Проявление агрессии у дошкольников |
Психология | |||
Автор: Демидова Елена Александровна | |||
27.12.2021 04:09 | |||
Проявление агрессии у дошкольников Слово агрессия происходит от латинского "aggredi", что означает "нападать". Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей. Для того чтобы рассмотреть проблему детской агрессивности в младшем дошкольном возрасте для начала поясним, каково общее понятие агрессии, какова ее структура и природа. Дети черпают знания о моделях поведения из трех источников: Первый—это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление. Во-вторых, агрессии также дети обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр ( «я самый сильный—мне все можно»).
И в третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только в реальных примерах, но и на символических. В настоящее время, практически не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь детей. Под агрессией, по Э.Фромму, следует понимать любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту. Агрессивность, по Р.С. Немову, понимается как враждебность — поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред. А.Бодалев считает, что оценка ребенком другого человека и его действий является простым повторением оценки авторитетным для ребенка взрослым. Отсюда родители являются эталоном, по которому дети сверяют и строят свое поведение. Передавая социально полезный опыт, родители, порой передают и негативные его стороны, являющиеся очень эмоционально заряженным "руководством к действию". Не имея своего личного опыта, ребенок не в состоянии соотнести правильность навязываемых моделей поведения с объективной реальностью. И.Гарбузов выделил три типа негативных отношений родителей к ребенку:
Работу по коррекции агрессивного поведения у детей младшего дошкольного возраста следует начинать не только с самим ребенком, но и с его родителями. Практическая часть. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ Таким образом, мы с вами рассмотрели возможные причинны возникновения агрессивности. Теперь перед тем как перейти к описанию игр и упражнений, направленных на ее коррекцию, давайте попробуем сформулировать некоторые принципы общения с агрессивными детьми: —помните что запрет и повышение голоса—самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины такого поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность будет снята. —показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелестных высказываний о ком либо. —пусть ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы его любите, принимаете и цените. Не стесняйтесь его лишний раз приласкать. Пусть он видит, что важен для вас. —не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Независимо от причины агрессивного поведения ребенка существует общая стратегия окружающих по отношению к нему.
-обучение ауторелаксации -обучение способам снятия напряжения -развития навыков общения. Детям важно давать выход своей агрессивности. Можно им предложить: —подраться с подушкой; —использовать силовые, физические упражнения; —рвать бумагу; —использовать «мешочек для криков»; —поколотить стол надувным молотком. Овчарова Р.В. предлагает использовать в целях коррекции агрессивного поведения детей: —занятия психогимнастикой; —этюды и игры на развитие навыка регуляции поведения в коллективе; —этюды и игры релаксационной направленности; —игры и упражнения на развитие осознания детьми отрицательных черт характера; —игры и упражнения на развитие позитивной модели поведения. В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно с агрессивными детьми показывает высокую эффективность использование элементов изотерапии. Детям нравиться играть с водой, с глиной. С ними необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошками, ступнями. С целью корректирования агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой. Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой психогимнастикой. 1. «Брыкание» Ребенок лежит на ковре, на спине. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает «брыкаться», касаясь, пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар нагой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара. Упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения. 2. Настольные игры Для работы с агрессивными детьми могут с успехом использоваться различные настольные игры, которые предусматривают игру как поодиночке, так и совместно. В ходе совместных настольных игр дети овладевают навыками совместного бесконфликтного общения. З.