Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Семинар – практикум для родителей «Мы все разные»
Психология
Автор: Шайхуллина Разиля Рифгатовна   
05.12.2021 10:49

Семинар – практикум для родителей «Мы все разные»Семинар – практикум для родителей «Мы все разные»

Цель:

  • настроить группу на рабочий лад, сформировать оптимистическое настроение у всех участников группы;
  • показать взрослым особенности поведения агрессивных детей, особенности поведения гиперактивных детей причины такого поведения;
  • научить взрослых способам взаимодействия с агрессивными детьми, с гиперактивными детьми

Материал: воздушный шарик, кубик, шашечка, колючий шарик, звездочка, приложение.

1. Упражнение «Все дети разные»

Психолог: Все дети разные, каждый ребенок индивидуальность. Есть дети, с которыми общаться одно удовольствие: им все интересно, они вежливы, способны и очень милы, кажется, что все у них легко и быстро, получается (достать из коробки звездочку). А есть, на первый взгляд очень спокойные: посадишь его, и он сидит, поставишь – стоит, с ним спокойно взрослым, а спокойно ли ему в этом состоянии (достать кубик, есть и такие дети. А есть дети очень противоречивые: 5 мин он спокойный и милый, а потом, вдруг начинает непонятно себя вести, бегать в разные стороны, потом вроде опять успокаивается, а потом все повторяется (достать шашечку). А еще есть дети очень — очень подвижные: им трудно удержаться на одном месте (достать шарик).

 

Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов. Он расторможен в отношениях со взрослыми, не умеет играть со сверстниками и не имеет настоящих друзей.

Для таких детей характерны агрессивное поведение и негативизм. В подростковом возрасте такие дети склонны к асоциальному поведению. При всех проблемах таких детей с обучением и взаимоотношениями с окружающими, такие дети имеют нормальный или даже высокий интеллект.

Причина такой подвижности, как правило, многочисленные микроорганические поражения головного мозга во время беременности, родов или в младенчестве.

Гиперактивный ребенок нуждается в помощи. В каждом конкретном случае нужно определить, какой должна быть помощь гиперактивному ребенку: медикаментозная, психологическая или педагогическая коррекция.

У мальчиков гиперактивное состояние отмечается по крайней мере в 4 раза чаще, чем у девочек.

2. Мини-лекция «Причины гиперактивности»

Есть много теорий происхождения гиперактивности, однако точной до сих пор не существует.

  1. Наследственность: как правило, один из родителей был или является гиперактивным, хотя до сих пор и не найдено такого гена.
  2. Здоровье матери: гиперактивные дети рождаются от мам, страдающих аллергическими заболеваниями, астмой, экземой, мигренью.
  3. Беременность и роды: в группу риска входят дети, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжелых патологических родов, малыши на искусственном вскармливании, в частности те, которые родились с маленьким весом, недоношенные.
  4. Окружающая среда: наличие свинца и нитрата в водопроводной воде, выхлопные газы и различные выбросы, пестициды и тому подобное. С взглядом на то, что экология и темп современной жизни не слишком хорошие, не удивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма сегодняшнего дня.
  5. Дефицит макро и микроэлементов: недостаточность цинка, магния, витамина В1 и В2, дефицит основных жирных кислот в организме.
  6. Питание: пищевые красители, консерванты, нитраты, шоколад, сахар, молочные продукты, белый хлеб, помидоры, апельсины, яйца в большом количестве
  7. Социальные факторы: вседозволенность, отсутствие системы воспитательных воздействий на ребенка.
  8. Мини-лекция «Что такое агрессивность?».

(Достать шарик) Бывают дети, у которых много-много колючек: то они начинают спорить со взрослыми, то дерутся с другими детьми (достать колючий шарик, а может ему очень плохо с этими колючками? Все дети разные, они не похожи друг на друга. Главная задача взрослых: не задавать себе бесконечный вопрос «Почему он такой?». Он такой, надо постараться это понять и принять. А задать надо другой вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ему помочь? Что я смогу сделать, чтобы он был счастлив?»

