ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ ОНР В ДОУ |
Психология | |||
Автор: Травянова Елена Михайловна | |||
27.12.2021 05:10 | |||
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ ОНР В ДОУ Травянова Елена Михайловна Воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №44 г. Челябинска», Аннотация: В статье речь идет об использовании метода сказкотерапии в работе воспитателя логопедической группе ДОУ, дается определение сказкотерапии, рассматриваются виды сказок, раскрываются формы работы комплексной сказкотерапии, структурные компоненты коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия. Сегодня характер речевых патологий у дошкольников стал сложнее, рост числа нарушений развития речи в наше время можно объяснить не только медицинскими факторами, но и изменившимися социально-культурными условиями, в которых растут современные дети. Поэтому, наряду с внедрением новых технологий в образовательный процесс ДОУ, так же важна задача воспитания духовности и нравственности у дошкольников. Отсюда и возникла необходимость поиска новых форм и методов коррекционно-развивающего обучения и воспитания, объединяющих в себе инновационные технологии и развитие духовной сферы ребёнка. Таким образом, была определена педагогическая проблема: выявление методов и приемов эффективной работы воспитателя и логопеда в ДОУ для совершенствования всех компонентов речевой системы, повышения интереса к выполнению упражнений по коррекции речи, развития познавательных психических процессов, а именно, образного мышления, внимания, памяти, воображения, развития эмпатии, формирования моделей выражения основных эмоций и чувств, овладение навыками управления своим поведением, творческой активности, воспитания нравственности.
Изучая психолого-педагогическую литературу, можно выделить метод сказкотерапии, который является здоровьесберегающей технологией. Так что же такое «сказкотерапия»? Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром. Сказкотерапия — комплексная система, направленная на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи. Наверное, нет человека, который бы не любил сказки. Те из нас, кто не интересуется классическими вариантами сказочных историй, смотрят фильмы сериалы, читают детективы, любовные романы. Но что это, если не современные сказки? Людям свойственно обмениваться историями. Для того чтобы их рассказать и послушать, мы встречаемся за праздничным столом, смотрим шоу по телевизору. Обмен историями, как и обмен, жизненным опытом, естественная форма взаимодействия между людьми. Поэтому сказкотерапия — естественная форма общения и передачи опыта, органичная система воспитания новых поколений. Сказкотерапия – процесс экологического образования и воспитания ребенка. Виды сказок
Формы работы комплексной сказкотерапии:
Хочется остановиться на таком необычном методе, как медитации на сказку. Статическое или психодинамическое погружение, так называемые психодинамические медитации. Психодинамические медитации направлены на выражение и проявление различных эмоций, улучшают и активизируют выразительные средства общения: пластику, мимику, речь, и гармонично развивают личность ребенка. Виды психодинамических медитаций: перевоплощение, пантомимические этюды, погружение в различные стихии, изображение растений, упражнения с зеркалом, танец, упражнения с тканью. Перевоплощение. 1. Перевоплощение в живое существо. Цель: Снятие напряжения, активизация воображения. Представить, что вы находитесь в сказочном лесу. В этом лесу живет много разных животных. Изобразите зайца, волка, лису, медведя, змею, собаку, кошку, лягушку, жирафа, цаплю, крокодила. А теперь мы превращаемся в сказочных птиц и летим, свободно машем крыльями. У нас сильные и крепкие крылья, птицы летят свободно и легко. 2. Перевоплощение в неживое существо. Превращение в камень. Дети могут бегать, изображать животных, собирать воображаемые цветы, т.е. активно двигаться. По сигналу ведущего дети замирают, превращаясь в камень. При этом они принимают либо эмбриональную позу (садятся на корточки, обхватывают руками колени и прячут голову), либо садятся на колени и прижимаются к земле. Этот прием хорошо применять в сказочном путешествии, когда неожиданно появляется кто-то страшный, опасный. Превращение в дом. Добрый персонаж сказки рассказывает детям, как можно победить злое сказочное существо (например, Кощея, Колдуна, Дракончика Звукоеда, Фею Буквину и пр.). Когда дети подойдут к месту, где живет злое существо, им нужно превратиться в крепкий Волшебный дом. Дети становятся спиной друг к другу в круге, соприкасаясь головами, берутся за руки и крепко их сжимают. Злое существо увидит этот дом около своего, выйдет и начнет дуть для того, чтобы дом разрушить. Дети должны выстоять, крепко держась за руки. И тогда злое существо от натуги лопнет. Цель: Погружение в образ, чередование напряжения с расслаблением. Сформировать чувство сплоченности, дружбы. Пантомимические этюды. Дети мимикой и жестами изображают эмоциональные состояния героев сказки.
