Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Почему мы грустим»
Психология
Автор: Бетехтина Н.А. Лихманова К.И. Макарова Т.Н. Носова Е.И.   
22.02.2022 08:12

«Почему мы грустим»«Почему мы грустим»

  • Бетехтина Н.А.
  • Лихманова К.И.
  • Макарова Т.Н.
  • Носова Е.И.

педагоги-психологи МБДОУ ДС №22 «Улыбка»

Цель: знакомство с эмоцией «грусть», формирование умения определять грустное эмоциональное состояние и передавать его, развитие коммуникативных навыков.

Материал: лист бумаги формата А4 с заготовкой парусника, цветные карандаши, бумага формата А4, бланки к заданиям, карандаш.

1. Упражнение «Бумажный привет».

 

Цель: установление доверительных отношений, настрой на совместную деятельность.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает поприветствовать друг друга, используя бумагу.

Инструкция: каждый из нас возьмет по листу бумаги и «сотворит» привет, например, смять, порвать сложить башню и т.п.

Анализ:

Выполнял (а) с интересом?

Сложно фантазировать?

2. Упражнение «Парусник настроения» (Приложение 1).

Цель: оценка эмоционального настроения вначале занятия.

Материал: лист бумаги формата А4 с заготовкой парусника, цветные карандаши.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку лист бумаги формата А4 с заготовкой парусника. Задача обучающегося, окрасить один из парусов в цвет своего настроения, присущее на данный момент.

Инструкция: посмотри, перед тобой лист бумаги с изображением парусника, на котором мы отправимся в свое маленькое путешествие. Но прежде чем мы это сделаем, ты парус слева раскрасишь в цвет твоего настроения, самочувствия. Возьми цветной карандаш того цвета, какое у тебя сейчас настроение. Какое у тебя настроение?

Анализ:

Понравилось ли упражнение?

Трудно ли было придумывать?

3. Упражнение «Мой портрет» (Приложение 2).

Цель: расширение представлений обучающегося о себе.

Техника проведения: обучающемуся предлагается изобразить свой портрет.

Инструкция: на листочке в рамочке нарисуй свой портрет. Как ты себя видишь?

Анализ:

Быстро ли возник образ своего портрета?

Понравился ли портрет?

Какой ты на нем?

4. Упражнение «Матрешки» (Приложение 3).

Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям, развитие мышления.

Материал: бланк.

Техника проведения: обучающемуся предлагается обвести в кружок лишний предмет.

Инструкция: перед тобой матрешки. Выбери лишнюю матрешку. Она по какой-то причине не подходит к остальным. Обрати внимание на ее эмоциональное состояние.

Анализ:

Легко справился (ась) с заданием?

Часто грустишь? Почему?

5. «Сказка про котенка Ваську» (К. Ступницкая).

Инструкция: послушай внимательно сказку.

Жил-был котенок Васька, и был он большим хулиганом. Оставит мама-кошка вязанье на столе, Васька схватит клубок, весь его размотает, всю мебель в комнате опутает. Варит мама суп, Васька залезет в кастрюлю лапой, мясо выловит и утащит куда-нибудь, даже не съест, а так бросит. Или просто ходит, своих братьев-сестер задирает, а те обижаются, плачут.

Попадало Ваське за его шалости, но он ничего поделать с собой не мог, все равно безобразничал. Да и что ему еще оставалось, скучно ему было. Папа почти все время проводил на охоте, мама по хозяйству возилась, а братья-сестры (их у него было целых шесть) Ваську не любили (так ему казалось). Вот он и хулиганил, чтобы как-то развлечься.

Однажды Васька сильно провинился. Бегал он по комнате за мухой, да так заигрался, что не заметил, как смахнул с полки дедушкин портрет, тот упал, и стекло в рамочке разбилось. Очень рассердились на Ваську родители, без ужина оставили, выставили на крыльцо «думать над своим поведением».

Сидит Васька один на крыльце, грустно ему, есть хочется. Обидно — не хотел он портрет разбивать. Решил Васька пойти побродить. Недалеко от их дома был скотный двор, зашел Васька туда. Там теплее было и светлее. Идет Васька по двору, видит, сидит курица, а вокруг нее цыплята. Она кудахчет ласково, перышки им клювом чистит, крылом укрывает. И тут совсем Ваське грустно стало: вспомнил он свою маму. Та уже давно Ваську не ласкала, все больше ругалась, а если не ругалась, то казалось, и вовсе не замечала. Сел Васька в углу и заплакал.

В это время пришла из поля во двор корова Буренка. Увидела Ваську и спрашивает его:

Что ты, Васька, тут делаешь? Почему плачешь?

Выгнали меня — портрет дедушкин разбил. А плачу, потому что грустно.

Эх, Васька, что ж ты такой хулиган?

Да не хотел я его разбивать, случайно вышло, — ответил Васька. Усы его от слез совсем повисли.

Жалко стало Буренке Ваську.

