Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ ОНР В ДОУ
Психология
Автор: Травянова Елена Михайловна   
27.12.2021 05:10

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ ОНР В ДОУИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ ОНР В ДОУ

Травянова Елена Михайловна Воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №44 г. Челябинска»,

Аннотация:

В статье речь идет об использовании метода сказкотерапии в работе воспитателя логопедической группе ДОУ, дается определение сказкотерапии, рассматриваются виды сказок, раскрываются формы работы комплексной сказкотерапии, структурные компоненты коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия.

Сегодня характер речевых патологий у дошкольников стал сложнее, рост числа нарушений развития речи в наше время можно объяснить не только медицинскими факторами, но и изменившимися социально-культурными условиями, в которых растут современные дети.

Поэтому, наряду с внедрением новых технологий в образовательный процесс ДОУ, так же важна задача воспитания духовности и нравственности у дошкольников. Отсюда и возникла необходимость поиска новых форм и методов коррекционно-развивающего обучения и воспитания, объединяющих в себе инновационные технологии и развитие духовной сферы ребёнка.

Таким образом, была определена педагогическая проблема: выявление методов и приемов эффективной работы воспитателя и логопеда в ДОУ для совершенствования всех компонентов речевой системы, повышения интереса к выполнению упражнений по коррекции речи, развития познавательных психических процессов, а именно, образного мышления, внимания, памяти, воображения, развития эмпатии, формирования моделей выражения основных эмоций и чувств, овладение навыками управления своим поведением, творческой активности, воспитания нравственности.

 

Изучая психолого-педагогическую литературу, можно выделить метод сказкотерапии, который является здоровьесберегающей технологией.

Так что же такое «сказкотерапия»?

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром.

Сказкотерапия — комплексная система, направленная на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.

Наверное, нет человека, который бы не любил сказки. Те из нас, кто не интересуется классическими вариантами сказочных историй, смотрят фильмы сериалы, читают детективы, любовные романы. Но что это, если не современные сказки?

Людям свойственно обмениваться историями. Для того чтобы их рассказать и послушать, мы встречаемся за праздничным столом, смотрим шоу по телевизору.

Обмен историями, как и обмен, жизненным опытом, естественная форма взаимодействия между людьми. Поэтому сказкотерапия — естественная форма общения и передачи опыта, органичная система воспитания новых поколений.

Сказкотерапия – процесс экологического образования и воспитания ребенка.

Виды сказок

  1. Дидактические (в форме учебного задания)
  2. Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения), дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают – воображают – “колдуют”.
  3. Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.
  4. Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.
  5. Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки)
  • народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему)
  • сказки о животных;
  • бытовые сказки;
  • страшные сказки;
  • волшебные сказки.

Формы работы комплексной сказкотерапии:

  1. Анализ сказок (решение “открытых” сказочных задач).
  2. Рассказывание сказок (групповое: придумывание “по кругу”, рассказывание “по кругу” известной сказки; индивидуальное: от 3-го лица, от 1-го лица).
  3. Постановка сказок (игры-драматизации).
  4. Сочинение сказок (интерпретация, переписывание, дописывание, сочинение новых сказок и историй).
  5. Медитация на сказку (погружение в какой-либо процесс — статическое, психодинамическое)
  6. Куклотерапия (пальчиковые, марионетки, бумажные, перчаточные куклы, верховые куклы, фланелеграф, теневые, магнитные, стендовые).
  7. Сказочная имидж-терапия (мгновенное преображение с помощью костюмов).
  8. Рисование сказок (спонтанное “волшебное” рисование).

Хочется остановиться на таком необычном методе, как медитации на сказку. Статическое или психодинамическое погружение, так называемые психодинамические медитации. Психодинамические медитации направлены на выражение и проявление различных эмоций, улучшают и активизируют выразительные средства общения: пластику, мимику, речь, и гармонично развивают личность ребенка. Виды психодинамических медитаций: перевоплощение, пантомимические этюды, погружение в различные стихии, изображение растений, упражнения с зеркалом, танец, упражнения с тканью.

