«Детские капризы и упрямства»
Авторы: Потапенко Татьяна Валериевна, Третенкова Анна Васильевна
Тема детских капризов и упрямства волнует, практически, всех родителей и педагогов.
Воспитание ребенка – очень сложный процесс, требующий большого колличества времени, физических и моральных усилий. Несмотря на все старания, в жизни каждого малыша наступают, так называемые, критические периоды, требующие повышенного внимания со стороны родителей.
Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения:
- Непослушанием, выражающемся в озорстве.
- Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определенных причин.
- Своеволием.
- Недисциплинированностью.
Каприз – это когда ребенок контролирует свое поведение, когда он настаивает на том, что хочет, что ему надо, причем делает это с подныванием, с хныканием, плачем, многократным повторением желаемого. Каприз – это легкая форма эмоционального проявления. Каприз – это, прежде всего, сигнал о дискомфорте: ребенок голоден, не выспался, начинает заболевать, устал, перевозбудился и т. д. Устраните этот дискомфорт и каприз сойдет на нет.
Причины капризов у детей:
- Особенности психического развития ребенка: в своем развитии ребенок проходит определенные стадии, так называемые возрасты капризов, связанные с естественным стремлением к самоутверждению и независимости. В норме естественным (хотя и необязательным) является учащение капризов в периоды возрастных кризисов, когда ребенок особенно чувствителен к воздействиям взрослых и их оценкам, трудно переносит запреты на осуществление своих замыслов.
- Смена обстановки. Например, когда у ребенка появляются младшие брат или сестра, малыш чувствует, что перестал быть единственным, и любовь родителей распространяется на кого-то еще. Единственный приемлемый для ребенка способ преодолеть ощущение одиночества – бурный протест, выражающийся в ярких вспышках гнева, злости и агрессии. Недостаток родительской любви – пожалуй, главная причина бесконечных и беспричинных капризов и непослушания.
- Различие природных темпераментов ребенка и взрослых. Часто родители предъявляют к своему ребенку требования, выполнить которые он не может именно в силу своих врожденных психологических особенностей. Даже самый спокойный флегматик начнет капризничать, если вы попытаетесь разговаривать с ним на языке холерика или сангвиника.
- Могут возникнуть капризы и от переутомления, и от перенапряжения, и от перенасыщения впечатлениями. Детский ум и воображение нельзя нагружать множеством развлечений. Даже самые приятные впечатления, но в большом колличестве, не приносят ребенку тех удовольствий, на которые рассчитывают взрослые, желая доставить ребенку приятное.
- Недостаток внимания со стороны взрослых или гиперопека. Ребенок хочет привлечь к себе внимание.
- Реакция на родительский запрет. Капризничая, ребенок хочет добиться чего-то желаемого: подарка, разрешения гулять или еще чего-то, что родители запрещают из каких-то непонятных малышу побуждений.
- Заласкивание ребенка, потакание всем его прихотям при полном отсутствии разумных требований к нему.
Пути преодоления капризов:
- рациональная организация жизни и всей сиситемы воспитания в семье;
- соблюдение режима дня и достаточное распределение внимания потребностям ребенка, но не чрезмерное;
- последовательность поведения взрослых – за первоначальным отказом не должна следовать уступкак;
- спокойное игнорирование капризов, когда очевидно, что желания ребенка выходят за рамки дозволенного, разумного;
- проявление к детям достаточного внимания, любви, признания, так как капризы иногда носят демонстративный характер и имеют цель привлечь внимание взрослых;
- наполнение жизни ребенка познавательным интересным содержанием.
Упрямство – это доступная для ребенка форма заявления о себе, о своих желаниях, чувствах. Осознавать свои желания и выражать их в понятной для окружающих форме – непростая задача для ребенка.
Причины упрямства у детей:
- Возрастные особенности. В возрасте 2.5-4 лет у ребенка формируются самооценка и самолюбие. Он пробует на прочность собственные границы и закрепляет самостоятельность, противопоставляя свои желания родительским.
- Слишком мягкое воспитание. Ребенок привыкает при любых обстоятельствах получать желаемое, и отказ родителей вызывает в нем агрессию и упрямство.
- Чрезмерная опека. Малыш пытается отстоять свою самостоятельность, но пока не знает как, и поэтому просто не желает делать то, что ждут от него родители. Если взрослые предлагают одно, а ребенок специально выбирает другое, то это «назло».
- Большое колличество запретов, в основном немотивированных. Главный девиз папы (мамы) – «я так сказал (а)» — быстро становится девизом ребенка. Если ему никто ничего не объясняет, то и он не будет. Он просто требует. И еще упрямство будет протестом против всех запретов.
- Частые конфликты в семье между родителями или другими домочадцами. Наблюдая конфликты взрослых, ребенок принимает такое поведение за норму. При этом авторитета в большей степени заслуживает тот, кто смог настоять на своем. Неудивительно, что ребенок быстро усваивает данную позицию. Упрямство в этой ситуации может быть способом переключения на себя внимания взрослых. Упрямство часто сопровождается агрессивным или истеричным поведением, что делает ситуацию довольно сложной.
Пути преодоления упрямства:
- Увлечь интересным заданием, игрой, всем тем, что создало бы условия для адекватной возрасту реализации возможностей, потребностей и интересов и послужило бы поводом для своевременного одобрения и похвалы;
- Представить себя на месте ребенка;
- Сопоставить поведение ребенка дома и в детском саду;
- Чаще играть с детьми;
- Общаться «лицом к лицу»;
- Проигрывать конфликтные ситуации в иносказательной форме с переменой ролей по возрасту.
В целом же, для искоренения упрямства необходимо осознанное изменение поведения самих взрослых, так как корни этого явления лежат не в ребенке, а в родителях. Искать источник упрямства только в ребенке бесполезно.
Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:
- Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
- Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
- Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки его еще сильнее возбуждают.
- Будьте в поведении с ребенком настойчивы, если сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
- Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и отвести в сторону.
- Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай!» Ребенку только это и нужно.
- Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка!» Подобные отвлекающие маневры заинтересуют капризулю и он успокоится.
- Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление «сломить силой авторитета».
- Спокойный тон общения, без раздражительности.
- Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.
Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь идет о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребенка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:
- Нельзя хвалить за то, что достигнуто не своим трудом, не подлежит похвале (красота, сила, ум, ловкость), из жалости и желания понравится.
- Надо хвалить за поступок, за свершившееся действие; начинать сотрудничать с ребенком всегда с похвалы, одобрения; очень важно похвалить ребенка с утра, как можно раньше и на ночь тоже; уметь хвалить ребенка, не хваля (например, попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.
- Наказывать и ругать нельзя когда:
- ребенок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни, так как в это время психика ребенка уязвима и реакция непредсказуема
- когда ребенок ест, сразу после сна и перед сном
- во всех случаях, когда что-то не получается, (например, когда вы торопитесь, а ребенок не может завязать шнурки)
- после физической и душевной травмы (например, ребенок упал, а вы ругаете за это, считая, что он виноват)
- когда ребенок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью, но он очень старался
- когда внутренние мотивы его поступков вам не понятны
- когда вы сами не в себе.
Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своем семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего вышеперечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в своей семье.
|