Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР В РАБОТЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ и КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Психология
Автор: Швецова Марина Сергеевна   
18.06.2022 08:01

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР В РАБОТЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ и КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР В РАБОТЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ и КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • Швецова Марина Сергеевна Студентка ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан
  • Сагоякова Наталья Фёдоровна Кандидат пед. наук, доцент кафедры дошкольного и специального образования

Цель статьи: расширение знаний об особенностях использования подвижных игр в качестве средства по профилактике и коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

На современном этапе острой проблемой общества является динамика агрессивных тенденций, в связи с чем проблема агрессивности детей – важная и наиболее значимая [1, с. 117].

Проявления детской агрессивности в дошкольных учреждениях и школах все больше волнует родителей и педагогов, так как у некоторых детей агрессивность сохраняется, развивается и преобразуется в достаточно устойчивое личностное качество [3, с. 84].

Проблеме детской агрессивности до недавнего времени практически не уделялось внимания, она не рассматривалась как отдельный раздел изучения, но на данный момент данная проблема вышла на новый уровень и заинтересовала многих исследователей. В рамках педагогических наук проблемой детской агрессивности занимались и занимаются С.А. Завражин, М.П. Квадрициус, C.JI. Колосова, Н.Э. Маликова, C.B. Михейкина, Н.Г. Осухова и др. В рамках психологии изучением данной проблемы занимались исследователи Л. Берковиц, А.И. Захаров, А.Е. Личко, К. Лоренц, Л. Образцова. Данные исследователи отмечают, что «предпосылки развития поведенческого отклонения возникают и необратимо закрепляются в раннем и дошкольном возрасте» [6, с. 28].

 

Агрессия – это «либо индивидуальные, либо коллективные действия, которые противоречат общественным нормам существования людей в социуме и направлены на нанесение психического и физического вреда людям» [2, с. 12].

Детская агрессивность – это «комплексное, личностное образование, причинами которого являются психологические (нарушение мотивационной, эмоциональной, волевой или нравственной сферы), социально-психологические и социально-педагогические факторы (дезинтеграция семьи, нарушения эмоциональных связей в системе детско-родительских отношений, особенности стилей воспитания)» [7, с. 122].

К особенностям агрессивного поведения дошкольников относится то, что у детей в данном возрасте «агрессия проявляется в виде порчи игрушек, швыряния предметов, грубого обращения с животными, плача, крика, неуступчивости и упрямства и др.» [4, с. 114].

В работе по коррекции детского агрессивного поведения педагогами используются различные средства (сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия, игровая терапия и др.), при этом одним из наиболее эффективных средств являются подвижные игры в силу того, что они являются ведущей деятельностью в дошкольном возрасте [5, с. 24].

С целью обоснования эффективности использования подвижных игр в работе по профилактике и коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста была проведена опытно-экспериментальная работа, которая включала констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

База опытно-экспериментального исследования – МБДОУ «Детский сад № 3 «Семицветик»» (село Идринское, Идринского района Красноярского края). В исследовании приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста: 20 детей – контрольная группа «Лунтик» и 20 детей – контрольная группа «Морские котики». Возраст детей – 5-6 лет.

На констатирующем этапе была проведена диагностика проявлений агрессивного поведения среди детей старшего дошкольного возраста.

Формирующий этап был посвящен разработке и проведению комплекса подвижных игр в работе по профилактике и коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

На контрольном этапе была доказана эффективность использования подвижных игр в работе по профилактике и коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

На констатирующем этапе были использованы следующие диагностические методики:

  1. Методика для педагогов «Ребенок глазами взрослого» (опросник агрессивности А.А. Романовой).
  2. Методика для детей «Тест руки» (тестирование Э. Вагнера).
  3. Методика для родителей «Критерии агрессивности у ребенка» (анкета Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко).

В ходе проведения данных диагностических методик на констатирующем этапе было выявлено, что большинство детей старшего дошкольного возраста как в контрольной, так и в экспериментальной группе иногда проявляют агрессивность, склонны к открытому агрессивному поведению и находятся на среднем уровне агрессивности. Данные дети очень часто не воспринимают собственные агрессивные действия, слабо контролируют свои эмоции, положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы, добиваются своих желаний.

С целью профилактики и коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста, был проведен формирующий этап опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе «Морские котики». Нами был разработан и реализован комплекс подвижны игр, направленный на:

  • обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения своего гнева
  • формирование навыков распознавания и контроля гнева и агрессии, умению владеть собой в ситуациях, которые провоцируют вспышки гнева
  • формирование способностей к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и др.

С целью выявления эффективности использования подвижных игр в работе по профилактике и коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста, был проведен контрольный этап опытно-экспериментальной работы, на котором использовались те же диагностические методики, что и на констатирующем этапе. Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов нашего исследования позволили отметить, что в контрольной группе «Лунтик» показатели практически не изменились, а вот в экспериментальной группе «Морские котики» заметна положительная динамика, что свидетельствовало об эффективности использования подвижных игр в работе по профилактике и коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что использование подвижных игр в работе по профилактике и коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если учитываются результаты диагностики склонности дошкольников к агрессивному поведению; проводится обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева и навыкам распознавания и контроля гнева и агрессии, умениям владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева; формируется способность к эмпатии, доверию, сочувствию и сопереживанию, нашла свое подтверждение. Разработанный комплекс подвижных игр можно рекомендовать педагогам дошкольных образовательных учреждений, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.

Итак, агрессия – это такое поведение, которое направлено на причинение вреда кому-либо. В настоящее время специалистами, работающими в образовательных учреждениях, отмечена тенденция детской агрессивности. Считаем целесообразным использовать в работе по профилактике и коррекции агрессивного поведения у детей подвижные игры, как незаменимое средство детского развития и воспитания.

Библиографический список

  1. Агрессия у детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой. СПб, 2016. 240 с.
  2. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2017. № 1. С.12-19.
  3. Колосова С.Л. Детская агрессия. СПб., 2014. 120 с.
  4. Ласкин А.А. Причины детской агрессии и особенности семейного воспитания // Дошкольная педагогика. 2018. № 8. С. 114-117.
  5. Романов А.А. Направленная игровая терапия агрессивного поведения у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. Пособие. М., 2014. 48 с.
  6. Смирнова Е.О. Агрессивные дети: психологические особенности ииндивидуальные варианты // Современное дошкольное образование. 2019. № 4. С. 28-30.
  7. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. М., 2016. 224 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год