Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование психотерапии в работе педагога-психолога с гиперактивными детьми в детском саду
Психология
Автор: Хамзина Алсу   
10.02.2021 04:09

Использование психотерапии в работе педагога-психолога с гиперактивными детьми в детском садуИспользование психотерапии в работе педагога-психолога с гиперактивными детьми в детском саду

Хамзина А.А. педагог-психолог структурное подразделение «Детский сад № 19» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 2 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования, г. Сызрань

В настоящее время ежегодно увеличивается число детей дошкольного возраста с СДВГ, у которых проявляются синдром дефицита внимания, избыточная двигательная активность, импульсивность поведения, проблемы во взаимоотношениях с окружающими. Ведущая роль в работе с такими детьми принадлежит педагогу – психологу.

 

Работа педагога-психолога начинается с проведения психологической диагностики для выявления уровня развития ребенка с СДВГ и основных психолого-педагогических проблем взаимодействия родителей и педагогов с данными детьми.

Диагностическое обследование проводится по следующей структуре:

  1. Консультация – анкетирование педагога – психолога с родителями. Родители заполняют анкеты, оценивая поведение ребенка дома, а также какую информацию они хотели бы получить по данной проблеме (используются опросники для родителей Т.М. Ахенбаха, «Измерение родительских установок и реакций» (PARI), «Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)»).
  2. Диагностика педагогов проводится с целью выявления стилей педагогического общения и определения эффективного стиля при работе с гиперактивным ребенком.
  3. Тестирование гиперактивных детей. Используются фильм-тест Рене Жиля (изучение соотношения членов семьи, их эмоционального настроя), Тест Детской Апперцепции (САТ) (эмоциональная сфера гиперактивного ребенка, выявление его отношения к наиболее значимым для него людям, его мотивов, тест Пьерона-Рузера (познавательная сфера), тест Тулуз-Пьерона (исследование внимания и определения минимальной мозговой дисфункции, скорости переработки информации). нейропсихологические методики (тест «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное», методика «Да и Нет», «Вежливость», «Обведение контура»).

Результаты диагностики проводятся путем подсчета баллов, начисляющих за количество допущенных ошибок ребенком.

По результатам проведенной диагностики планируется индивидуальная коррекционно – развивающая работа со всеми участниками образовательного процесса с детьми.

Чаще всего коррекционно-развивающая работа с гиперактивными детьми проводится индивидуально или с подгруппой детей в количестве 4-5 человек. Целью коррекционной работы психолога с детьми с СДВГ является оказание им помощи в адаптации к существующим условиям жизни с учетом симптомокомплекса данного нарушения, создание той психологической атмосферы, в которой ребенок будет успешно реализовывать свой потенциал, чувствует себя комфортно и сможет в дальнейшем самостоятельно, ответственно решать необходимые жизненные задачи.

На мой взгляд, эффективным методом работы с такими детьми является психотерапия.

При организации коррекционной работы с детьми я использую несколько видов психотерапий:

- игровая терапия используется при коррекции социального инфантилизма, агрессивности в поведении, в проработке своих чувств и действий, развитии рефлексии, с включением комплекса игр и упражнений:

  • растяжки — для нормализации гипертонуса и гипотонуса мышц ( «Лучики», «Травинка на ветру», «Кошечка», «Половинка»)
  • дыхательные упражнения – для улучшения ритмирования организма, развития самоконтроля и произвольности ( «Ладошки», «Насос», «Кошка», «Маятник»)
  • глазодвигательные упражнения — для расширения поля зрения и улучшения восприятия ( «Дождик», «Ветер», «Снежинки», «Лучик солнца»)
  • функциональные упражнения — для развитие внимания, произвольности и самоконтроля ( «Черепаха», «Руки-ноги». «Считалочки – бормоталочки», «Буратино», «Шалуны»)
  • упражнения для развития мелкой моторики рук ( «Колечки», «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Ухо-нос», «Зайцы»)

- коммуникативные упражнения — восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом ( «Тряпичная кукла», «Животные»)

- сказкотерапия: психотерапевтические сказки — целью таких сказок является влияние на решение детьми психологических проблем, последствием которого должно стать изменение поведения; сочинение собственных сказок — герой которой похож на ребенка и имеет такие же проблемы; чтение и рассказывание народных сказок — обучают, воспитывают, учат, предупреждают, лечат.

