Часто родители, приводя ребёнка к психологу, жалуются: «он совершенно меня не слушается! Я ему говорю, говорю, а он меня не понимает!» И как следствие, частое повторение подобных ситуаций действительно приводит к отсутствию понимания, доверия и тёплых, дружеских отношений между родителями и детьми. Таким образом, происходит эмоциональный разрыв между родителем и ребёнком, и случиться это может далеко не только в подростковом возрасте как это принято считать, а значительно раньше. Чтобы разобраться в причинах непонимания, давайте обратимся к основным возрастным кризисам и проанализируем возможные ошибки в воспитании. Первым кризисом принято считать кризис одного года. И хотя в этом возрасте ребёнок ещё очень мал, он уже активно начинает проявлять свою самостоятельность, выражает свои желания и пытается настаивать на своём. Поскольку психика ребёнка ещё не окрепла, выразить свои желания ему трудно, но при этом необходимо. Отсюда и такие пугающие порой родителей «странности» поведения: ребёнок хочет есть, перемазывается весь кашей, но не даёт покормить себя с ложечки как было раньше, отталкивает родителей и одновременно не хочет,
чтобы от него отходили. К таким противоречиям в поведении нужно относиться прежде всего по возможности как можно спокойнее, и понимать, что ребёнок ведёт себя так не потому что плохо воспитан, а потому что он чувствует, что может теперь уже больше, но не всегда это получается. Что делать родителям, чтобы достичь понимания в этот период? 1. Дайте ребёнку почувствовать вашу поддержку. Например: « Ты стараешься сделать это сам, молодец, у тебя обязательно получиться.» 2. Давайте ребёнку право выбора, например, дать выбрать какую-то деталь одежды на прогулку, цвет колготок, книжку для чтения и т.д. 3. Старайтесь не говорить ребёнку слишком много предложений сразу. Говорите кратко, лаконично, спокойным голосом глядя в глаза – это помогает удержать внимание ребёнка на ваших словах. Неважно, что ребёнок ещё совсем маленький, и не умеет говорить, поверьте, если вы будете говорить о его чувствах искренне и естественно, он вас поймёт, и обязательно прислушается к вашим словам. Следовательно, и ошибками в общении с ребёнком этого возраста будет непонимание его возрастных изменений, чрезмерная гиперопёка, авторитарность, эмоциональная холодность, нечувствительность к чувствам и нуждам ребёнка. Следующий возрастной кризис – это кризис трёх лет. Этот период имеет огромное значение в становлении личности ребёнка, не зря психологи часто спрашивают родителей обратившихся за помощью, о том, как протекал кризис трёх лет. Потому как от его успешного преодоления или наоборот чересчур болезненного, зависит благополучие будущего психического здоровья. Рекомендации по тактике поведения родителей в этот период будут сводиться к следующим:
1.Соблюдайте единство требований к ребёнку в семье. 2.Доводите начатые дела до конца, если вы приняли решение убрать игрушки, значит, их нужно убрать, но предварительно создав мотивацию к уборке в игровой форме. Например, сказать ребёнку: «давай соревноваться, кто быстрее будет прибираться ты или я? Предложить рассортировать игрушки по цветам и группам это может быть весёлым и развивающим занятием одновременно. Или же расскажите ребёнку сказку о игрушках где выводом будет, бережное отношение к своим вещам. Ребёнок должен чувствовать вашу последовательность и стабильность поведения. 3.Избегайте чрезмерной авторитарности. Сразу оговоримся, что есть ситуации, когда это необходимо из соображений безопасности ребёнка. 4.Скучные, рутинные для ребёнка занятия старайтесь перевести в игру, создав перед этим увлекательную для ребёнка игровую мотивацию. 5.Отражайте чувства, физические и эмоциональные состояния ребёнка, например: «ты, расстроен, я это вижу, я тебя понимаю» Помните, что чем старше становиться ребёнок, тем больше вещей он может сделать самостоятельно, поощряйте это желание, не бойтесь начинать давать ребёнку какие-либо поручения, сделать его ответственным за какое-то дело, это даст ему чувство собственной значимости. После кризиса трёх лет идёт кризис семи лет, он связан с поступлением ребёнка в школу, вхождением в новую социальную среду, страхами перед новой обстановкой, коллективом, учебными задачами. Как правило, если общение с ребёнком до этого периода протекало в позитивном эмоциональном ключе, взрослый не подавлял самостоятельность ребёнка, поощрял её, если дома, в семье была спокойная обстановка, то этот кризис проходит безболезненно. Если же в воспитании ребёнка присутствовала гиперопёка или наоборот, её полное отсутствие, дома была тревожная обстановка, ребёнок не овладел необходимыми коммуникативными навыками, родители были непоследовательны в своих требованиях, не достаточно уделяли внимания подготовке ребёнка к школе, то у него возникают трудности в виде нежелания посещать школу, страхов, тревожности и впоследствии неврозов. Чем можно помочь ребёнку в этот период? Поскольку одной из основных проблем может быть повышенное чувство тревожности, то действия родителей должны быть направлены на гармонизацию его психо-эмоционального состояния. Помочь в этом могут следующие рекомендации: 1. Повышенная тревожность родителей, как правило, передаётся детям, поэтому старайтесь быть спокойными и уравновешенными сами, и тогда ваша уверенность будет передаваться ребёнку. 2. Проигрывайте, прорисовывайте с ребёнком все беспокоящие его ситуации. Например, если ребёнок боится нового коллектива, то ситуацию знакомства можно проиграть с помощью перчаточных кукол, любимых игрушек, или самим, если ребёнка беспокоят сами учебные задачи, вы можете сочинить для него (или найти готовую) дидактическую сказку, где буквы и цифры выступают в роли приветливых и дружелюбных сказочных персонажей предлагающих отправиться с ними в удивительную страну знаний. 3. Если ребёнок переживает из-за возможных неудач в школе, постарайтесь создавать ситуации успеха, где он сможет проявить себя. 4. Отмечайте сильные стороны ребёнка, не скупитесь на похвалу. 5. Несмотря на то, что ребёнок стал старше он по прежнему нуждается в теплом эмоциональном общении с родителями, почаще обнимайте, гладьте или просто берите его за руку, старайтесь вложить в своё прикосновение и вашу любовь и уверенность в силах ребёнка. После кризиса семи лет идёт кризис подросткового возраста, но о нём мы более подробно поговорим в следующей статье. Таким образом, секрет успеха в общении с ребёнком заключатся в готовности родителей встать на его место, попытаться посмотреть на ситуацию глазами своего ребёнка, а также в умении быть гибкими и эмоционально открытыми.
Педагог-психолог Батищева Елена Ярославовна МАДОУЦРР д/с №158 города Тюмени
|