Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Детерминанты суицидального поведения у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Диагностика и превенция суицидального поведения.
Психология
Автор: Лебедева Сауле Тлектесовна   
24.12.2022 19:28

Детерминанты суицидального поведения у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Диагностика и превенция суицидального поведения.Детерминанты суицидального поведения у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Диагностика и превенция суицидального поведения.

Педагог-психолог СПБ ГБУ Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию № 10»

ЛЕБЕДЕВА САУЛЕ ТЛЕКТЕСОВНА СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Суицидальным поведением называют любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни.

 

Скачать презентацию

Те случаи, где опасные для жизни действия не связаны с осознанными представлениями о собственной смерти, составляют широкую зону аутодеструктивной активности (парасуицид, сэлфхарм), примыкающую к суицидальной сфере, но не являющуюся таковой в буквальном смысле.

10 общих черт суицида (по Э. Шнейдману)

  • Общей целью самоубийства является нахождение решения
  • Общая задача – прекращение сознания
  • Общий стимул – невыносимая душевная боль (психалгия)
  • Общий стрессор – фрустрированные психологические потребности
  • Общая эмоция – беспомощность, безнадежность
  • Общее отношение к суициду – амбивалентность
  • Общее состояние психики – сужение когнитивной сферы
  • Общее действие – бегство
  • Общее коммуникативное действие – сообщение о намерении
  • Общая закономерность – соответствие суицидального поведения общему жизненному стилю поведения

Факторы риска суицида

  • Возраст (максимум суицидальных попыток 15-29 лет, максимум завершенных суицидов – после 45 лет)
  • Пол (мужчины в 3-6 раз чаще совершают завершенный суицид, женщины чаще совершают попытки суицида)
  • Семейное положение (уровень суицидов выше среди лиц не состоящих в браке, бездетных, проживающих в одиночестве)

Профессиональный статус (потеря работы, выход на пенсию)

  • Религия
  • Попытки суицида в анамнезе
  • Смерть/суицид близкого
  • Зависимость от ПАВ
  • Депрессия
  • Шизофрения
  • Расстройства личности
  • ПРЛ
  • Соматическая патология (онкологические заболевания, потеря физиологических функций, врожденные/приобретенные уродства, ВИЧ/СПИД, др.)
  • Импульсивность, эмоциональная неустойчивость, эмоциональная зависимость, неадекватная самооценка, максимализм и категоричность, низкая фрустрационная толерантность, гипертрофированное чувство вины, чрезмерно выраженное желание достижения целей

Антисуицидальные факторы

  • Эмоциональная привязанность к «значимым другим»
  • Чувство долга, обязанность
  • Убеждение о неиспользованных жизненных возможностях
  • Наличие актуальных жизненных ценностей, целей
  • Религиозность, «самоубийство — грех»
  • Негативные представления о собственном внешнем виде после совершения суицида
  • Высокое внимание к собственному здоровью
  • Причины суицидального поведения
  • Конфликты с родителями/друзьями
  • Безответная любовь
  • Унижения со стороны сверстников, буллинг
  • Тяжелая семейная ситуация
  • Смерть или потеря близкого человека, болезнь близкого

Проблемы в связи с употреблением ПАВ

  • Одиночество
  • Психотравма
  • Проблемы в учебе/на работе
  • Изменение привычного стереотипа жизни
  • Аутинг (публичное разглашение информации о сексуальной ориентации/гендерной идентичности без согласия человека)
  • Денежные потери, потеря источника средств к существованию
  • Экстремальные условия

Тяжелое соматическое заболевание, обезображивающий дефект, отсутствие паллиативной помощи

  • Доведение до самоубийства
  • Религиозный фанатизм
  • Страх наказания, осуждения
  • Вынужденное самоубийство
  • Подражательное самоубийство «Эффект Вертера»
  • Мотивы суицидального поведения
  • Месть, протест, наказание «значимого другого»
  • Самонаказание
  • Привлечение внимания
  • Прекращение невыносимой психологической боли
  • Прекращение физической боли
  • Избегание наказания/страдания
  • Жертвоприношение
  • Личностные детерминанты суицидального поведения
  • Импульсивность
  • Внушаемость
  • Неустойчивая самооценка
  • Эмоциональная лабильность
  • Низкая фрустрационная толерантность
  • Бедность репертуара психологических защит
  • Склонность к фиксации на негативных переживаниях
  • Когнитивные искажения (катастрофизация, сверхобобщение и пр.)