Хочешь молока? — предложила она. Напоив Ваську молоком, Буренка спросила:

Ну, расскажи мне, отчего тебе грустно. Васька всхлипнул и ответил:

Вон мама-курица как своих цыплят любит: перышки им чистит, под крылом греет. А моя мама совсем меня не любит, не натворю чего, так и вовсе не заметит.

Ну что ты, Васька? Конечно, она тебя любит! А не ласкает тебя потому, что некогда ей — дел-то вон сколько, вас у нее семеро. Ты бы, чем шалить, лучше бы помог ей, вот увидишь, как она обрадуется!

Васька посмотрел на Буренку недоверчиво, но плакать перестал.

— Ступай теперь домой, тебя уж, наверное, ищут.

Пришел Васька домой, его действительно искали.

Тяжелый день был у Васьки, он быстро заснул. Проснувшись на следующее утро, он вспомнил слова Буренки. Решил помочь маме. Пришел на кухню, спросил, что сделать. Мама-кошка удивилась, но поручение Ваське дала — отправила за молоком к Буренке. Потом попросила шишки для самовара собрать. После обеда — посуду помыть. За ужином мама рассказала папе-коту, как Васька ей помогал, тот удивился и похвалил Ваську.

Устал Васька за день, лег спать, и когда он почти уже заснул, подошла к его кроватке мама и сказала:

— Спасибо, тебе, Васька, за то, что так помог мне сегодня!

Помурлыкала немного и даже лизнула Ваську.

Вопросы для обсуждения:

Каким был котенок Васька?

Почему ему стало грустно?

Что он стал делать, когда ему стало грустно?

Что он подумал о маме?

Что сказала ему Буренка?

Что он стал делать после разговора с Буренкой?

Почему мама похвалила его?

Нарисуй героя сказки, который больше всех понравился.

7. Упражнение «Зеркало» (Приложение 4).

Цель: развитие способности передавать грустное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

Материал: зеркало.

Инструкция: я тебе передам зеркало, а ты изобразишь свою печаль, грустое лицо, как этот мальчик (демонстрируется изображение рассерженного мальчика): брови нахмурены, рот открыт так, что видно два ряда зубов. А теперь изобрази и ты на своем лице.

Анализ:

Как изобразить грусть?

Легко получается?

8. Упражнение «Оживи кружочки».

Цель: формирование умения изображать эмоцию «грусть».

Материал: лист формата А4, цветная бумага, карандаш, ножницы.

Инструкция: о каком настроении мы говорили сегодня? Давай, попробуем нарисовать Колобка с таким настроением. (Демонстрируется пиктограмма «грусть»). Рассмотри внимательно эту картинку. А теперь возьми желтую бумагу и нарисуй круг, затем вырежи его и нарисуй грустного Колобка у себя на кружочке.

Анализ:

Грусть легче изобразить мимикой или карандашом?

9. Упражнение «Прочитай письмо» (Приложение 5).

Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.

Материал: картинки с эмоциями.

Техника проведения: почтальон приносит письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Ребенку вручается письмо, и он рассказывает, что «прочитал» в своем письме.

Инструкция: расшифруй письмо (радость, грусть).

Варианты писем и их расшифровка.

Шел мелкий дождь. Коля сидел у окна и грустил. Но вот выглянуло солнышко, дождь прекратился, и Коля радостно побежал на улицу.

Ранним утром Алеша пошел на рыбалку. Закинул удочку и стал ждать, когда же рыбка попадется на крючок. Долго он сидел и внимательно смотрел на поплавок, но рыба не клевала, и ему было очень грустно. Но вдруг леска натянулась и постепенно стала уходить вниз. Что такое? Алеша потянул за удочку, но она только прогнулась, вот-вот сломается. Он испугался и стал звать на помощь. Прибежали рыбаки и помогли ему вытащить большую щуку. Алеша даже запрыгал от радости.

Анализ:

Читать письма интересно, трудно? Почему?

Чаще всего из-за чего грустишь?

10. Упражнение «Лисичка веселая – грустная».

Цель: снятие напряжения, формирование умений выражать эмоции адекватно ситуации.

Техника проведения: ребенку предлагается превратиться в лисичку веселую и грустную.

Инструкция: сейчас с тобой произойдут чудесные превращения. Ты превратишься в лисичку. Сначала веселую лисичку (как ты изобразишь?). После этого – в грустную лисичку. И, наконец, снова в веселую лисичку, когда ей купили новую игрушку.

Анализ:

Понравилась тебе твоя лисичка?

Какую лисичку легче изображать? Почему?

11. Упражнение «Парусник настроения» (упр. 2).

12. Обратная связь:

Чем мы сегодня занимались?

Какое у тебя настроение?

Что было интересного?

13. Упражнение «Прощание улыбкой».

Цель: завершение занятия.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает на прощание улыбнуться друг другу.

Инструкция: наше занятие подошло к концу, давай прощаться. А попрощаемся мы сегодня с тобой улыбкой (широкой, доброй, озорной), без слов.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год