Перевоплощение.

1. Перевоплощение в живое существо.

Цель: Снятие напряжения, активизация воображения. Представить, что вы находитесь в сказочном лесу. В этом лесу живет много разных животных. Изобразите зайца, волка, лису, медведя, змею, собаку, кошку, лягушку, жирафа, цаплю, крокодила. А теперь мы превращаемся в сказочных птиц и летим, свободно машем крыльями. У нас сильные и крепкие крылья, птицы летят свободно и легко.

2. Перевоплощение в неживое существо.

Превращение в камень. Дети могут бегать, изображать животных, собирать воображаемые цветы, т.е. активно двигаться. По сигналу ведущего дети замирают, превращаясь в камень. При этом они принимают либо эмбриональную позу (садятся на корточки, обхватывают руками колени и прячут голову), либо садятся на колени и прижимаются к земле. Этот прием хорошо применять в сказочном путешествии, когда неожиданно появляется кто-то страшный, опасный.

Превращение в дом. Добрый персонаж сказки рассказывает детям, как можно победить злое сказочное существо (например, Кощея, Колдуна, Дракончика Звукоеда, Фею Буквину и пр.). Когда дети подойдут к месту, где живет злое существо, им нужно превратиться в крепкий Волшебный дом. Дети становятся спиной друг к другу в круге, соприкасаясь головами, берутся за руки и крепко их сжимают. Злое существо увидит этот дом около своего, выйдет и начнет дуть для того, чтобы дом разрушить. Дети должны выстоять, крепко держась за руки. И тогда злое существо от натуги лопнет.

Цель: Погружение в образ, чередование напряжения с расслаблением. Сформировать чувство сплоченности, дружбы.

Пантомимические этюды.

Дети мимикой и жестами изображают эмоциональные состояния героев сказки.

  • “ Больно”. Глаза грустные, брови сдвинуты, потирают рукой больное место.
  • “Забодаю”. Дети приставляют указательные пальцы к голове, наклоняют ее, хмурят брови, смотрят исподлобья.
  • “Злость”. У ребенка скрещены руки, нахмурены брови, голову наклоняет вниз.
  • “Радость”. Ребенок радуется, улыбается, покачивает головой, выполняет пружинку.
  • “Горе”. Ребенок горюет: подставляет ладошки к щекам, прикрывает глаза, вздергивает брови под углом, опускает голову.

“Глупость”. Ребенок делает удивленные, круглые глаза; перешагивает с ноги на ногу.

  • “Хитрость”. Ребенок прищуривает глаза, делает повороты туловищем.
  • “Стыд”. У ребенка голова опущена, глаза прикрыты, руки внизу.
  • “Усталость”. Ребенок утирает от пота лоб, голова набок опущена, плечи опущены, согнута коленка.
  • “Голод”. Ребенок вдыхает запах вкусных пирожков, облизывается, делает круговые движения руками по животу.
  • “Удивление”. Ребенок широко открывает глаза и рот, руки в стороны.

Воспроизведение эмоций играющими детьми и “чтение” эмоций наблюдающими за игрой детьми несут не только психогигиеническую и психопрофилактическую функцию, но и функцию лечебно-педагогического воздействия на детей, страдающих органическим поражением ЦНС с неврозоподобной симптоматикой.

Погружение в различные стихии (земля, вода, огонь, воздух).

Цель: Уравновешивание психики, развитие воображения.

“Хождение по лужам”. “Хождение по болоту”. “Хождение по глубокому снегу”. Опыт хождения по разным типам почвы помогает человеку заземлиться, сбалансировать свои чувства.

Изображение растений.

Цель: Стабилизация психических процессов, снятие напряжения, создание позитивных образов.

Содержание упражнения делает ребенка добрее и восприимчивее.