В процессе организации сказкотерапии можно использую следующие приемы:

– слушание и запоминание сказок;

– придумывание продолжения известной сказки или другого конца сказки;

– придумывание сказок (групповое или индивидуальное);

– моделирование сказок;

– рисование сказок;

– инсценирование сказок

- песочная терапия позволяет ребенку установить связь с бессознательными побуждениями, через образную форму восприятия мира, что помогает снизить психическое напряжение.

В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста я провожу занятия в по коррекционно-развивающей программе для дошкольников «Разгадай тайну Песочной страны» Шиманович Ю. Помощником в проведении занятий является кукла — песочная Фея.

Приведу пример одного занятия, которое состоит из трех упражнений.

Занятие «Знакомство с мокрым песком».

Задачи: развитие тактильных чувств, внимания, воображения, навыков расслабления.

Упражнение № 1 «Здравствуй песок».

Песочная Фея: В нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит? (Поделить песок на 2 части и показать способы увлажнения песка).

«Ручеек течет» — взрослый льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика.

«Дождик моросит» — другая часть песка увлажняется через разбрызгиватель. Нужно обратить внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок.

Песочная Фея: Давайте поздороваемся с мокрым песком. С ним вы сможете поиграть в удивительные игры – вы превратились в волшебников строителей.

Упражнение № 2 «Необыкновенные следы».

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладошками с силой надавливает на кинетический песок. «Прыгают зайчики» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» — ребенок расслабленными (или напряженными) пальцами рук делает поверхность кинетического песка волнистой. «Бегут жучки — паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.

Упражнение №3 “Говори! ”

Песочная Фея: “Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: “Говори! ” Давайте потренируемся: “Какой у нас сейчас песок? ” (пауза “Говори! ”; “Какого цвета эта игрушка? ”... “Говори! ”; “Сколько у меня игрушек? ”... “Говори! ”; “Сколько будет два плюс три? ” и т. д.”

Для своих занятий я беру игры, предназначенные для работы на бумаге, и переделываю их для «педагогической» песочницы.

- арт-терапия повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни в детском саду, уменьшает утомление, способствует снизить или избавиться от негативных эмоциональных состояний и их проявлений. Примеры атр-терапевтических упражнений:

Упражнение «Парное рисование»

Цель: развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам, развитие способности конструктивного взаимодействия.

Ход упражнения: «Сейчас мы будем рисовать в парах. Двое рисуют на одном листе бумаги какую-то единую композицию или образ. При этом есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы. Кроме красок и карандашей разрешается дополнять образ цветной бумагой, использовать готовые образы из журналов, вырезая и приклеивая их в дополнение к композиции. Начинаем по сигналу».

После того, как рисунки будут готовы, проводится обсуждение и выставка работ. Можно выбрать самую гармоничную, самую необычную или самую конфликтную работу и задать вопросы авторам, что им помогало, как они действовали, как договаривались на невербальном уровне что именно будут рисовать.

Так же обсуждается и негативный опыт взаимодействия в процессе парного рисования.

Упражнение «Рисование себя»

Цель: Самораскрытие, работа с образом «Я».

Ход упражнения: Нарисовать себя в виде растения, животного, схематично. Работы не подписываются. По окончании выполнения задания все работы вывешиваются на стенд и участники работ пытаются угадать, какая работа кому принадлежит. Делятся своими ощущениями и впечатлениями о работах.

Упражнение «Рисуем круги»

Цель: развитие спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, имеет потенциал для формирования групповой сплоченности.

Ход упражнения: Группа садится вокруг стола, им предлагаются ватман, простые карандаши, краски, кисточки, глянцевые журналы и клей. Каждый из участников рисует фигуру круга, а так же может дорисовывать чужие рисунки, писать пожелания друг другу. По окончании работы участники делятся впечатлениями о совместной работе, показывает собственные рисунки, рассказывает о замысле, сюжете, чувствах, зачитывает, при желании, вслух добрые пожелания, которые ему написали другие участники.

