексное воздействие на развитие. В заключении можно отметить, что мозжечковая стимуляция, является базальным уровнем развивающей работы с детьми, должна быть системной и начинаться в раннем детском возрасте. Таким образом, мы вместе шаг за шагом учимся преодолевать сложности и искать решение проблем. Список использованной литературы:
|