Агрессивное поведение — одно из самых распространённых нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Почти в каждой группе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, одним словом, становится «грозой» всего коллектива. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений, и вселят в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» — неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Например, играя во время прогулки в песочнице, двое детей старшей группы подрались. Рома ударил Сашу совком. На вопрос воспитателя, почему он это сделал, Рома искренне ответил: «У Саши в руках была лопата, и я очень боялся, что он ударит меня». По словам воспитателя, Саша не проявлял никаких намерений обидеть или ударить Рому, но Рома воспринимал эту ситуацию как угрожающую.

Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь боятся их.

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

4. Почему ребенок становится агрессивным?

Эмоция гнева служит активатором агрессии, но не обязательно приводит к ее проявлению. Агрессивное поведение обусловлено целым рядом факторов — культурных, семейных, индивидуальных.

Дети черпают знания о моделях поведения из трех источников.

Первый – это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать ее закрепление.

Во – вторых, агрессии они обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения ( «я самый сильный – и мне все можно») во время игр. Известно, что дети, регулярно посещавшие детский сад оцениваются как более агрессивные по сравнению с детьми, которые посещали детский сад не регулярно, либо вовсе в него не ходили.

И в третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнений тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь детей.

Агрессивные действия наблюдаются уже у маленьких детей, и по мере взросления детей можно отметить устойчивость выраженности агрессивности, т. е. агрессивный ребенок, скорее всего, вырастет агрессивным взрослым. Это позволяет предположить, что уровень агрессивности представляет собой врожденную характеристику человека, которая, имея под собой благодатную социальную почву, становится устойчивой личностной чертой.

Чем старше ребенок, тем большую роль в его поведении играет среда воспитания: эмоциональные отношения, которые существуют в семье, принятые формы поведения, реакция взрослых на различные действия ребенка, принципы воспитания. Практика показывают, что социальная среда больше воздействует на формирование агрессивности ребенка, чем врожденная предрасположенность (возбудимость нервной системы).

5. Упражнение «Портрет агрессивного ребёнка», «Портрет гиперактивного ребенка»

Группа делится на 2 подгруппы. Каждой выдаётся карточка (Приложение 1 участники совместно выбирают черты, свойственные агрессивному ребёнку, затем проводится обсуждение

6. Ситуации

  • Уже поздно, ребенку пора спать, но ему не хочется. Мама все-таки пытается отправить ребенка в кровать. Папа вмешивается и разрешает ребенку еще немного поиграть, говоря, что завтра выходной. Но мама настаивает на своем.

Комментарий психолога

Родители должны знать и помнить о единстве требований к ребенку со стороны всех членов семьи. В этой ситуации данное требование нарушено. Чтобы прийти к единому мнению, матери надо уступить отцу и объяснить свое решение: «Да, сыночек, наверное, папа прав. Ведь если ты нарушишь режим, ты долго не уснешь, это может отразится на твоем здоровье, и завтра тебе будет тяжело вставать. Ты у нас уже большой и понимаешь, что режим надо выполнять, чтобы вырасти сильным, смелым, здоровым. Эти качества тебе очень пригодятся в жизни.

  • Мальчик был наказан. Отец серьезно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его гулять во двор. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его гулять с друзьями. Между родителями произошел конфликт.

Комментарий психолога

В этой ситуации возможно надо подойти с позиции «Все поступки детей должны быть прощены». Мама может сказать: «Да, папа, наш сын поступил плохо, но я думаю, он понял свою ошибку и больше не будет так поступать. Наверное, он сам нам об этом хочет сказать. Давай, отец, послушаем его. Мальчик просит прощения, ситуация исчерпана». Но всегда надо помнить о единстве требований к ребенку со стороны всех членов семьи.

