Использование психотерапии в работе педагога-психолога с гиперактивными детьми в детском саду |
Психология | |||
Автор: Хамзина Алсу | |||
10.02.2021 04:09 | |||
Использование психотерапии в работе педагога-психолога с гиперактивными детьми в детском саду Хамзина А.А. педагог-психолог структурное подразделение «Детский сад № 19» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 2 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования, г. Сызрань В настоящее время ежегодно увеличивается число детей дошкольного возраста с СДВГ, у которых проявляются синдром дефицита внимания, избыточная двигательная активность, импульсивность поведения, проблемы во взаимоотношениях с окружающими. Ведущая роль в работе с такими детьми принадлежит педагогу – психологу.
Работа педагога-психолога начинается с проведения психологической диагностики для выявления уровня развития ребенка с СДВГ и основных психолого-педагогических проблем взаимодействия родителей и педагогов с данными детьми. Диагностическое обследование проводится по следующей структуре:
Результаты диагностики проводятся путем подсчета баллов, начисляющих за количество допущенных ошибок ребенком. По результатам проведенной диагностики планируется индивидуальная коррекционно – развивающая работа со всеми участниками образовательного процесса с детьми. Чаще всего коррекционно-развивающая работа с гиперактивными детьми проводится индивидуально или с подгруппой детей в количестве 4-5 человек. Целью коррекционной работы психолога с детьми с СДВГ является оказание им помощи в адаптации к существующим условиям жизни с учетом симптомокомплекса данного нарушения, создание той психологической атмосферы, в которой ребенок будет успешно реализовывать свой потенциал, чувствует себя комфортно и сможет в дальнейшем самостоятельно, ответственно решать необходимые жизненные задачи. На мой взгляд, эффективным методом работы с такими детьми является психотерапия. При организации коррекционной работы с детьми я использую несколько видов психотерапий: - игровая терапия используется при коррекции социального инфантилизма, агрессивности в поведении, в проработке своих чувств и действий, развитии рефлексии, с включением комплекса игр и упражнений:
- коммуникативные упражнения — восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом ( «Тряпичная кукла», «Животные») - сказкотерапия: психотерапевтические сказки — целью таких сказок является влияние на решение детьми психологических проблем, последствием которого должно стать изменение поведения; сочинение собственных сказок — герой которой похож на ребенка и имеет такие же проблемы; чтение и рассказывание народных сказок — обучают, воспитывают, учат, предупреждают, лечат. В процессе организации сказкотерапии можно использую следующие приемы: – слушание и запоминание сказок; – придумывание продолжения известной сказки или другого конца сказки; – придумывание сказок (групповое или индивидуальное); – моделирование сказок; – рисование сказок; – инсценирование сказок - песочная терапия позволяет ребенку установить связь с бессознательными побуждениями, через образную форму восприятия мира, что помогает снизить психическое напряжение. В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста я провожу занятия в по коррекционно-развивающей программе для дошкольников «Разгадай тайну Песочной страны» Шиманович Ю. Помощником в проведении занятий является кукла — песочная Фея. Приведу пример одного занятия, которое состоит из трех упражнений. Занятие «Знакомство с мокрым песком». Задачи: развитие тактильных чувств, внимания, воображения, навыков расслабления. Упражнение № 1 «Здравствуй песок». Песочная Фея: В нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит? (Поделить песок на 2 части и показать способы увлажнения песка). «Ручеек течет» — взрослый льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика. «Дождик моросит» — другая часть песка увлажняется через разбрызгиватель. Нужно обратить внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок. Песочная Фея: Давайте поздороваемся с мокрым песком. С ним вы сможете поиграть в удивительные игры – вы превратились в волшебников строителей. Упражнение № 2 «Необыкновенные следы». «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладошками с силой надавливает на кинетический песок. «Прыгают зайчики» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» — ребенок расслабленными (или напряженными) пальцами рук делает поверхность кинетического песка волнистой. «Бегут жучки — паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых. Упражнение №3 “Говори! ” Песочная Фея: “Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: “Говори! ” Давайте потренируемся: “Какой у нас сейчас песок? ” (пауза “Говори! ”; “Какого цвета эта игрушка? ”... “Говори! ”; “Сколько у меня игрушек? ”... “Говори! ”; “Сколько будет два плюс три? ” и т. д.” Для своих занятий я беру игры, предназначенные для работы на бумаге, и переделываю их для «педагогической» песочницы. - арт-терапия повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни в детском саду, уменьшает утомление, способствует снизить или избавиться от негативных эмоциональных состояний и их проявлений. Примеры атр-терапевтических упражнений: Упражнение «Парное рисование» Цель: развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам, развитие способности конструктивного взаимодействия. Ход упражнения: «Сейчас мы будем рисовать в парах. Двое рисуют на одном листе бумаги какую-то единую композицию или образ. При этом есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы. Кроме красок и карандашей разрешается дополнять образ цветной бумагой, использовать готовые образы из журналов, вырезая и приклеивая их в дополнение к композиции. Начинаем по сигналу». После того, как рисунки будут готовы, проводится обсуждение и выставка работ. Можно выбрать самую гармоничную, самую необычную или самую конфликтную работу и задать вопросы авторам, что им помогало, как они действовали, как договаривались на невербальном уровне что именно будут рисовать. Так же обсуждается и негативный опыт взаимодействия в процессе парного рисования. Упражнение «Рисование себя» Цель: Самораскрытие, работа с образом «Я». Ход упражнения: Нарисовать себя в виде растения, животного, схематично. Работы не подписываются. По окончании выполнения задания все работы вывешиваются на стенд и участники работ пытаются угадать, какая работа кому принадлежит. Делятся своими ощущениями и впечатлениями о работах. Упражнение «Рисуем круги» Цель: развитие спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, имеет потенциал для формирования групповой сплоченности. Ход упражнения: Группа садится вокруг стола, им предлагаются ватман, простые карандаши, краски, кисточки, глянцевые журналы и клей. Каждый из участников рисует фигуру круга, а так же может дорисовывать чужие рисунки, писать пожелания друг другу. По окончании работы участники делятся впечатлениями о совместной работе, показывает собственные рисунки, рассказывает о замысле, сюжете, чувствах, зачитывает, при желании, вслух добрые пожелания, которые ему написали другие участники. Вопросы для обсуждения:
- музыкотерапия. Музыкальные этюды используются для коррекции эмоциональных состояний детей с СДВГ, для концентрация слухового внимания. улучшения координации движений, мелкой моторики. - семейная и родительская терапия. Тренинги для родителей гиперактивных детей:
-тренинг для родителей «Взаимодействие с гиперактивными детьми» способствует выработке и принятию родителями механизмов и принципов эффективного взаимодействия в отношениях с ребенком. Предлагаются рекомендации для родителей:
Для эффективной работы с гиперактивными детьми необходимо взаимодействие с воспитателями и специалистами ДОУ в форме консультаций на темы: "Как помочь гиперактивному ребенку", «Особенности взаимодействия педагогов ДОУ с гиперактивными детьми», «Как помочь гиперактивному ребенку?» Рекомендации педагогам при работе с гиперактивными детьми.
Разработка и применение комплексной коррекции должны осуществляться своевременно, носить индивидуальный характер. Только при комплексном подходе всех специалистов, родителей к решению проблем гиперактивного ребенка происходят воспитание, обучение, коррекция, способствующие наиболее полной реализации потенциала ребенка, снижению его эмоционального напряжения и дальнейшей его адаптации в окружающей социальной среде. Список использованной литературы
|