Кубики историй – современный инструмент в работе педагога-психолога. |
Психология | |||
Автор: Золотарева Екатерина Евгеньевна | |||
20.12.2022 09:42 | |||
Кубики историй – современный инструмент в работе педагога-психолога. Отсутствие живого речевого общения и свободного времени у родителей, гаджеты в жизни маленьких детей — всё это приводит к дефициту речевого общения. Как результат — негативное влияние на эмоциональное состояние детей, неуверенность себе, безволие, склонность к жестокости. Обработка визуальных данных — это способность к осмыслению образов, позволяющая людям обрабатывать и интерпретировать смысл информации, которую мы получаем благодаря нашему зрению. В своей работе психологом, я часто сталкиваюсь с тем, что детям, сложно выразить словами то, что с ними происходит. Часто сложно рассказать о травмирующих событиях, переживаниях, они не видят выхода из тупиковой ситуации, не могут справиться с тяжёлым эмоциональным состоянием. В таких случаях помощниками становятся проективные инструменты. Это натолкнуло меня на мысль о возможности использования «Кубиков историй» в качестве диагностического инструментария.
В игре каждый ребенок рассказывает историю с позиции своего жизненного опыта, наделяет героев истории своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами, поэтому игра «Кубики историй» — это технология, которая решает многие вопросы воспитания, развития и обучения в современном мире. Игра состоит из 9 кубиков, 54 картинок, которые погружают в мир фантазий, иллюзий и приключений. Каждый рисунок — захватывающий и неожиданный поворот повествования. Сочиняя рассказы, ребенок учится правильно выражать свои мысли и выстраивать логические цепочки событий. При использовании картинок в процессе воображения развивается ассоциативное и логическое мышление. Формирование психологических взаимосвязей, целью которых выступает управление вниманием и чувствами слушателя, расстановка правильных и нужных акцентов помогают не только развить речь ребёнка, но и раскрывают его творческие способности, развивают познавательный интерес, помогают поверить в себя, уверенно чувствовать среди сверстников. А осознанное восприятие своих эмоций, чувств и переживаний, помогают понимать эмоциональное состояние других людей. Ребенок бросает и кубик и в зависимости от выпавшего изображения, начинает рассказывать своим друзьям невероятную историю, затем следующий игрок достает и бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа. Таким образом, плавно переходят от одной картинки к другой и сочиняют необычные смешные, а иногда грустные истории. В процессе игры происходит психопрофилактическая работа. Несомненно, что рассказывание историй раскрепощает застенчивых детей, делает робких — смелыми, молчаливых — разговорчивыми и повышает настроение, потому что сочинять истории — это не только полезно, но еще и очень увлекательно! Взяв за идею оригинальную версию игры, я решила предложить сделать «Кубики историй» детям подготовительных групп. Они с радостью откликнулись на моё обращение. Для изготовления игры «Кубики историй» мне понадобились шаблоны кубиков с нанесенными изображениями, которые я предложила раскрасить детям. Затем мы вырезали их и склеили. Так получилась увлекательная игра для детей. На следующем этапе игры дети самостоятельно нарисовали свои образы, которые посчитали важными. Так появились изображения «падающего настроения», «цветка желаний», «динозавра из прошлого». В любой игре есть правила, рассказ истории по кубикам подчиняется тоже им подчиняется: Вступление. Оно должно быть коротким, здесь дети входят с ситуацию и знакомятся с героем. Варианты вступления:
Развитие событий. Здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или в конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а наоборот, становится все напряжённее. Кульминация. Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит чемпионом (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта! Заключение. Заключение должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним предложением. При сочинении историй, можно давать ребенку (участникам группы) возможность менять ход событий, повернув кубик на другой бок и задействовав рисунок с другой грани. Можно сделать это и обязательным: ребенок должен сочинить как минимум два варианта развития истории – на основе выпавшего рисунка и на основе рисунка с противоположной грани. Причем, «нижний» рисунок символизирует в таком случае не просто другой, а противоположный ход событий. Играя важно помнить главное: ребенок – единственный, кто имеет право на интерпретацию образов. Педагог-психолог — слушатель. Именно по этой причине после составленной истории он совместно с ребенком обсуждает и рефлексирует как содержание получающейся истории, так и ощущения, возникающие в процессе ее сочинения. Истории, рассказанные с помощью кубиков, можно записывать и иллюстрировать. Интересных историй и ярких эмоций! Педагог-психолог 1 кк МАДОУ №43 г. Екатеринбург Е.Е. Золотарева
|