Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Детские капризы и упрямства»
Психология
Автор: Потапенко Татьяна Валериевна, Третенкова Анна Васильевна   
28.08.2022 16:24

«Детские капризы и упрямства»«Детские капризы и упрямства»

Авторы: Потапенко Татьяна Валериевна, Третенкова Анна Васильевна

Тема детских капризов и упрямства волнует, практически, всех родителей и педагогов.

Воспитание ребенка – очень сложный процесс, требующий большого колличества времени, физических и моральных усилий. Несмотря на все старания, в жизни каждого малыша наступают, так называемые, критические периоды, требующие повышенного внимания со стороны родителей.

Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения:

  1. Непослушанием, выражающемся в озорстве.
  2. Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определенных причин.
  3. Своеволием.
  4. Недисциплинированностью.

Каприз – это когда ребенок контролирует свое поведение, когда он настаивает на том, что хочет, что ему надо, причем делает это с подныванием, с хныканием, плачем, многократным повторением желаемого. Каприз – это легкая форма эмоционального проявления. Каприз – это, прежде всего, сигнал о дискомфорте: ребенок голоден, не выспался, начинает заболевать, устал, перевозбудился и т. д. Устраните этот дискомфорт и каприз сойдет на нет.

 

Причины капризов у детей:

  1. Особенности психического развития ребенка: в своем развитии ребенок проходит определенные стадии, так называемые возрасты капризов, связанные с естественным стремлением к самоутверждению и независимости. В норме естественным (хотя и необязательным) является учащение капризов в периоды возрастных кризисов, когда ребенок особенно чувствителен к воздействиям взрослых и их оценкам, трудно переносит запреты на осуществление своих замыслов.
  2. Смена обстановки. Например, когда у ребенка появляются младшие брат или сестра, малыш чувствует, что перестал быть единственным, и любовь родителей распространяется на кого-то еще. Единственный приемлемый для ребенка способ преодолеть ощущение одиночества – бурный протест, выражающийся в ярких вспышках гнева, злости и агрессии. Недостаток родительской любви – пожалуй, главная причина бесконечных и беспричинных капризов и непослушания.
  3. Различие природных темпераментов ребенка и взрослых. Часто родители предъявляют к своему ребенку требования, выполнить которые он не может именно в силу своих врожденных психологических особенностей. Даже самый спокойный флегматик начнет капризничать, если вы попытаетесь разговаривать с ним на языке холерика или сангвиника.
  4. Могут возникнуть капризы и от переутомления, и от перенапряжения, и от перенасыщения впечатлениями. Детский ум и воображение нельзя нагружать множеством развлечений. Даже самые приятные впечатления, но в большом колличестве, не приносят ребенку тех удовольствий, на которые рассчитывают взрослые, желая доставить ребенку приятное.
  5. Недостаток внимания со стороны взрослых или гиперопека. Ребенок хочет привлечь к себе внимание.
  6. Реакция на родительский запрет. Капризничая, ребенок хочет добиться чего-то желаемого: подарка, разрешения гулять или еще чего-то, что родители запрещают из каких-то непонятных малышу побуждений.
  7. Заласкивание ребенка, потакание всем его прихотям при полном отсутствии разумных требований к нему.

Пути преодоления капризов:

  1. рациональная организация жизни и всей сиситемы воспитания в семье;
  2. соблюдение режима дня и достаточное распределение внимания потребностям ребенка, но не чрезмерное;
  3. последовательность поведения взрослых – за первоначальным отказом не должна следовать уступкак;
  4. спокойное игнорирование капризов, когда очевидно, что желания ребенка выходят за рамки дозволенного, разумного;
  5. проявление к детям достаточного внимания, любви, признания, так как капризы иногда носят демонстративный характер и имеют цель привлечь внимание взрослых;
  6. наполнение жизни ребенка познавательным интересным содержанием.

Упрямство – это доступная для ребенка форма заявления о себе, о своих желаниях, чувствах. Осознавать свои желания и выражать их в понятной для окружающих форме – непростая задача для ребенка.

Причины упрямства у детей:

  1. Возрастные особенности. В возрасте 2.5-4 лет у ребенка формируются самооценка и самолюбие. Он пробует на прочность собственные границы и закрепляет самостоятельность, противопоставляя свои желания родительским.
  2. Слишком мягкое воспитание. Ребенок привыкает при любых обстоятельствах получать желаемое, и отказ родителей вызывает в нем агрессию и упрямство.
  3. Чрезмерная опека. Малыш пытается отстоять свою самостоятельность, но пока не знает как, и поэтому просто не желает делать то, что ждут от него родители. Если взрослые предлагают одно, а ребенок специально выбирает другое, то это «назло».
  4. Большое колличество запретов, в основном немотивированных. Главный девиз папы (мамы)«я так сказал (а)» — быстро становится девизом ребенка. Если ему никто ничего не объясняет, то и он не будет. Он просто требует. И еще упрямство будет протестом против всех запретов.
  5. Частые конфликты в семье между родителями или другими домочадцами. Наблюдая конфликты взрослых, ребенок принимает такое поведение за норму. При этом авторитета в большей степени заслуживает тот, кто смог настоять на своем. Неудивительно, что ребенок быстро усваивает данную позицию. Упрямство в этой ситуации может быть способом переключения на себя внимания взрослых. Упрямство часто сопровождается агрессивным или истеричным поведением, что делает ситуацию довольно сложной.

Пути преодоления упрямства:

  1. Увлечь интересным заданием, игрой, всем тем, что создало бы условия для адекватной возрасту реализации возможностей, потребностей и интересов и послужило бы поводом для своевременного одобрения и похвалы;
  2. Представить себя на месте ребенка;
  3. Сопоставить поведение ребенка дома и в детском саду;
  4. Чаще играть с детьми;
  5. Общаться «лицом к лицу»;
  6. Проигрывать конфликтные ситуации в иносказательной форме с переменой ролей по возрасту.

В целом же, для искоренения упрямства необходимо осознанное изменение поведения самих взрослых, так как корни этого явления лежат не в ребенке, а в родителях. Искать источник упрямства только в ребенке бесполезно.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

  1. Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
  2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
  3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки его еще сильнее возбуждают.
  4. Будьте в поведении с ребенком настойчивы, если сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
  5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и отвести в сторону.
  6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай!» Ребенку только это и нужно.
  7. Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка!» Подобные отвлекающие маневры заинтересуют капризулю и он успокоится.
  8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление «сломить силой авторитета».
  9. Спокойный тон общения, без раздражительности.
  10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь идет о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребенка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

  1. Нельзя хвалить за то, что достигнуто не своим трудом, не подлежит похвале (красота, сила, ум, ловкость), из жалости и желания понравится.
  2. Надо хвалить за поступок, за свершившееся действие; начинать сотрудничать с ребенком всегда с похвалы, одобрения; очень важно похвалить ребенка с утра, как можно раньше и на ночь тоже; уметь хвалить ребенка, не хваля (например, попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.
  3. Наказывать и ругать нельзя когда:
  • ребенок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни, так как в это время психика ребенка уязвима и реакция непредсказуема
  • когда ребенок ест, сразу после сна и перед сном
  • во всех случаях, когда что-то не получается, (например, когда вы торопитесь, а ребенок не может завязать шнурки)
  • после физической и душевной травмы (например, ребенок упал, а вы ругаете за это, считая, что он виноват)
  • когда ребенок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью, но он очень старался
  • когда внутренние мотивы его поступков вам не понятны
  • когда вы сами не в себе.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своем семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего вышеперечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в своей семье.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год