  • Ребенок, приходя домой из детского сада, жалуется на то, что с ним не хотят играть дети. Родители интересуются, с чем это связано. Воспитатель, наблюдая за ребенком. Приобщая его к совместным играм с детьми, замечает, что ребенок все время хочет быть на первых ролях. Всем играющим говорит, что они играют не по правилам, делает множество замечаний всем детям. В ответ на это ему говорят: играй тогда один. Воспитатель замечает, что в большинстве случаев воспитанник не прав, анализирует его замечания по отношению к другим детям, с выводами ребенок соглашается.

Комментарий психолога

Демонстративные дети часто страдают от трудностей в общении, у них также часто недостаточно развита произвольность поведения. Воспитатель в такой ситуации ведет себя вполне грамотно. Дополнительную помощь в такой ситуации может оказать педагог – психолог детского сада, организовав специальные коммуникативные игры.

Вопросы для дискуссии

- Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?

- Почему сложилась такая ситуация?

- О чем не следует забывать при воспитании детей разного возраста?

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети—свидетели, они учатся жить у жизни.

7. Рекомендации психолога «Как помочь гиперактивному ребенку»

(Приложение №2)

8. Рекомедации психолога «Как помочь агрессивному ребенку»

Агрессия, к сожалению, окружает нас и наших детей. Агрессивность в поведении человека может быть защитной, часто «агрессивными» называют детей, «неудобных», у которых проблемы в общении со сверстниками и со взрослыми. Почему ребенок становится агрессивным, всегда ли причинами такого поведения являются внешние факторы, что в таком случае делать родителям, как помочь?

Во-первых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации. Нельзя допускать высказываний: «Если ты себя так поведешь…, то мама с папой тебя больше любить не будут!» Нельзя оскорблять ребенка, обзывать его. Проявлять недовольство надо именно действием, поступком, принимая личность ребенка в целом.

Если ребенок просит вас поиграть с ним, уделить ему внимание, а вы в данный момент не можете этого сделать, то не отмахивайтесь от малыша, тем более, не раздражайтесь на него за назойливость. Лучше покажите ему, что вы понимаете его просьбу и объясните, почему в данный момент вы ее выполнить не можете: «Ты хочешь, чтобы я почитала тебе книжку? Малыш, мама тебя очень сильно любит, но я так устала на работе. Пожалуйста, поиграй сегодня один».

И еще один важный момент — не надо откупаться от ребенка дорогими игрушками, подарками и т.п. Для него гораздо важнее и нужнее ваше непосредственное внимание.

Родители, если не хотят, чтобы их дети были драчунами и забияками, сами должны контролировать собственные агрессивные импульсы. Надо всегда помнить, что дети учатся приемам социального взаимодействия, прежде всего, путем наблюдения за поведением окружающих людей (в первую очередь, родителей).

Ни в коем случае нельзя подавлять проявление агрессии ребенком, иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите его выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих. Перевод чувств ребенка из действия в слова позволит ему узнать то, что о них можно говорить, а не обязательно сразу драться. Также ребенок постепенно освоит язык своих чувств и ему проще будет вам сказать, что он обижен, расстроен, зол и т.д., а не пытаться привлечь ваше внимание своим «ужасным» поведением.

Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками — обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы угомониться.

Кроме того, такие объятия выполняют несколько важных функций: для ребенка это означает, что вы способны выдержать его агрессию, а, следовательно, его агрессия может быть сдержана и он не разрушит то, что любит; ребенок постепенно усваивает сдерживающую способность и может сделать ее внутренней и таким образом контролировать свою агрессию сам.

Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах. Но ни в коем случае унижайте его.

Агрессивное поведение детей -это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи «Обратите внимание на меня –я чувствую, что Я-плохой, меня не любят, я ничего не могу»

В ребенке слишком много негативных эмоций с которыми он не в силах справиться.

