Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Оптимизация эмоционального состояния личности школьника посредством рисования»
Психология
Автор: Никитина Татьяна Ивановна   
24.02.2022 22:15

«Оптимизация эмоционального состояния личности школьника посредством рисования»«Оптимизация эмоционального состояния личности школьника посредством рисования»

ГКУ РХ «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Автор: Никитина Татьяна Ивановна

Процесс рисования вызывает у детей и взрослого положительный эмоциональный настрой, ребенок всегда видит промежуточный и конечный результат своей деятельности.

В процессе своей работы и наблюдений за детьми я заметила, что несформированные изобразительные умения и навыки не дают детям выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира, затрудняют развитие познания и эстетического восприятия, как следствие, влияют на эмоциональное состояние ребенка.

Частые неудачи в изодеятельности, неумелое руководство воспитателя понижают самооценку ребенка, мешают ему самоутвердиться, приводят к тому, что ребенка не интересует конечный результат в рисовании и, как следствие, в других видах деятельности.

Современные требования к дошкольному образованию ставят перед воспитателем задачи обеспечения эмоционального благополучия, развития у ребенка положительного самоощущения, развития инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому выражению.

 

В школьном возрасте значительно расширяется опыт ребенка, он приобретает много новых знаний, учится находить и передавать в рисунке сходство предмета по определенным признакам, овладевают навыками рисования по памяти и воображению. Процесс рисования вызывает у детей положительный эмоциональный настрой, ребенок всегда видит промежуточный и конечный результаты своей деятельности.

В процессе проделываемой работы у детей появляется возможность творчески решать изобразительные задачи, точно воплощать свой замысел, т.к. в своем арсенале они имеют множество разнообразных навыков, умение работать с различными изобразительными материалами, овладевают разными способами рисования.

Многообразие изобразительных умений и навыков рождает у детей оригинальные идеи, вызывает желание придумывать новые композиции, развивает фантазию и воображение.

Изобразительная деятельность очень интересна для ребенка школьного возраста, т.к. частично удовлетворяет его потребность в деятельности вообще, и в продуктивной деятельности, в частности; в способности отражения полученных впечатлений от окружающей жизни.

Значимая потребность для школьника — познавательная потребность. Изобразительная деятельность – это специфическая форма познания, следовательно, занимаясь изодеятельностью, ребенок познает окружающую действительность в разных ее проявлениях.

Цели и задачи:

1) Способствовать развитию у детей:

  • мелкой моторики рук и тактильного восприятия
  • внимания и усидчивости
  • изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости
  • пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия

2) Формировать навыки контроля и самоконтроля.

3) Формировать представления об окружающем мире.

4) Включить в содержание образования опыт творческой деятельности:

  • самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию
  • способность к альтернативным решениям
  • комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми

5) Учить создавать изображения, осмысливая качества изображаемого объекта, запоминая характерные особенности и детали разных предметов и, связанные сними действия, придумывая средства передачи образов в изодеятельности.

6) Создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь детей интересным содержанием, предоставить возможность каждому ребенку пережить радость творчества.

Средства решения поставленных задач:

Виды применяемых нетрадиционных техник:

  • рисование пальчиками и ладошками
  • монотипия
  • отпечатки листьев
  • рисование по мокрой бумаге
  • рисование по мятой бумаге ( «состаривание изображения»)
  • оттиск по трафарету
  • рисование сухой щетинной кистью (по Чарушину)
  • рисование картонными полосками разной ширины
  • восковые мелки + акварель
  • тонирование: вливание цвета в цвет (стекание краски вниз), «цветные кляксы» (растекание по сырой поверхности)

Описание целевой аудитории мероприятия:

Групповое занятие с детьми 10-12 лет. Количество детей 6 человек.

Условие проведения мероприятия:

Групповая комната.

Материалы и оборудование: альбомная бумага А4, гуашь, щетинная кисть №10-12, зимние иллюстрации.

Целевые установки мероприятия:

Цель:

  • Познакомить детей с техникой рисования сухой щетинной кистью.

Задачи:

  • Дать почувствовать многоцветное изображение предметов.
  • Формировать положительное эмоциональное отношение к процессу рисования.
  • Способствовать развитию воображения и восприятия, а следовательно, и познавательных способностей.

Приемы:

При рисовании этим способом гуашь должна быть густой, кисть жесткой, желательно толстой (№ 10-12). При подготовке к занятиям ворс кисти нужно сделать короче (обрезать).

При нанесении тычка кисточка должна находиться в вертикальном положении, тогда ворс расплющивается, и получается большая пушистая точка.

Для рисования сложных объектов можно использовать легкий контур, сделанный простым карандашом (в начале обучения контур наносится взрослым). Важное правило воспитателя «не заезжать за контур» в этом способе не работает: нужно последовательно пройтись по контуру для достижения большей «пушистости».

Для создания визуально объемных фигур можно использовать несколько слоев гуаши, переходя от светлого к более темному оттенку.

Планируемые результаты:

  • Умение рисовать сухой щетинной кистью.
  • Эмоционально-положительное отношение детей к изодеятельности.
  • Понимание успешности своей работы.
  • Развитие фантазии, воображения.

Кроме традиционных способов рисования, существуют ещё и нетрадиционные методы. Именно они не просто ещё больше развивают ребенка как личность, но и повышают самооценку. Ведь не все дети умеют справляться с акварелью, тушью, гуашью, карандашами, пастелью. Не всем удается красиво передать свою мысль на бумаге, холсте, батике. А вот нестандартные техники рисования позволяют сделать так, что любое произведение ребенка будет шедевром. Поэтому каждый ребенок будет радоваться тому, что у него всё получилось. Это вселит в него уверенность в себе, замотивирует на дальнейшее творчество и раскрепостит.

Список литературы:

  1. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
  2. Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ. Средняя группа». — М.: изд. Центр Владос, 2008г.
  3. К.К. Утробина «Увлекательное рисование». — М.: «Издательство Гном и Д», 2007.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год