Как оформить психологический уголок в группе
В наше неспокойное время кризисов и социальных перемен проявляется все больше детей, нуждающихся в социальной поддержке. Это дети с нарушениями поведения, различными неврологическими отклонениями. Все мы знаем, что исправлять проблемы, лечить неврологические нарушения очень сложно, иногда на это уходят годы, а то и вся жизнь. Поэтому в своей работе большое внимание мы должны уделять профилактике психологических нарушений.
Всем известно, что дети дошкольного возраста особо эмоциональны и впечатлительны. Они легко подхватывают сильные, как положительные, так и отрицательные эмоции окружающих их людей. Во многом реакция на обстановку вокруг у детей зависит от создания педагогом у них чувства уверенности и поддержки, внутренней безопасности и свободы. Это зависит еще и от его доброжелательности, принятия детей такими, какие они есть, умение быть для них партнером и товарищем.
Скачать конспект
Ребёнок, находясь в детском саду, испытывает на себе множество стрессовых факторов:
- утреннее расставание с родителями
- большое количество детей в группе
- жёстко регламентированный и насыщенный распорядок дня (много занятий и мероприятий, мало свободного времени для спонтанного взаимодействия со сверстниками)
- необходимость постоянно подчиняться требованиям и указаниям воспитателя
- низкий уровень саморегуляции и коммуникативных навыков (в силу возраста и малого жизненного опыта).
На практике все психологи сталкиваются с тем, что их старания, какими бы они усердными ни были, без поддержки воспитателей и в первую очередь родителей, к сожалению, не достигают положительного результата. Для родителей помимо традиционной наглядной информации, выступлений на родительских собраниях, многочисленных индивидуальных консультаций необходимо проводить совместные детско-родительские тренинги, на которых родители будут учиться общаться со своими детьми и не просто общаться, а лучше понимать и любить их и себя.
Чтобы расширить возможности профилактической работы с детьми, следует организовать психологические уголки в каждой возрастной группе. Психологический уголок – реальный инструмент в руках воспитателя для действенной психологической поддержки детей в течение дня. При подборе материала для психологических уголков необходимо учитывать потребности детей. Кому-то хочется отдохнуть от детского коллектива, подумать о маме, посидеть в тишине, кто-то нуждается в психоэмоциональной разгрузке, какой-то ребенок агрессивен и ему надо помочь выплеснуть агрессию так, чтобы не навредить другим детям и не держать ее в себе. Ведь сдерживание агрессии, эмоционального напряжения приводит к различным расстройствам ЦНС.
К основным задачам психологического уголка относятся:
- снять психоэмоциональное напряжение, усталость;
- помочь успокоиться;
- снять агрессивное состояние;
- повысить настроение.
Выделяют следующие зоны психологического уголка в группе:
- саморегуляции и релаксации;
- для повышения самооценки;
- развития коммуникативных навыков и эмоциональной сферы.
Оснащение психологического уголка.
1. Зона для релаксации и саморегуляции
- уголок для уединения (он должен больше всего напоминать норку, там должно быть полутемно, тесновато и мягко. Это место где можно отлежаться, отсидеться, успокоиться, «спрятаться» от внешнего мира, посекретничать, посмотреть альбом с семейными фотографиями, а потом снова включаться в общую суету).
- груша для битья, биты, поролоновые подушки (снять напряжение, выплеснуть накопившуюся энергию помогают боксерские груши, подушки для битья);
- телефон «Позвони маме». Ребенок может «позвонить маме» и поговорить с ней;
- мишени, мешочки с крупой для метания, что является одним из приемов выражения агрессии;
- набор бумаги для разрывания;
- коврик злости (дети они злятся, нужно потопать по коврику и злость пройдет);
- стаканчики для крика, «Баночки-кричалки». Детям предлагается, если их кто-либо рассердил, взять баночку и наругать обидчика сердитыми словами, но после этого баночку обязательно закрыть крышкой, чтобы эти сердитые, злые слова не разлетелись бы по нашей группе;
- стул для размышлений служит для того, чтобы, сидя на нем не более 5 мин, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Самое главное — стул не должен быть наказанием для детей;
- «волшебный пластилинчик». Дети катают, отщипывают, мнут пластилин, что тоже помогает успокоиться;
- дидактическая игра «Собери бусы»;
- цветные клубочки пряжи разного размера. Разматывая и сматывая клубочки, дети овладевают приемом саморегуляции;
- массажные мячи- «ежики». Мы обучаем детей разным способам катания мячиков в ладошках, по внешней и внутренней стороне рук. Такая игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться;
- мешочки настроений. Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение.