“Глупость”. Ребенок делает удивленные, круглые глаза; перешагивает с ноги на ногу.
Воспроизведение эмоций играющими детьми и “чтение” эмоций наблюдающими за игрой детьми несут не только психогигиеническую и психопрофилактическую функцию, но и функцию лечебно-педагогического воздействия на детей, страдающих органическим поражением ЦНС с неврозоподобной симптоматикой. Погружение в различные стихии (земля, вода, огонь, воздух). Цель: Уравновешивание психики, развитие воображения. “Хождение по лужам”. “Хождение по болоту”. “Хождение по глубокому снегу”. Опыт хождения по разным типам почвы помогает человеку заземлиться, сбалансировать свои чувства. Изображение растений. Цель: Стабилизация психических процессов, снятие напряжения, создание позитивных образов. Содержание упражнения делает ребенка добрее и восприимчивее. Работа по развитию речи детей с применением методов сказкотерапии идет по следующим направлениям: Расширение словаря детей – это вычленение слов из сказки с заданным звуком, рифмовка слов (удалец-молодец), придумывание нескольких однокоренных слов (Снегурочка, снег, снеговик, снеговичок), подбор эпитетов к сказочному герою, называние сказочного героя по эпитетам, называние слов-признаков, слов-действий из сказки, подбор к сказочному персонажу действий, признаков, подбор к действиям — сказочного персонажа, придумывание нового названия сказки, называние пропущенных слов в сказке. Работа над предложением. Первое направление — работа по развертыванию, распространению, наполнению и интонационному оформлению предложения в соответствии с целью высказывания. Второе направление — работа по синонимическим заменам, перестройкам предложений, выражающим одно и то же содержание. Формирования грамматического строя через составление предложений по опорным картинкам из сказок, составление предложений с определенным словом или с несколькими словами, распространение предложения, составление предложений по демонстрации действий сказочных персонажей, составление предложений с опорой на игрушку, упражнение "Закончи предложение" и т.д. Формирование связной речи включает в себя: словесную режиссерскую игру, пересказ от лица литературного героя, словесное рисование, “а что потом”, совместное решения проблемного вопроса к сказке, изменение ситуации в знакомых сказках, придумывание кратких историй, моделирование, сказки про самого себя, перевирание сказки, бином фантазии, сказки по-новому, сказка-калька, слово-сказка. Развития просодической стороны речи: развития речевого дыхания, плавности речи, дикции (на выдохе произносятся фразы), развитие различной силы выдыхания, развитие голоса с постепенной сменой силы голоса, развитие темпа, ритма и интонации голоса. Структурные компоненты коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия.
Таким образом, введение элементов сказкотерапии в логопедическую работу привлекательно не только тем, что эффективно способствует коррекционно-образовательному процессу, но и вносит в детсадовские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение. Позволяет детям проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, поддерживает познавательный интерес и внимание, позволяет реализовать задачу воспитания духовности и нравственности у дошкольников. Список используемой литературы Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии, — СПб.: Речь, 2006. — 208 с. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Путь к волшебству, Златоуст, 1998, 352 с. Место сказки в дошкольном образовании Большунова Н.Я. – Вопросы психологии, 1993. №5. 39-43. Практика сказкотерапии /под редакцией Н.А. Сакович, -СПб.: Речь, 2004, 224 с. Пропп В.Я. Морфология сказки. Изд. 2-е. М., главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1969. 168 с. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку/ И.В. Вачков – 3-е изд., перераб. И доп. –М.; Ось-89, 2007
|