Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Применение мозжечковой стимуляции и коррекции психических процессов в условиях дошкольного учреждения
Психология
Автор: Зидиханова Рида Рашитовна   
14.01.2023 11:33

Применение мозжечковой стимуляции и коррекции психических процессов в условиях дошкольного учрежденияПрименение мозжечковой стимуляции и коррекции психических процессов в условиях дошкольного учреждения

Автор: Зидиханова Р.Р., педагог-психолог МБДОУ «Морозко», ЯНАО, г. Ноябрьск

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Специалисты отмечают, что за последние десятилетия в России и, в частности, в ЯНАО, резко возросло число детей, нуждающихся в комплексной реабилитации физического и психического здоровья. Поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей. Анализ анамнестических данных некоторых категорий детей, посещающих наше дошкольное учреждение, также констатирует различные отклонения в развитии. Самой частой патологией на сегодняшний день являются различные нарушения эмоционально-волевой сферы — гиперактивность, дефицит внимания, задержка психического развития, расстройства аутичного спектра, тяжелое нарушение речи. Эти нарушения влекут за собой, прежде всего социальные, а в последствии и учебные проблемы детей: сложность, а зачастую и невозможность адаптироваться в детском коллективе, трудности в усвоении учебного материала.

 

Всем известно, что мозжечок – это быстро действующий механизм в мозге. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга, определяет скорость работы всего головного мозга в целом.

Одним из эффективных методов развития речи является метод мозжечковой стимуляции. Мозжечковая стимуляция — это система физических упражнений, направленных на совершенствование функций мозжечка, активно участвующих в формировании речи.

Мозжечок — это место сбора информации, которая поступает из всех отделов мозга, его задача быстро переработать информацию и отправить её по адресу (лобные доли). И если есть нарушение связи между мозжечком и лобными долями, то у ребёнка будут нарушены речь, а также психическое и интеллектуальное развитие. Многие исследователи считают, что мозжечок — это «ключ» к обучению.

Как и многие другие специалисты: логопеды, дефектологи, нейропсихологи и педагог-психологи, в своей работе с детьми задержкой психического развития, задержкой речевого развития и развитием аутистического спектра, в своей практике применяю методы мозжечковой стимуляции.

Этот метод пришёл к нам из Америки, в 60-е годы прошлого столетия американец Фрэнк Бильгоу, работая с детьми, которые плохо умели читать, заметил взаимосвязь между их двигательной активностью и изменениями в навыках чтения. Это и послужило началом развития методики мозжечковой стимуляции, концепции по работе с детьми, имеющими нарушения в сенсорной интеграции.

Для успешной деятельности практического психолога в образовании важно грамотно организовать своё рабочее пространство и обеспечить необходимым инструментарием. Освещение в кабинете осуществляется при помощи ламп дневного света и соответствует нормам СанПина. В кабинете имеются коррекционное оснащение: балансировочная доска Бильгоу, балансировочная полусфера, стабилоплатформа.

Индивидуальное занятие начинаю с игры совместно с ребенком в паре на тех устройствах, о которых перечислила выше.

Какую же проблему решаем, используя в работе с детьми вышеперечисленное оборудование?

У большинства детей с проблемами развития функции мозжечка нарушены. Таким детям нужна мозжечковая стимуляция, вестибулярные, тактильные и мышечные ощущения. Выполнение упражнений на балансировочной доске улучшает взаимодействие и синхронизацию работы обоих полушарий, а также взаимодействие вестибулярной, зрительной, кинестетической и тактильной систем, улучшает общее восприятие, познавательную деятельность и обучаемость. В результате тренировок повышается концентрация внимания, укрепляются мышцы тела, повышается контроль над равновесием своего тела, развивается общая моторика, стабилизируется психоэмоциональное состояние.

Упражнения постепенно усложняются, а посторонняя помощь при выполнении заданий – уменьшается. В результате ребенок переходит от совместной деятельности к самостоятельной, руководствуется сначала развернутой, а затем свернутой инструкцией. Занятия проводятся в игровой форме. Это необходимо для устранения напряженности, повышения мотивации, усиления эффективности деятельности.

На балансировочной доске Бильгоу дошкольники выполняют следующие действия:

  • бросание мяча друг другу, называя домашних или диких животных, насекомых, овощи и фрукты, играем в аналогии;
  • бросание цветных шариков то правой, то левой рукой. (изначально задаю, например, брось правой рукой желтый шарик и т.д.);
  • бросание мешочков друг другу, либо бросание над собой и выполнять хлопок;
  • стоя на балансире ребенок выстраивает кубики друг на друга;
  • бросание колец в кольцеброс, так же стоя на балансире, либо на полусфере.

Все эти задания развивают у ребенка ловкость, улучшает зрительно-моторную координацию, крупную моторику, мышечный тонус и мышечную чувствительность, развивает вестибулярную систему. Далее после стимулирования мозжечка, переходим к когнитивным играм за столом, направленные за развитие высших психических функций мышления, внимания, памяти, речи.

Стабилоплатформа в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога

решает следующие задачи:

  • развитие равновесия и координации движений;
  • улучшение регуляции психоэмоционального состояния;
  • развитие способности ребенка планировать свою деятельность;
  • повышение чувствительности стоп;
  • развитие памяти
  • развитие физической ловкость и навыков владения телом;
  • развивает мозжечок и его нейронные связи с любыми отделами головного мозга, тем самым помогает улучшить контроль над своими движениями и действиями.

Занятие на стабилоплатформе активно задействует опорно-двигательную систему детей и высшие психические функции, благодаря чему происходит комплексное воздействие на развитие.

В заключении можно отметить, что мозжечковая стимуляция, является базальным уровнем развивающей работы с детьми, должна быть системной и начинаться в раннем детском возрасте.

Таким образом, мы вместе шаг за шагом учимся преодолевать сложности и искать решение проблем.

Список использованной литературы:

  1. Бехтерев В.М. О связи так называемых периферических органов равновесия с мозжечком. Опыты с перерезкой ножек мозжечка. СПб.: Русская медицина, 1884.
  2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФСР, 1960.
  3. Зуева Ю.В., Корсакова Н.К., Калашникова Л.А. Роль мозжечка в когнитивных процессах. URL: http: //virtualcoglab. cs. msu. su/html/Zueva. Html
  4. Кипхард Э.Й. Гиперактивность как проблема психомоторного развития /Гиперактивные дети. Под ред. М. Пассольта. М., 2004.
  5. Клоссовский Б.Н. Циркуляция крови в мозгу. М.: Медицинская литература, 1951. 356 с.
  6. Лейтес Н.С., Голубева Э.А., Кадыров Б.Р. Динамическая сторона психической активности и активированности мозга /В книге «Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности». М.: Наука, 1980.
  7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия, 2005.
  8. Лурия А.Р. Об изменчивости психических функций в процессе развития ребенка //Вопросы психологии. 1962. №3. С.13-19.
  9. Острая мозжечковая атаксия. URL: http: //medicalhandbook. ru/disease/2486-acute-cerebellar-ataxia. html
  10. Псеунок А.А. Анатомия мозга. Майкоп: Аякс, 2002. 112 с.
  11. Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. М.: Сфера, 2009.
  12. Трухина С.И., Циркин В.И., Физиологические основы психической деятельности и поведения человека. М.: Медицинская книга, 2001.
  13. Физиология человека /Под редакцией В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. М.: Медицина, 2007.
  14. Хомская Е.Д. Латеральная организация мозга как нейропсихологическая основа типологии нормы /Материалы конференции «I Международная конференция памяти А.Р. Лурия». М.: РПО, 1998.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год