Этюд на развитие позитивной модели поведения «Дом с Колокольчиком». Этюды могут быть разными, в данном примере будет использовано стихотворение JI. Кузьмина «Дом с колокольчиком»: Стоит небольшой старинный Дом над зеленым бугром. У входа висит колокольчик, Украшенный серебром. И если ты ласково, тихо В него позвонишь, То поверь, Что в доме проснется старушка, Седая-седая старушка, И сразу откроет дверь. Старушка приветливо скажет: —Входи, не стесняйся, дружек. На стол самовар поставит, В печи испечет пирожок. И будет с тобою вместе, Чаек распивать до темна. И старую, добрую сказку Расскажет тебе она. Но если, но если, но если Ты в этот уютный дом Начнешь кулаком стучаться, Поднимешь трезвон и гром, То выйдет к тебе не старушка, А выйдет Баба—Яга, И не слыхать тебе сказки, И не видать пирога. После прочтение идет обсуждение и проигрывание этой ситуации. Подводиться итог, что результат зависит от характера, способа выполнения, намерений. Одного и того же можно добиться разными путями, но эти пути могут привести к разным результатам. 4. Розыгрывание различных ситуаций Детям предлагается разыграть следующие ситуации: —два мальчика поссорились—помири их; —ты и твой друг хотят играть одной и той же игрушкой; —твой друг обижен на тебя, извинись перед ним и попробуй помириться; можно использовать для разыгрывая и те ситуации, которые возникают в ходе реальной игры. Использовать такой прием как «Обмен ролями» Это дает возможность агрессивному ребенку побыть в роли слабого и обиженного. 5. Клеевой дождик Дети встают друг за другом, и держаться за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия. -Подняться и спуститься со стула. -Обогнуть широкое озеро. -Пробраться через дремучий лес и т.д. Упражнение способствует сплоченности группы. 6. Кукла «Бобо» Агрессия у ребенка постепенно может накапливаться, и когда ему удается выплеснуть ее, он снова становиться спокойней. Значит, если дать ребенку возможность выплеснуть и выместить агрессию, на какой либо объект, часть проблем связанных с его поведением будет решена. Для этой цели используется специальная кукла, ее можно сделать своими руками. Например, из подушки: пришейте к старой подушки руки и ноги из ткани, сделайте лицо и кукла готова. Можно сделать ее более плотной. Для этого сшейте чехол продолговатой формы, так же прикрепите к нему руки и ноги, лицо, набейте плотно ватой или песком и зашейте. Такую куклу ребенок может бить и пинать, вымещая на ней накопившийся за день негативные чувства. Безболезненно выразив свою агрессию, ребенок становится более спокоен, в повседневной жизни. 7. Встреча сказочных героев Педагог подбирает каждому ребенку сказочный персонаж, который обладает противоположным личностным особенностями. Например, агрессивному и конфликтному ребенку дается роль персонажа, который всем помогает и со всеми дружит. Ребенку с низкой самооценкой дается роль героя, которым все восхищаются. Сказочные герои могут быть вымышленными. Каждому герою волшебник дает по пять «жизней», которых они лишаются, если изменят поведение своих героев. Дети садятся в круг и открывают встречу сказочных героев. Тему для разговора дети могут выбрать сами. Они придумывают сказку для своих героев и разыгрывают ее. После игры проходит обсуждение. Примерные вопросы: —Опишите свои ощущения в новой роли. —Что мешало сохранять определенный стиль поведения? —Сможете ли вы в реальной жизни вести себя так, как ваш герой? 8. Сказка наоборот Известная детям сказка разыгрывается в двух частях: 1-я с привычными образами сказочных героев; 2-я черты характера сказочных героев меняются на противоположные. Каждый ребенок играет одного и того же персонажа и в первой и во второй части. После игры проходит обсуждение. Кого легче играть? (доброго или злого, хитрого или честного) Трудно ли переключаться с одного характера на другой? Бывают ли в жизни такие ситуации? И т.д. Эта игра направлена на расширение понятия о разных стилях поведения и осознание наиболее оптимального. 9. Ролевая гимнастика Рассказать любое четверостишие следующим образом:
-как иностранец. Походить как:
-лев, и т.д. Попрыгать как:
-кенгуру, и т.д. Нахмурится как:
-Карабас Барабас, и т.д. 9. Этюды и игры релаксационной направленности: Поза покоя Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить, а колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произноситься медленно, тихим голосом, с длительными паузами: Все умеют танцевать, Прыгать, бегать, рисовать, Но не все пока умеют Расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая— Очень легкая, простая, Замедляется движенье, Исчезает напряженье... И становится понятно— Расслабление приятно! «Кулачки» Сожмите пальцы в кулачек покрепче. Ручки лежат на коленях. Сожмите их сильно—сильно. Вот как напряглись руки! Сильное напряжение. Нам не приятно так сидеть! Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем как я. Руки на коленях, Кулачки сжаты, Крепко, с напряжением Пальчики прижаты (сжать пальцы), Пальчики сильней сжимаем Отпускаем, разжимает. Легко приподнять и уронить расслабленную кисть. Знайте, девочки и мальчики: Отдыхают наши пальчики. Руки не напряжены, А расслаблены. Наши руки так стараются, Пусть и ноги расслабляются! Загораем Представьте себе, что ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперед, сидя на стуле). Поднимаем ноги, держим. Ноги напряглись. Здесь можно предложить ребенку самому потрогать, какими твердыми стали его мышцы. Напряженные ноги стали твердыми, каменными. Опустили ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало. Мы прекрасно загораем! Выше ноги поднимаем! Держим.. Держим.. Напрягаем.. Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол). Ноги не напряжены, А расслаблены. «Кораблик» Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмите к полу правую ногу (правая нога напряжена, левая расслаблена) Выпрямились! Расслабили ноги. Качнуло в другую сторону, прижимаем к полу левую ногу. Выпрямились. Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать! Крепче ногу прижимаем, А другую расслабляем. Упражнение выполняется поочередно для каждой ноги. После обучения расслаблению мышц ног мы еще раз повторим позу покоя. Снова руки на колени, А теперь немного лени... Напряженье улетело, И расслабленно все тело.. Наши мышцы не устали И еще послушней стали. Дышится легко, ровно, глубоко.... «Шарик» Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Не будем надувать большой шар. Выдох! Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь. И выдох свободный, не напряженный! Вот как шарик надуваем! А рукою проверяем (вдох). Шарик лопнул, выдыхаем, Наши мышцы расслабляем. Дышится легко.. ровно.. глубоко.. «Волшебный сон» Ребенок находится в позе покоя. —Сейчас, когда я буду читать стихи, ты закроешь глаза. Начинается игра «Волшебный сон». Ты не заснешь по настоящему, будешь все слышать, но не будешь двигаться, и открывать глаза. Внимательно слушай и повторяй про себя мои слова. Спокойно отдыхай, закрыв глаза. «Волшебный сон закончится, когда я скажу: «Открыть глаза». Внимание, наступает «Волшебный сон» Реснички опускаются... Глазки закрываются... Мы спокойно отдыхаем (2 раза), Сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Наши руки отдыхают Отдыхают, засыпают (2раза) Шея не напряжена И расслабленна... Губы чуть приоткрываются, Все чудесно расслабляется (2 раза) Дышится легко... ровно... глубоко... —длительная пауза, Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали. Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем, Их повыше поднимаем. Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать. Стихотворная форма читается медленно, тихим голосом, с длительными паузами. Желательно использовать спокойную, расслабляющую музыку. Это упражнение можно проводить перед дневным или ночным сном ребенка, для снятия накопйвшейся усталости и напряжения. Релаксационные упражнения «Снежная баба» Из этого упражнения можно сделать небольшую игру, катая при этом по полу воображаемые комья снега. Затем вместе с ребенком вы лепите снежную бабу, а ребенок ее изображает. Итак, «Слепили дети во дворе снежную бабу. Красивая снежная баба получилась (нужно попросить ребенка изобразить снежную бабу). Есть у нее голова, туловище, две руки, которые чуть торчат в стороны, и стоит она на двух крепких ногах... Ночью подул ветер холодный—холодный, и стала наша баба замерзать. Сначала у нее замерзла голова (попросить ребенка напрячь голову и шею), потом плечи (ребенок напрягает плечи), потом туловище (дети напрягают туловище)... А ветер дует все сильнее, хочет разрушить снежную бабу. Уперлась снежная баба своими ножками (дети напрягают ноги), и не удалось ветру разрушить ее. Улетел ветер, наступило утро, выглянуло солнышко, увидело снежную бабу и решило ее согреть. Стало солнышко припекать, и начала наша баба таять. Сначала стала таять голова (дети свободно опускают голову), потом плечи (дети опускают и расслабляют плечи), потом руки (мягко опускают руки), потом туловище (дети, как бы оседая, склоняются вперед), а потом и ноги (ноги мягко сгибаются в коленях). Дети сначала садятся, а потом ложатся на пол. Солнышко греет, снежная баба тает и превращается в лужицу, растекающуюся по земле. «Черепаха» Упражнение делается лежа, лучше а боку или животе. Попросите детей представить, что они маленькие черепашки, которые лежат на желтом песочке (или мягкой травке) возле прозрачного ручейка. Греет солнышко черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслаблены, шейка мягкая.... Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, и она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь (дети сильно напрягают спину, слегка выгибая ее и изображая тем самым панцирь, а так же напрягают шею, руки и ноги втягивая их под себя, 5-10 сек). Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась, и ее шея, ручки и ножки стали теплыми и мягкими и опять появились из под панциря (спина расслабленна 5-10 сек.). Расслабление в позе «Морская звезда» Желательно упражнение выполнять под музыку. Попросите детей закрыть глаза и представить место, где они любят отдыхать, где они себя всегда хорошо и безопасно чувствуют. Затем пусть они представят, что находятся в этом месте и делают там то, от чего они испытывают радость и удовольствие (то, что хочется). Продолжительность упражнения 1-2 минуты. В конце упражнения попросите детей открыть глаза, потянуться несколько раз, сесть глубоко вдохнуть и выдохнуть и встать. Литература:
|