Неадаптивные копинг-стратегии

  • Максимализм
  • Дихотомия мышления ( «все или ничего», «черное – белое»)
  • Замкнутость
  • Трудности в дифференциации и вербализации собственных эмоций / алекситимия
  • Агрессивность, раздражительность
  • Склонность к фантазированию
  • Одиночество
  • Чувство собственной неполноценности, чрезмерная критичность к себе
  • Демонстративность

Факторы риска суицидального поведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

  • Смерть/суицид родственников
  • Употребление ПАВ, зависимость родственников
  • Жестокое обращение по отношению к несовершеннолетнему
  • Свидетель насилия
  • Нарушения привязанности
  • Употребление ПАВ
  • Правонарушения
  • Раннее начало половой жизни/промискуитет
  • Внезапное изменение жизненного уклада, обрыв социальных связей, изменение социального статуса
  • Отсутствие значимых взрослых
  • Отсутствие близких доверительных отношений
  • Неопределенность перспектив
  • Отсутствие устойчивых интересов

Нереалистичные ожидания, «долженствования» к людям, иждивенческие установки

Негативные убеждения о собственной личности ( «Я никому не нужен», «Я не достоин любви», «Я не такой» и пр.)

Стигматизация, буллинг

Взаимосвязь суицидального поведения и жестокого обращения по отношению к детям и подросткам

Под жестоким обращением с детьми и подростками принято понимать поведение, выходящее за рамки социальных норм с риском причинения физического или эмоционального вреда ребенку. Подобное поведение может быть как намеренным, так и непреднамеренным, включает в себя как определенные действия, так и бездействие. Принято различать следующие виды жестокого обращения: физическое, сексуальное, эмоциональное насилие, пренебрежение нуждами ребенка.

Причиной суицидального поведения могут являться такие последствия жестокого обращения как наличие физических недостатков в связи с полученными травмами, беременность, ЗППП, негативные убеждения о собственной личности, страх, вина, стыд, чувство собственной неполноценности и малоценности. Так же к последствиям жестокого обращения по отношению к несовершеннолетним относят психопатологические симптомы и синдромы такие как депрессия, ПТСР, расстройства личности.

Жестокое обращение влияет на созревание структур головного мозга активно участвующих в управлении эмоциями орбито-фронтальная кора, гиппокамп, миндалевидное тело, мозолистое тело (Teicher, Schore, Lutz P-E, Mechawar N., G. Turecki)

Застревание в режиме «бей или беги» в связи с хроническим повышением уровня гормонов стресса.

Горе / утрата как фактор риска суицидального поведения у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Синдром утраты / синдром острого горя – состояние, обусловленное потерей особо значимого лица вследствие его смерти или разрыва отношений.

Понятие «синдром утраты» применимо к ситуации резкого изменения образа жизни вследствие утраты чего-либо с субъективным ощущением и переживанием такой утраты.

Синдром утраты является суицидоопасным психологическим состоянием с высокой вероятностью осуществления и рецидивирования суицидальных действий.

Клинические проявления:

Интенсивное чувство физического страдания в виде соматовегетативных пароксизмов;

Поглощенность образом утраченного с возможным иллюзорным восприятием реальности;

Чувство вины по отношению к умершему;

Агрессивность в виде враждебных реакций по отношению к окружающим;

Утрата прежних естественных моделей поведения в виде нецеленаправленных, часто нецелесообразных действий, обусловленных сужением мотивационной сферы;

Идентификация с утратой, обусловленная поглощенностью утраченным.

Стадии горя по Э. Кюблер-Росс

Отрицание

Гнев

Торг

Депрессия

Принятие

Нарушения привязанности как фактор риска суицидального поведения у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Аддиктивное поведение как фактор риска суицидального поведения у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Задачи первичной профилактики

Оценка риска суицида

Выявление антисуицидальных факторов

Валидация эмоций, поддержка

Поиск путей преодоления проблем ребенка

Коррекция негативных глубинных убеждений о собственной личности, других людях и мире в целом

Формирование реалистичных представлений о будущем, развитие навыков планирования и целеполагания

БЛИЗКИЕ ОТНОШЕНИЯ, ПРИВЯЗАННОСТЬ

Восстановление нарушенной самоидентичности (Кто я теперь?)

Оценка риска суицида

БЕСЕДА

Сбор анамнеза, актуальная жизненная ситуация

Отношение к суициду, причины, мотивы, антисуицидальные факторы

Наличие плана, его детализированность

Насколько далеко по плану продвинулся клиент (антивитальные переживания/суицидальные мысли/суицидальные замыслы/подготовка к суициду/попытка суицида)

Оценка риска суицида – психодиагностические методики

Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков (А. Н. Волкова)

Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой)

Методика «Карта риска суицида» (модификация для подростков Л.Б. Шнейдер)

Выявление суицидального риска у детей (А. А. Кучер, В.П. Костюкевич)

Методика экспресс-диагностики суицидального риска «Сигнал»

Шкала суицидального риска Г.В. Старшенбаума

Шкала депрессии А.Бека (Beck Depressuon Inventory)

Шкала безнадежности А.Бека (Beck Hopelessnes Inventory)

Опросник ранних дезадаптивных схем Дж. Янга YSQ-S3R

Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина (реактивная и личностная тревожность)

Интегративный тест тревожности (Бизюк А.П., Вассерман Л.И., Иовлев Б.В.)

Симптоматический опросник SCL – 90

Патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко

Мини-мульт (СМОЛ) и др.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год