- электронные свечи, шумовые фонтаны, игры
- аудио-, видеозаписи (шум моря, звуки леса, музыка для отдыха, релаксации),
2. Зона повышения самооценки
- коробочки добрых дел, куда дети складывают «зерна добра», полученные от воспитателя за свершенное доброе дело, будь то поднесенный стул для девочки или помощь товарищу при одевании и другие хорошие поступки. Воспитатели вместе с детьми в конце недели подводят итоги, и фотографии детей, у которых больше всех «зерен добра», попадают на «Дерево добра» — своеобразную доску почета. Это помогает повысить уровень самооценки у неуверенных в себе детей, воспитывает такие нравственные качества, как взаимовыручка, доброта, отзывчивость;
- подиум, медали, «сонные игрушки»;
- разнообразные волшебные предметы: палочка, корона, помогают совершать чудесные превращения, позабыв про негатив, а подушка- подружка пережить тревогу и личные переживания;
- шарики- «болики» помогут детям упражняться в регулировании дыхания. Держа шарики в ладошках, мы дышим на них, согреваем их своим теплым дыханием;
3. Зона развития коммуникативных навыков и эмоциональной сферы.
- игры «Эмоциональный цветок» и «Кубик настроения» учат детей распознавать свое эмоциональное состояние и отражать его в мимике и жестах;
- «Коврик дружбы» и «Коробочка для примирения», «подушка примерения» помогают поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом и после такого примирения дети ссорятся гораздо реже;
- обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде ( «Твистер», «Гусеница»);
- стенд «Мое настроение». Утром и в течение дня ребенок может с помощью эмоциональных картинок показать свое настроение. Благодаря этому воспитателю легче найти подход к грустному, расстроенному ребенку и оказать ему поддержку;
- «Ведёрко для страхов». Дети рисуют свои страхи и избавляются от них, выбрасывая их в ведерко;
- парные наклейки помогут детям разделиться на пары, если с этим возникла проблема;
- Сухой дождь, сухой бассейн — развивают коммуникативные качества, поднимают эмоциональный настрой;
- игры развивающие сенсорику и мелкую моторики (тактильные мешочки, карточки, массажеры);
В психологическом уголке можно разместить различные весёлые приспособления для дыхательной гимнастики.
«Подушечка Шептунчик» используется во всех видах деятельности. Она создает благоприятный эмоциональный фон на занятиях, досугах. у Шептунчика есть карман, который вносит элемент сюрпризности в занятие или в игру. Там могут быть ленты разного цвета и размера. На спине- картина природы. Листочки к деревьям прикрепляются с помощью липучек и кнопок. Радуга-из цветных молний, которые застегиваются и растегиваеются. У солнышко-косички, которые можно заплетать и расплетать, завязывать и развязывать бантики. Носочки-на шнуровке.
При организации психологического уголка может возникнуть ряд проблем. Во-первых, где взять место для этого уголка? Как его расположить? Эту проблему необходимо решать индивидуально по каждой группе. Во-вторых, где взять средства? Часть материала для уголка воспитатели должны сделать самостоятельно, используя подручные средства, бросовый материал. Большую помощь могут оказать родители: что-то сделать своими руками, что-то принести из дома. Наличие психологического уголка дает возможность воспитанникам по мере необходимости снять агрессивное состояние, психоэмоциональное напряжения, усталость, успокоиться, повысить настроение. Игры их уголка помогают детям распознавать свое эмоциональное состояние, анализировать его. Дети обучаются приемам саморегуляции, навыкам коммуникативного взаимодействия.
|