«Страхи у детей в дошкольном возрасте» |
Психология | |||
Автор: Саитова Гузелия Дамировна Соавторы: Хакимова Саида Рафиковна Романова Маргарита Александровна Дацкова Наталья Юрьевна Хорошева Марина Витальевна Щипанова Лариса Викторовна | |||
14.07.2021 09:51 | |||
«Страхи у детей в дошкольном возрасте» Презентация: (Слайд 1) Актуальность выбранной темы обосновывается тем, что в последние годы, наиболее распространёнными явлениями являются страхи у детей. А проблема страхов затрагивает все возрастные периоды психического развития ребенка и, несмотря на то что страх является одной из опасных эмоций, данная проблема изучена мало. (Слайд 2) Целью данной работы является выявление роли сказкотерапии в коррекции детских страхов. Объектом исследования являются дети старшего дошкольного возраста. Предмет исследования- страхи детей старшего дошкольного возраста.
Гипотезой исследования является предположение о том, что использование сказкотерапии в коррекционных целях позволит уменьшить и снизить переживания страхов у детей старшего дошкольного возраста. (Слайд 3) Учитывая цель работы необходимо решение ряда научно-исследовательских задач:
(Слайд 4) Работа осуществлялась в три этапа. Методологической основой являются теоретические концепции ведущих отечественных психологов: В.С. Мухиной, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности. Диагностика и коррекция детских страхов отражена в исследованиях К.С. Лебединской, А.В. Суворовцевой, И.В. Дубровиной, А.И. Захарова, Рейнгольд, Робинсон, Г. Эберлейн. (Слайд 5) Вторая глава была посвящена опытно- экспериментальной работе, которая проходила на базе детского сада № 63 «Буратино». Организация и ход экспериментальной работы включали в себя три этапа:
Учитывая это, мы следовали при изучении возрастных страхов ряду правил:
(Слайд 6) Анализ уровня страхов детей проводился по методике Александра Ивановича Захарова (модифицированная Мариной Александровной Панфиловой) «Страхи в Домике». Методика проводилась отдельно с каждым ребенком. Дети, у которых количество страхов превышало норму, характерную для его возраста и пола, относились к группе с повышенным уровнем страхов. Ребенку предлагалось нарисовать два дома — красный и черный (в данном случае ребенку давался лист с уже нарисованными домами). В эти дома детям предлагалось расселить страхи: в красный дом — «нестрашные», в черный — «страшные страхи». После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить или потерять. Для анализа полученных результатов мы подсчитали страхи в черном доме и сравнили их с возрастными нормами. Вашему вниманию на слайде представлена диаграмма количественного анализа. (Слайд 7) Так же была использована методика А. И. Захарова «Нарисуй свой страх». Детям, после предварительной беседы, актуализирующей воспоминания ребенка о том, что его пугает, предлагалось лист бумаги и цветные карандаши. В процессе анализа обращалось внимание на то, что ребенок нарисовал, а также на цвета, использовавшиеся им в процессе рисования. Результаты анализа представлены на слайде в виде гистограммы. (Слайд 8) Далее был составлен краткосрочный проект коррекционной работы со старшими дошкольниками. Проект включает в себя следующие мероприятия: - беседа с детьми о работе врачей и приносимой ими пользе, прочтение книги К.И. Чуйковского «Айболит». На беседу была приглашена медицинская сестра МБДОУ №63 «Буратино» Карама Лилия Мансуровна. Цель проекта – профилактика возрастных страхов у детей дошкольного возраста. Была разработана следующая структура занятия:
(Слайд 9) После реализации коррекционной работы был проведен заключительный этап — контрольный этап исследования, на котором мы повторно провели диагностику по методике М. А. Панфиловой «Страхи в домиках». На основе количественного анализа результатов контрольного этапа исследования, можно сказать, что в группе, у детей количество страхов сверх нормы выявлено у 11 человек, а это 55% и у 9 детей количество страхов соответствует норме, это 45%. Сравнительные результаты двух этапов исследования представлены на слайде. (Слайд 10) В результате проведенного эксперимента в целом, можно отметить, что выбранный нами подход в коррекции возрастных страхов у детей старшего дошкольного возраста при использовании сказкотерапии получил свое оправдание и подтверждение целесообразности его дальнейшего использования. Результаты после формирующей работы улучшились — у детей понизился уровень страха. (Слайд 11) Доклад окончен! Спасибо за внимание!
|