Вопросы для обсуждения:

  1. «Как вы себя чувствуете?»
  2. «Как ваше настроение сейчас?».
  3. «Расскажите о своем рисунке?»
  4. «Дополняли ли вы работы других участников?»
  5. «Какие трудности возникали по ходу работы?»

- музыкотерапия. Музыкальные этюды используются для коррекции эмоциональных состояний детей с СДВГ, для концентрация слухового внимания. улучшения координации движений, мелкой моторики.

- семейная и родительская терапия.

Тренинги для родителей гиперактивных детей:

  • тренинг родительской компетентности Э.Мэш, Д.Вольф направлен на преодоление непослушания и устранение вызывающего поведения ребенка, адаптации к эмоциональным трудностям, медитативные техники, техники визуализации, аутогенную тренировку
  • тренинг "Способы регулирования поведения гиперактивных детей" направлен на обучение родителей особенностям работы с гиперактивным ребенком

-тренинг для родителей «Взаимодействие с гиперактивными детьми» способствует выработке и принятию родителями механизмов и принципов эффективного взаимодействия в отношениях с ребенком.

Предлагаются рекомендации для родителей:

  1. Старайтесь как можно глубже понять и лучше узнать своего ребенка, проявляйте интерес ко всем видам его деятельности.
  2. Избегайте жестких оценок, упреков. угроз, которые способствуют созданию напряженной обстановки и могут вызвать конфликтную ситуацию. Лучше переключить внимание ребенка на что-то интересное и важное. Реже используйте такие слова, как “нет”, “нельзя”, “прекрати” и т.п.
  3. Постоянно следите за своим поведением и речью, говорите спокойным голосом. сдерживайте свои эмоции, особенно если Вы расстроены поведением ребенка. выражая недовольство, не манипулируйте его чувствами и не унижайте его.
  4. Организация жизнедеятельности ребенка должна способствовать его спокойствию, при этом следует строго соблюдать режим дня.
  5. Больше общайтесь с ребенком, играйте вместе с ним, помогайте ему в преодолении различных трудностей, чаще отмечайте положительные поступки и поощряйте его в разных видах деятельности, даже если результаты далеки от совершенства.
  6. Постарайтесь выделить для ребенка отдельную комнату или место для игровой деятельности, для выполнения физических упражнений с различными пособиями, а также для его уединения. При этом следует избегать ярких цветов и сложных композиций.

Для эффективной работы с гиперактивными детьми необходимо взаимодействие с воспитателями и специалистами ДОУ в форме консультаций на темы: "Как помочь гиперактивному ребенку", «Особенности взаимодействия педагогов ДОУ с гиперактивными детьми», «Как помочь гиперактивному ребенку?»

Рекомендации педагогам при работе с гиперактивными детьми.

  1. Необходимо составить специальную поведенческую программу, т.е продуманную гибкую систему вознаграждений, поощрений за хорошо выполненное задание.
  2. Строить работу с гиперактивным ребенком индивидуально. Он всегда должен находиться перед глазами воспитателя. В занятия обязательно включать физминутки, предоставлять ребенку возможность обращаться за помощью в случае любого затруднения; направлять энергию в полезное русло (вымыть доску, полить цветы и т.д).
  3. Способствовать элиминации (удаление, исчезновение) агрессии; терпеливо обучать необходимым социальным нормам и навыкам общения; профессионально регулировать взаимоотношения с другими детьми.
  4. Объяснить родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро; что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного к нему отношения.

Разработка и применение комплексной коррекции должны осуществляться своевременно, носить индивидуальный характер. Только при комплексном подходе всех специалистов, родителей к решению проблем гиперактивного ребенка происходят воспитание, обучение, коррекция, способствующие наиболее полной реализации потенциала ребенка, снижению его эмоционального напряжения и дальнейшей его адаптации в окружающей социальной среде.

Список использованной литературы

  1. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: 000 «Национальный книжный центр», 2011, 64 с.
  2. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001, 96 с
  3. Заваденко Н.Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М.: Школа Пресс, 2010, 112 с.
  4. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: «Академия», 2015, 256 с.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. СПб., 2007, 87 с.
  6. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М., 2002. 128 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год