«Почему мы грустим» |
Психология | |||
Автор: Бетехтина Н.А. Лихманова К.И. Макарова Т.Н. Носова Е.И. | |||
22.02.2022 08:12 | |||
«Почему мы грустим»
педагоги-психологи МБДОУ ДС №22 «Улыбка» Цель: знакомство с эмоцией «грусть», формирование умения определять грустное эмоциональное состояние и передавать его, развитие коммуникативных навыков. Материал: лист бумаги формата А4 с заготовкой парусника, цветные карандаши, бумага формата А4, бланки к заданиям, карандаш. 1. Упражнение «Бумажный привет».
Цель: установление доверительных отношений, настрой на совместную деятельность. Техника проведения: педагог-психолог предлагает поприветствовать друг друга, используя бумагу. Инструкция: каждый из нас возьмет по листу бумаги и «сотворит» привет, например, смять, порвать сложить башню и т.п. Анализ: Выполнял (а) с интересом? Сложно фантазировать? 2. Упражнение «Парусник настроения» (Приложение 1). Цель: оценка эмоционального настроения вначале занятия. Материал: лист бумаги формата А4 с заготовкой парусника, цветные карандаши. Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку лист бумаги формата А4 с заготовкой парусника. Задача обучающегося, окрасить один из парусов в цвет своего настроения, присущее на данный момент. Инструкция: посмотри, перед тобой лист бумаги с изображением парусника, на котором мы отправимся в свое маленькое путешествие. Но прежде чем мы это сделаем, ты парус слева раскрасишь в цвет твоего настроения, самочувствия. Возьми цветной карандаш того цвета, какое у тебя сейчас настроение. Какое у тебя настроение? Анализ: Понравилось ли упражнение? Трудно ли было придумывать? 3. Упражнение «Мой портрет» (Приложение 2). Цель: расширение представлений обучающегося о себе. Техника проведения: обучающемуся предлагается изобразить свой портрет. Инструкция: на листочке в рамочке нарисуй свой портрет. Как ты себя видишь? Анализ: Быстро ли возник образ своего портрета? Понравился ли портрет? Какой ты на нем? 4. Упражнение «Матрешки» (Приложение 3). Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям, развитие мышления. Материал: бланк. Техника проведения: обучающемуся предлагается обвести в кружок лишний предмет. Инструкция: перед тобой матрешки. Выбери лишнюю матрешку. Она по какой-то причине не подходит к остальным. Обрати внимание на ее эмоциональное состояние. Анализ: Легко справился (ась) с заданием? Часто грустишь? Почему? 5. «Сказка про котенка Ваську» (К. Ступницкая). Инструкция: послушай внимательно сказку. Жил-был котенок Васька, и был он большим хулиганом. Оставит мама-кошка вязанье на столе, Васька схватит клубок, весь его размотает, всю мебель в комнате опутает. Варит мама суп, Васька залезет в кастрюлю лапой, мясо выловит и утащит куда-нибудь, даже не съест, а так бросит. Или просто ходит, своих братьев-сестер задирает, а те обижаются, плачут. Попадало Ваське за его шалости, но он ничего поделать с собой не мог, все равно безобразничал. Да и что ему еще оставалось, скучно ему было. Папа почти все время проводил на охоте, мама по хозяйству возилась, а братья-сестры (их у него было целых шесть) Ваську не любили (так ему казалось). Вот он и хулиганил, чтобы как-то развлечься. Однажды Васька сильно провинился. Бегал он по комнате за мухой, да так заигрался, что не заметил, как смахнул с полки дедушкин портрет, тот упал, и стекло в рамочке разбилось. Очень рассердились на Ваську родители, без ужина оставили, выставили на крыльцо «думать над своим поведением». Сидит Васька один на крыльце, грустно ему, есть хочется. Обидно — не хотел он портрет разбивать. Решил Васька пойти побродить. Недалеко от их дома был скотный двор, зашел Васька туда. Там теплее было и светлее. Идет Васька по двору, видит, сидит курица, а вокруг нее цыплята. Она кудахчет ласково, перышки им клювом чистит, крылом укрывает. И тут совсем Ваське грустно стало: вспомнил он свою маму. Та уже давно Ваську не ласкала, все больше ругалась, а если не ругалась, то казалось, и вовсе не замечала. Сел Васька в углу и заплакал. В это время пришла из поля во двор корова Буренка. Увидела Ваську и спрашивает его: Что ты, Васька, тут делаешь? Почему плачешь? Выгнали меня — портрет дедушкин разбил. А плачу, потому что грустно. Эх, Васька, что ж ты такой хулиган? Да не хотел я его разбивать, случайно вышло, — ответил Васька. Усы его от слез совсем повисли. Жалко стало Буренке Ваську. Хочешь молока? — предложила она. Напоив Ваську молоком, Буренка спросила: Ну, расскажи мне, отчего