В агрессивных детях очень много тревоги и страхов, поэтому она всеми силами пытаются защитить себя, а лучшее средство защиты — это нападение (незрелость психики, неумение себя защитить по другому).

9. Как помочь ребенку справиться с агрессией?

  • Удовлетворять у ребенка потребность в любви, понимании, уважении
  • «Я тебя понимаю, тебе обидно, но...»;
  • демонстрация «Я — высказывания»

Когда мы используем «ты — высказывание» — мы даем негативную оценку личности ребенка, обвиняем его.

«Я высказывание» позволяет нам сообщить ребенку о своих негативных чувствах, а не обвинять его.

Я чувствую… Я хотел, чтобы…

  1. Последовательность в воспитании.
  2. Введение адекватных правил и запретов.
  3. Поддержка взрослым.
  4. Демонстрация своего поведения «Собственный пример».
  5. Выражение эмоций адекватными способами (невыраженные негативные эмоции ведут к различным заболеваниям):
  • комкаем, рвем бумагу;
  • подушка, груша
  • кричим в стаканчик
  • втираем пластилин
  • «ты шарик»
  • лист гнева
  • рисование гнева

Ритуал примирения (приносит очищение).

  1. Например: в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника, и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется «оскорбленному». Подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения соперника.
  2. Способ выразить вербальную агрессию — поиграть с ними в игру «Обзывалки». У детей, услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.
  3. Помочь детям доступным способом выразить гнев, а педагогам – беспрепятственно проводить занятие поможет игра «Мешочек для криков». Перед занятием каждый желающий ребенок может подойти к «Мешочку для криков» и покричать как можно громче. Таким образом, он «избавляется» от своего крика на время занятия.
  4. Слепить фигуру своего обидчика, разбить, смять, расплющить между ладошками, а затем при желании восстановить.
  5. Упражнение «Прямой эфир».

Цель: оценка усвоенной участниками тренинга теоретической информации.

Участники делятся на подгруппы, каждая из которых получает задание: «Представьте, что Вас пригласили на телевидение для участия в передаче «Как помочь ребенку» Вы должны дать телезрителям рекомендации, которые будут способствовать их эффективному общению с гиперактивными и агрессивными детьми. Адресуйте свое обращение педагогам (или родителям)».

Время в эфире – 2 минуты. Вести передачу может как один представитель подгруппы, так и несколько.

Мне хочется поблагодарить вас сегодня за плодотворную работу «До новых встреч!»

Литература

  1. Кряжева, Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. — Ярославль, Академия развития, 2000г.
  2. Лютова, Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. -СПб.: Речь, М.: Сфера, 2008г.
  3. Лютова, Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. -М.: Генезис, 2000г.
  4. Смирнова, Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум». — Ростов н /Д: «Феникс», 2004г.
  5. Смирнова, Е. О., Холмогорова, В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  6. Хухлаева, О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2003г.

Приложение №1

Характерные особенности ребёнка

  1. Слишком говорлив
  2. Отказывается от коллективной игры
  3. Чрезмерно подвижен
  4. Имеет высокие требования к себе
  5. Не понимает чувств и переживаний других люд людей
  6. Ощущает себя отверженным
  7. Имеет низкую самооценку
  8. Часто ругается со взрослыми
  9. Создаёт конфликтные ситуации
  10. Отстаёт в развитии речи
  11. Чрезмерно подозрителен
  12. Вертится на месте
  13. Постоянно контролирует своё поведение
  14. Чрезмерно беспокоится по поводу каких-то сос событий
  15. Сваливает вину на других
  16. Беспокоен в движениях
  17. Часто спорит со взрослыми
  18. Суетлив 19. Любит заниматься головоломками, мозаиками
  19. Часто теряет контроль над собой
  20. Отказывается выполнять просьбы
  21. Импульсивен
  22. Часто дерётся
  23. Имеет отсутствующий взгляд
  24. Часто предчувствует плохое
  25. Самокритичен
  26. Не может адекватно оценить своё поведение
  27. Имеет мускульное напряжение
  28. Опасается вступить в новую деятельность
  29. Часто специально раздражает взрослых
  30. Задаёт много вопросов, но редко дожидается отве ответов
  31. Робко здоровается
  32. Мало и беспокойно спит
  33. Толкает, ломает, рушит всё кругом
  34. Чувствует себя беспомощным

