В последнее время идет тенденция к увеличению нервных расстройств у детей дошкольного возраста. Перечень этих расстройств очень разнообразен. В этой статье мы остановимся лишь на одном из них – избирательном, или как его еще называют иначе, элективном мутизме. Mutus (по лат. - молчание) – это временное исчезновение речи под влиянием неблагоприятных психологических воздействий. Но поскольку мы говорим об элективном мутизме, то речь у ребенка не отсутствует совсем как в некоторых случаях грубых патологий психического или речевого недоразвития, нарушения, а отсутствует лишь в одной, или более социальных ситуациях. Ребенка с элективным мутизмом, как правило, принимают за сверх застенчивого и очень робкого, такие дети напрочь отказываются общаться с одной группой людей, например, со всеми взрослыми, причем это могут быть и те взрослые, кого ребенок не раз видел, знакомые, друзья семьи, или врачи из поликлиники, продавцы. Также в группу людей обделенным общением “молчуна” могут входить и дети, как правило, это большая часть его группы в детском саду. Причем в отличие от стеснительного ребенка, который начинает общаться когда проходит первое смущение, такие дети не вступают в контакт даже после частых встреч со взрослыми и детьми.
Круг общения детей с элективным мутизмом крайне узок, и часто ограничивается только членами его семьи и близкими родственниками, что, конечно же, доставляет массу огорчений и неудобств его родителям, ведь они оказываются буквально привязаны к своему ребёнку, вынуждены поневоле выполнять роль посредника между ним и окружающим миром. Поскольку такого ребёнка принимают за очень застенчивого и робкого его начинают всячески опекать от «лишних» как кажется его близким, волнений, проговаривают за него все его желания и просьбы, добровольно становятся его «переводчиком», или же наоборот, раздражаясь на его болезненную молчаливость начинают давить на ребёнка, сыпать угрозами и даже наказывать. Как правило, ни первая, ни вторая тактика поведения родителей желаемого результата не приносят, и ребёнок по прежнему отказывается говорить со многими людьми даже в ущёрб себе самому. Поэтому здесь важно знать, что избирательный мутизм – это сложная форма невроза, а вовсе не каприз, и отнестись к этому нарушению нужно со всей серьёзностью. Когда к психолгу попадает на приём такой «молчун», то первое, что делает специалист, это собирает о нём полную информацию, сопоставляет и суммирует все симптомы, проводит психологическую диагностику. Симптомы позволяющие разграничить застенчивость от мутизма, и различных видов отклонений в эмоциональном, психическом и речевом развитии следующие: 1. У ребёнка с мутизмом нормальный (на уровне возрастной нормы) уровень понимания речи. При этом активная речь развита достаточно для своего возраста. 2. Психическое развитие ребёнка соответствует его возрасту. 3. Продолжительность отказа от речи с одной или более социальной группой людей больше 4 –х недель. Как правило вне дома такие дети общаются с помощью жестов, «кивков», или односложных ответов, междометий «угу, ага» т .д., и в отличие от застенчивых детей даже при сильном желании не вступают в контакт с окружающими. Отсюда и замкнутый круг проблем, ребёнок стремиться к общению, и, как правило, имеет высокий уровень развития, часто даже хочет занимать лидирующую позицию в коллективе, но в силу своего болезненного упрямства, высокой критичности по отношению к себе или же из-за травмирующей ситуации (как правило в раннем детстве) или переживаний, гиперопёки матери, неблагоприятного психологического климата в семье, не может осуществить своё желание. Отсюда и состояние невроза – высокого нервного напряжения неблагоприятно сказывающегося на всём психическом развитии ребёнка. Очень часто признаки невроза у таких детей проявляются навящивыми движениями (частое покашливание, при отсутствии физиологической причины, ребёнок как бы собирается прочистить горло что бы потом что-то сказать, наматывание волос на палец, покачивание ногой, сосание пальца, также рёбёнок может грызть ногти или теребить, мять края своей одежды и т.д. Дома такой ребёнок, как правило, ведёт себя противоположным образом, чем в присутствии посторонних, детском коллективе. Он становиться чрезмерно болтливым, могут ярко проявляться негативизм, упрямство, вспышки агрессии. Поскольку это одна из форм невроза и для исключения других патологий в структуре личности ребёнка психологи нередко рекомендуют посетить и психоневролога. Бояться этого визита не стоит так как комплексные усилия могут дать больший эффект и помогут в постановки верного диагноза. Родителям же важно знать и не упустить момент, когда нужно обратиться за помощью, так как с каждым разом повторяющаяся болезненная молчаливость усугубляется и становиться более продолжительной. И если вовремя не начать коррекцию, то она может принять стойкий характер. Также необходимо помнить, что любое нарушение легче предупредить, чем лечить и корректировать. Поэтому в профилактических целях рекомендации родителям будут следующими: 1. Следите за своим эмоциональным состоянием и психологическим климатом в семье – дети чутко реагируют на настроение взрослых. 2. Не предъявляйте ребёнку жёстких, непосильных требований. 3. Чаще используйте тактильный контакт и возможность показать, как ребёнок дорог, и любим вами. 4. Избегайте также и чрезмерной гиперопёки - предоставляйте ребёнку возможность выбора и самостоятельного принятия посильных возрасту и ситуаций решений. 5. Если вы хотите поделиться с ребёнком своими переживаниями – то помните о его возрасте и старайтесь облечь их в как можно более оптимистичную формулировку, например, «у меня сегодня был очень тяжёлый день, но завтра я думаю, будет лучше». 6. Не старайтесь всегда идти на поводу желаний ребёнка, не становитесь его «переводчиком» предложите ему самому купить себе понравившуюся вещь в магазине, обратиться к кому-нибудь с интересующим вопросом при этом будьте рядом. Даже если инициатива самостоятельности не увенчается успехом не спешите опускать руки и повторите свою попытку позже. 7. Следите за режимом дня. Как правило, дети с мутизмом плохо засыпают и ложатся спать. Старайтесь гулять перед сном, не допускайте перевозбуждения и подвижных игр на ночь. 8. Поскольку у таких детей часто бывают телесные зажимы, мышечные тонусы, то занятия танцами и посещение бассейна поможет и физическому и психологическому расслаблению. И наконец, будьте сами примером доброжелательного, чуткого, общительного и умеющего управлять своими эмоциями человека - тогда ребёнку будет легче справиться с любыми возникающими у него проблемами и трудностями.
Педагог-психолог Батищева Елена Ярославовна МАДОУЦРР д/с №158 города Тюмени
|