тебе грустно. Васька всхлипнул и ответил: Вон мама-курица как своих цыплят любит: перышки им чистит, под крылом греет. А моя мама совсем меня не любит, не натворю чего, так и вовсе не заметит. Ну что ты, Васька? Конечно, она тебя любит! А не ласкает тебя потому, что некогда ей — дел-то вон сколько, вас у нее семеро. Ты бы, чем шалить, лучше бы помог ей, вот увидишь, как она обрадуется! Васька посмотрел на Буренку недоверчиво, но плакать перестал. — Ступай теперь домой, тебя уж, наверное, ищут. Пришел Васька домой, его действительно искали. Тяжелый день был у Васьки, он быстро заснул. Проснувшись на следующее утро, он вспомнил слова Буренки. Решил помочь маме. Пришел на кухню, спросил, что сделать. Мама-кошка удивилась, но поручение Ваське дала — отправила за молоком к Буренке. Потом попросила шишки для самовара собрать. После обеда — посуду помыть. За ужином мама рассказала папе-коту, как Васька ей помогал, тот удивился и похвалил Ваську. Устал Васька за день, лег спать, и когда он почти уже заснул, подошла к его кроватке мама и сказала: — Спасибо, тебе, Васька, за то, что так помог мне сегодня! Помурлыкала немного и даже лизнула Ваську. Вопросы для обсуждения: Каким был котенок Васька? Почему ему стало грустно? Что он стал делать, когда ему стало грустно? Что он подумал о маме? Что сказала ему Буренка? Что он стал делать после разговора с Буренкой? Почему мама похвалила его? Нарисуй героя сказки, который больше всех понравился. 7. Упражнение «Зеркало» (Приложение 4). Цель: развитие способности передавать грустное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства. Материал: зеркало. Инструкция: я тебе передам зеркало, а ты изобразишь свою печаль, грустое лицо, как этот мальчик (демонстрируется изображение рассерженного мальчика): брови нахмурены, рот открыт так, что видно два ряда зубов. А теперь изобрази и ты на своем лице. Анализ: Как изобразить грусть? Легко получается? 8. Упражнение «Оживи кружочки». Цель: формирование умения изображать эмоцию «грусть». Материал: лист формата А4, цветная бумага, карандаш, ножницы. Инструкция: о каком настроении мы говорили сегодня? Давай, попробуем нарисовать Колобка с таким настроением. (Демонстрируется пиктограмма «грусть»). Рассмотри внимательно эту картинку. А теперь возьми желтую бумагу и нарисуй круг, затем вырежи его и нарисуй грустного Колобка у себя на кружочке. Анализ: Грусть легче изобразить мимикой или карандашом? 9. Упражнение «Прочитай письмо» (Приложение 5). Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом. Материал: картинки с эмоциями. Техника проведения: почтальон приносит письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Ребенку вручается письмо, и он рассказывает, что «прочитал» в своем письме. Инструкция: расшифруй письмо (радость, грусть). Варианты писем и их расшифровка. Шел мелкий дождь. Коля сидел у окна и грустил. Но вот выглянуло солнышко, дождь прекратился, и Коля радостно побежал на улицу. Ранним утром Алеша пошел на рыбалку. Закинул удочку и стал ждать, когда же рыбка попадется на крючок. Долго он сидел и внимательно смотрел на поплавок, но рыба не клевала, и ему было очень грустно. Но вдруг леска натянулась и постепенно стала уходить вниз. Что такое? Алеша потянул за удочку, но она только прогнулась, вот-вот сломается. Он испугался и стал звать на помощь. Прибежали рыбаки и помогли ему вытащить большую щуку. Алеша даже запрыгал от радости. Анализ: Читать письма интересно, трудно? Почему? Чаще всего из-за чего грустишь? 10. Упражнение «Лисичка веселая – грустная». Цель: снятие напряжения, формирование умений выражать эмоции адекватно ситуации. Техника проведения: ребенку предлагается превратиться в лисичку веселую и грустную. Инструкция: сейчас с тобой произойдут чудесные превращения. Ты превратишься в лисичку. Сначала веселую лисичку (как ты изобразишь?). После этого – в грустную лисичку. И, наконец, снова в веселую лисичку, когда ей купили новую игрушку. Анализ: Понравилась тебе твоя лисичка? Какую лисичку легче изображать? Почему? 11. Упражнение «Парусник настроения» (упр. 2). 12. Обратная связь: Чем мы сегодня занимались? Какое у тебя настроение? Что было интересного? 13. Упражнение «Прощание улыбкой». Цель: завершение занятия. Техника проведения: педагог-психолог предлагает на прощание улыбнуться друг другу. Инструкция: наше занятие подошло к концу, давай прощаться. А попрощаемся мы сегодня с тобой улыбкой (широкой, доброй, озорной), без слов.
|