Психолого-педагогическое занятие в формате беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Друг — это» |
Психология | |||
Автор: Никитина Анна Валерьевна | |||
04.07.2022 17:07 | |||
Психолого-педагогическое занятие в формате беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Друг — это» Автор: педагог-психолог 1 квалификационной категории МДОУ №12 «Журавушка» г. Ярославля Никитина Анна Валерьевна Целевая аудитория: воспитанники старшего дошкольного возраста. Цель занятия: содействовать грамотному формированию у воспитанников понятия «дружба», повышая ценность межличностного общения и укрепляя позитивные взаимоотношения со сверстниками. Задачи занятия: сплочение детского коллектива; повышение стремления дружить; расширение словарного запаса воспитанников; развитие эмоциональной сферы. Формы и методы проведения занятия: беседа с подгруппой или группой детей старшего дошкольного возраста на тему «Друг-это», с выполнением творческого задания. Инструментарий для работы: заранее нарисованный портрет человека на листе формата А2, флипчарт, фломастеры, музыка для релаксации, заготовки конвертов, клей, карандаши для раскрашивания. Основная часть занятия. Беседа по теме «Что такое дружба?»:
Педагог-психолог: Приветствие. «Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех здесь видеть, в нашей чудесной уютной группе детского сада. Давайте, для начала, поздороваемся друг с другом, необычным способом. Например, с помощью вот этого волшебного мяча дружбы (психолог показывает мяч). Передадим его соседу, сидящему от вас слева, и скажем комплимент, то есть что-то приятное про него» Дети выполняют задание. Педагог-психолог: Молодцы! Вы все отлично справились с заданием. Всем было приятно услышать добрые слова от другого человека, многие даже улыбнулись. И, я улыбнулась глядя на вас. Да, и комплимент мне было также приятно получить! Я к вам пришла сегодня поговорить на очень важную тему. О дружбе. Каждый из вас знает, что у всех нас есть люди, которые нам не являются родными. Но, если посмотреть более глубоко, то могут быть и родные, двоюродные... Люди, к которым мы с вами бежим, торопимся, хотим быть рядом, вместе играть, им помогать, что-то делать. Есть такие люди у вас? (дети отвечают) Эти люди похожи на нас интересами, увлечениями. Или же, наоборот, казалось бы, на первый взгляд, ничего общего с нами такие люди не имеют: внешне не похожи, увлечения другие, возрастом отличаются. Но, с ними все равно, приятно делать, думать, даже молча сидеть … Таких людей мы называем друзьями. Приятно ведь сказать, «у меня есть друг, подруга». Педагог-психолог: У кого из вас есть друзья, поднимите, пожалуйста, руку? Дети отвечают, поднимая руку, высказывают мнение. Педагог-психолог: Замечательно! Вы дружелюбные и добрые ребята. А, теперь, расскажите, пожалуйста, по очереди, как зовут вашего друга или подругу, чем вы любите с ним заниматься? Или, может быть, скажете, почему вас этот человек нравится? Дети по очереди отвечают, а педагог записывает называемые качества на плакате с изображением человека. Педагог-психолог: Посмотрите внимательно на доску, пока вы называли мне качества друга, я записывала их за вами на плакате. Те из вас, кто уже умеет читать, сейчас помогут с легкостью рассказать нам, что же здесь написано. А, я при затруднении, обязательно, вам помогу! Давайте, вместе с вами, прочитаем качества, присущие человеку, которого мы называем другом. Дети выполняют задание вместе с педагогом и вслух проговаривают качества. (Пример: вежливый, уважительный, добрый, интересный, щедрый, неконфликтный, смелый, аккуратный, любознательный веселый, толерантный, приятный, др.). Педагог-психолог: Красивый у нас с вами получился плакат, подобрали много вежливых слов о человеке, гордо называемом другом. Теперь же, подумайте, кто из вас может назвать себя другом? И, почему? Может быть, вы обладаете этими качествами? Дети отвечают, поднимая руку, высказывают мнение. Педагог-психолог: А, есть ли среди нас с вами ребята, которые не соответствуют этим качествам: невежливые, конфликтные, неуважительные, непослушные, драчуны, невнимательные к людям? Дети отвечают, поднимая руку, высказывают мнение. Таким ребята есть в любом коллективе, куда бы вы не пришли. Это все от того, что мы разные, у всех разное воспитание, разная семья, разные увлечения. Но, таким, казалось бы, сложным ребятам, даже больше, чем нам с вами, нужно помогать, помогать исправляться. Им сложно! Их поведение направлено на то, чтобы доказать нам, что они могут многое. Но, в то же время, ведут себя так, будто ничего не умеют. Если они ссорятся, нужно сказать «У нас в группе все живут дружно», если они ругаются «У нас в группе вопросы решаются мирно», если вас обижают «Я не буду играть, пойду к ребятам, которые меня не обижают». И, человек, таким образом, поймет, что вы придерживайтесь правил поведения, установленных группой и ему тоже, чтобы быть членом вашей команды, придется придерживаться этих правил и, исправляться. А, может быть, и в скором времени, этот человек для вас станет самым настоящим другом! Согласны? Дети отвечают Педагог-психолог: Другом быть сложно! Но, очень интересно. Всем нужна поддержка, одобрение, внимание. Без друзей жить сложно, одиноко. Творческая часть: Чтобы нам с вами проявить внимание к ребятам и, возможно, подружиться с теми, с кем вам хочется, но вы еще не дружите, предлагаю вам поиграть в игру. Она позволит по-доброму взглянуть на наших мальчиков и девочек каждому из вас. Кто-то заведет новых друзей, кто-то укрепит дружбу, а кто-то просто сделает приятно ребятам. А, может быть и одобрение от воспитателя вы получите за послушание, уважение, внимательное выполнение работ. Итак, сейчас из заготовок мы вырежем конверты. И, вместе со мной их склеим. Затем, раскрасим и украсим, чтобы ваш конверт был самым красивым и аккуратным. Главное – не торопиться. После чего, конверт, повесим каждый на свой шкафчик. И, друзья, родители, педагоги, при желании, смогут вас положить туда приятное одобряющее слово, рисунок, фигурку из бумаги, например – сердечко. Другу станет приятно! Кто захотел получить сюрприз от друга? Приступаем к работе. Педагог помогает выполнять работу и наклеивать на шкафчики. В группу вывешивается портрет человека с личными границами и качествами друга. Вывод по проведенной работе: в психологической акции ДОУ, дети с энтузиазмом восприняли участие, делали конверты и их украшали, повесили на шкафчики и складывали подарки одногруппникам, проявляя эмпатию, симпатию, положительный спектр эмоций. Периодически, для стимулирования активности, подарки складывали педагоги, тем детям, которые показали заинтересованность на занятиях или правильно вели себя, а также, тем, которые имели социально-невысокий статус среди других воспитанников. Это повышало самооценку ребят. Непринятых детей в группе нет, по результатам весенней социометрии.
|