Психология | |||
Автор: Лебедева Сауле Тлектесовна | |||
24.12.2022 19:28 | |||
Детерминанты суицидального поведения у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Диагностика и превенция суицидального поведения. Педагог-психолог СПБ ГБУ Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию № 10» ЛЕБЕДЕВА САУЛЕ ТЛЕКТЕСОВНА СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Суицидальным поведением называют любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни.
Те случаи, где опасные для жизни действия не связаны с осознанными представлениями о собственной смерти, составляют широкую зону аутодеструктивной активности (парасуицид, сэлфхарм), примыкающую к суицидальной сфере, но не являющуюся таковой в буквальном смысле. 10 общих черт суицида(по Э. Шнейдману)
Факторы риска суицида
Профессиональный статус (потеря работы, выход на пенсию)
Антисуицидальные факторы
Проблемы в связи с употреблением ПАВ
Тяжелое соматическое заболевание, обезображивающий дефект, отсутствие паллиативной помощи
Неадаптивные копинг-стратегии
Факторы риска суицидального поведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Нереалистичные ожидания, «долженствования» к людям, иждивенческие установки Негативные убеждения о собственной личности ( «Я никому не нужен», «Я не достоин любви», «Я не такой» и пр.) Стигматизация, буллинг Взаимосвязь суицидального поведения и жестокого обращения по отношению к детям и подросткам Под жестоким обращением с детьми и подростками принято понимать поведение, выходящее за рамки социальных норм с риском причинения физического или эмоционального вреда ребенку. Подобное поведение может быть как намеренным, так и непреднамеренным, включает в себя как определенные действия, так и бездействие. Принято различать следующие виды жестокого обращения: физическое, сексуальное, эмоциональное насилие, пренебрежение нуждами ребенка. Причиной суицидального поведения могут являться такие последствия жестокого обращения как наличие физических недостатков в связи с полученными травмами, беременность, ЗППП, негативные убеждения о собственной личности, страх, вина, стыд, чувство собственной неполноценности и малоценности. Так же к последствиям жестокого обращения по отношению к несовершеннолетним относят психопатологические симптомы и синдромы такие как депрессия, ПТСР, расстройства личности. Жестокое обращение влияет на созревание структур головного мозга активно участвующих в управлении эмоциями орбито-фронтальная кора, гиппокамп, миндалевидное тело, мозолистое тело (Teicher, Schore, Lutz P-E, Mechawar N., G. Turecki) Застревание в режиме «бей или беги» в связи с хроническим повышением уровня гормонов стресса. Горе / утрата как фактор риска суицидального поведения у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Синдром утраты / синдром острого горя – состояние, обусловленное потерей особо значимого лица вследствие его смерти или разрыва отношений. Понятие «синдром утраты» применимо к ситуации резкого изменения образа жизни вследствие утраты чего-либо с субъективным ощущением и переживанием такой утраты. Синдром утраты является суицидоопасным психологическим состоянием с высокой вероятностью осуществления и рецидивирования суицидальных действий. Клинические проявления: Интенсивное чувство физического страдания в виде соматовегетативных пароксизмов; Поглощенность образом утраченного с возможным иллюзорным восприятием реальности; Чувство вины по отношению к умершему; Агрессивность в виде враждебных реакций по отношению к окружающим; Утрата прежних естественных моделей поведения в виде нецеленаправленных, часто нецелесообразных действий, обусловленных сужением мотивационной сферы; Идентификация с утратой, обусловленная поглощенностью утраченным. Стадии горя по Э. Кюблер-Росс Отрицание Гнев Торг Депрессия Принятие Нарушения привязанности как фактор риска суицидального поведения у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Аддиктивное поведение как фактор риска суицидального поведения у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Задачи первичной профилактики Оценка риска суицида Выявление антисуицидальных факторов Валидация эмоций, поддержка Поиск путей преодоления проблем ребенка Коррекция негативных глубинных убеждений о собственной личности, других людях и мире в целом Формирование реалистичных представлений о будущем, развитие навыков планирования и целеполагания БЛИЗКИЕ ОТНОШЕНИЯ, ПРИВЯЗАННОСТЬ Восстановление нарушенной самоидентичности (Кто я теперь?) Оценка риска суицида БЕСЕДА Сбор анамнеза, актуальная жизненная ситуация Отношение к суициду, причины, мотивы, антисуицидальные факторы Наличие плана, его детализированность Насколько далеко по плану продвинулся клиент (антивитальные переживания/суицидальные мысли/суицидальные замыслы/подготовка к суициду/попытка суицида) Оценка риска суицида – психодиагностические методики Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков (А. Н. Волкова) Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой) Методика «Карта риска суицида» (модификация для подростков Л.Б. Шнейдер) Выявление суицидального риска у детей (А. А. Кучер, В.П. Костюкевич) Методика экспресс-диагностики суицидального риска «Сигнал» Шкала суицидального риска Г.В. Старшенбаума Шкала депрессии А.Бека (Beck Depressuon Inventory) Шкала безнадежности А.Бека (Beck Hopelessnes Inventory) Опросник ранних дезадаптивных схем Дж. Янга YSQ-S3R Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина (реактивная и личностная тревожность) Интегративный тест тревожности (Бизюк А.П., Вассерман Л.И., Иовлев Б.В.) Симптоматический опросник SCL – 90 Патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко Мини-мульт (СМОЛ) и др. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
|