Приложение №2

«Как помочь гиперактивному ребенку»

  1. Чёткий режим дня.
  2. Сбалансированная диета (исключить шоколад, конфеты, лимонад, пирожные, торты, консервы, сухие колбасы). Необходимо наладить режим питания с учётом биоритмов ребёнка. Важно исключить перекусы и разделить приём пищи на 6 частей: завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, а перед сном — тёплое молоко. Не перегружать едой, не заставлять съедать до конца. Придерживайтесь принципа «плохо позавтракал, хорошо пообедал».
  3. Дневной сон. Даже в младшем школьном возрасте ребёнку обязательно нужен дневной сон.
  4. Отход ко сну должен сопровождаться обязательным ритуалом. Перед ночным сном рекомендуется принять тёплую ванну с успокаивающими травами.. Вода успокаивает.
  5. Пока ребёнок засыпает, посидите с ним рядом, почитайте ему сказку, погладьте по руке, положите с ним рядом на ночь его любимую игрушку. Сделайте ребёнку перед сном расслабляющий массаж, это могут быть простые поглаживания. Тактильный контакт важен для ребёнка.
  6. Выделите время в расписании для обязательных прогулок (максимально допустимое время в рамках режима). Гулять нужно при любой погоде, пребывание на свежем воздухе способствует улучшению работоспособности мозга. На улице ребёнку нужно дать максимум свободы с учётом безопасности (бегать, прыгать, пачкаться, ходить по лужам и стучать палкой по столбам), чтобы у накопившейся энергии был выход.
  7. Прояснить в какое время суток лучше взаимодействовать с ребёнком – утром, днём или вечером.
  8. В расписании активная и спокойная деятельность должны сменять друг друга с частотой 15-30 минут. Исключение составляет только сон. Время работы с такими детьми 10-15 минут.
  9. Каждые 10 минут нужно на время освобождать ребёнка от работы: переключать с умственной деятельности на активную для сброса накопившегося напряжения.
  10. Хорошо использовать внешние раздражители, как сигнал, что пора сменить деятельность (например, будильник).
  11. Для таких детей очень важны ритуалы.
  12. Исключите из воспитательного процесса физическое наказание. Если есть необходимость, поэтапно используйте следующие методы: предупреждение, игнорирование, тайм-аут, «тихое место» — спокойное сидение в определённом месте, после совершения поступка.
  13. Чаще хвалите ребёнка, и напротив, старайтесь не обращать внимание на мелкие нарушения дисциплины. Гиперактивный ребёнок не воспринимает выговоры и наказания, но очень чувствителен к похвале.
  14. Заведите дневник самоконтроля. Ведите его вместе с ребёнком, что бы ребёнок мог сам или вместе с родителем оценивать своё поведение. Выработайте систему оценки – знак или цифры.
  15. Продумайте систему вознаграждения за хорошо выполненное задание и наказание за плохое поведение.
  16. Составьте список обязанностей ребёнка и повесьте на стену. Постепенно расширяйте круг обязанностей, предварительно обсудив их с ребёнком.
  17. Нельзя что бы ребёнок их откладывал задания, переносил на другое время. Исключите поручения, которые не соответствуют его возрасту, способностям и уровню развития. Требования должны быть адекватны его возможностям.
  18. Помогайте ребёнку в начале выполнения задания. Начать – это самый трудный этап для него!
  19. Нельзя давать одновременно несколько указаний.
  20. Указания должны быть короткими и ясными.
  21. Взаимодействия должны строиться только через действие.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год