Работа по развитию речи детей с применением методов сказкотерапии идет по следующим направлениям:

Расширение словаря детей – это вычленение слов из сказки с заданным звуком, рифмовка слов (удалец-молодец), придумывание нескольких однокоренных слов (Снегурочка, снег, снеговик, снеговичок), подбор эпитетов к сказочному герою, называние сказочного героя по эпитетам, называние слов-признаков, слов-действий из сказки, подбор к сказочному персонажу действий, признаков, подбор к действиям — сказочного персонажа, придумывание нового названия сказки, называние пропущенных слов в сказке.

Работа над предложением. Первое направление — работа по развертыванию, распространению, наполнению и интонационному оформлению предложения в соответствии с целью высказывания. Второе направление — работа по синонимическим заменам, перестройкам предложений, выражающим одно и то же содержание.

Формирования грамматического строя через составление предложений по опорным картинкам из сказок, составление предложений с определенным словом или с несколькими словами, распространение предложения, составление предложений по демонстрации действий сказочных персонажей, составление предложений с опорой на игрушку, упражнение "Закончи предложение" и т.д.

Формирование связной речи включает в себя: словесную режиссерскую игру, пересказ от лица литературного героя, словесное рисование, “а что потом”, совместное решения проблемного вопроса к сказке, изменение ситуации в знакомых сказках, придумывание кратких историй, моделирование, сказки про самого себя, перевирание сказки, бином фантазии, сказки по-новому, сказка-калька, слово-сказка.

Развития просодической стороны речи: развития речевого дыхания, плавности речи, дикции (на выдохе произносятся фразы), развитие различной силы выдыхания, развитие голоса с постепенной сменой силы голоса, развитие темпа, ритма и интонации голоса.

Структурные компоненты коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия.

  1. этап. Ритуал “входа” в сказку. Цель: Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку. Содержание этапа: коллективное упражнение (взявшись за руки в кругу, все выполняют “сплачивающее” действие).
  2. этап. Повторение. Цель: Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. Содержание этапа: ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз и т.п.
  3. этап. Расширение. Цель: Расширить представления ребенка о чем-либо. Содержание этапа: показывается или рассказывается детям новая сказка, фрагмент сказки с постановкой задач по преодолению препятствий. Задается вопрос: хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки и пр.
  4. этап. Закрепление. Цель: Приобретение нового опыта, появление новых качеств личности ребенка, закрепление и повторение учебного материала. Содержание этапа: дидактические игры, позволяющие детям приобрести новый опыт и закрепить знания, умения и навыки; совершаются символические путешествия, превращения и пр.
  5. этап. Интеграция. Цель: Связать опыт с реальной жизнью. Содержание этапа: Обсуждение и анализ вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня.
  6. этап. Резюмирование. Цель: Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся. Содержание этапа: подведение итогов занятия, отмечаются достижения каждого ребенка, подчеркивается значимость приобретенного опыта, проговариваются конкретные ситуации, в которых дети могут использовать новый опыт.
  7. этап. Ритуал “выхода” из сказки. Цель: Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде. Содержание этапа: повторение ритуала “входа” в занятие с дополнением: “Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились”. Дети протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, прикладывают руки к груди.

Таким образом, введение элементов сказкотерапии в логопедическую работу привлекательно не только тем, что эффективно способствует коррекционно-образовательному процессу, но и вносит в детсадовские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение. Позволяет детям проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, поддерживает познавательный интерес и внимание, позволяет реализовать задачу воспитания духовности и нравственности у дошкольников.

Список используемой литературы

Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии, — СПб.: Речь, 2006. — 208 с.

Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Путь к волшебству, Златоуст, 1998, 352 с.

Место сказки в дошкольном образовании Большунова Н.Я. – Вопросы психологии, 1993. №5. 39-43.

Практика сказкотерапии /под редакцией Н.А. Сакович, -СПб.: Речь, 2004, 224 с.

Пропп В.Я. Морфология сказки. Изд. 2-е. М., главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1969. 168 с.

Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку/ И.В. Вачков – 3-е изд., перераб. И доп. –М.; Ось-89, 2007

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год