Влияние семьи на развитие личности ребёнка. |
Психология | |||
Автор: Гришина Елена Валентиновна | |||
07.02.2021 11:54 | |||
Влияние семьи на развитие личности ребёнка. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности ребёнка: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные организации). Одни педагоги склонялись в пользу семьи, другие-общественным учреждениям. Педагог И.Г. Пестолоцци считал, что семья-подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет, и, падая на распаханную почву, оно производит совершенно иное впечатление. Еще до революции говорили о роли семьи в познании ребёнком окружающего мира. Ребёнок ежедневно видит вокруг себя живую действительность и непосредственно участвует в ней. Общение в семье построено на любви, семейное воспитание не имеет границ. Семья была, есть и остаётся в будущем самым сильным фактором влияния на человека в любом возрасте.
В то же время семья может выступить и отрицательным фактором воспитания. На ребёнка негативно влияют ссоры, конфликты родителей, непоследовательность, плохой пример. К типичным ошибкам можно отнести и отсутствие единства требований к детям, когда один взрослый хочет от ребёнка одно, другие- другое. Такая непоследовательность заключается в том, что эти требования зависят от минутных настроений родителя. Влияние семьи на подрастающего человека гораздо сильнее влияния других социальных институтов. Но далеко не всегда родители понимают, а может просто не хотят брать на себя ответственность за воспитание ребёнка. Зачастую игры с ребёнком или чтение книг, заменяют к сожалению гаджеты, а воспитание своих детей возлагают на детский сад. Об отношении родителей к воспитанию детей свидетельствует такой пример: маму двухлетней девочки спросили: «Какие у Вас трудности с ребёнком?» Она ответила: «Да никаких трудностей, отлуплю, — и всё». Эти трудности связаны с недостатком знаний по вопросам воспитания ребёнка, отсутствием выдержки, терпения, педагогического такта. Большинство педагогов вынуждены работать с последствиями такой позиции. Гораздо реже родители задумываются над тем, чего недостаёт им самим, что нужно узнать, чему надо научиться, чтобы достойно справиться с очень сложной задачей – воспитанием и развитием ребёнка. Для её осуществления требуется постоянный и усердный труд. Любые трудовые усилия имеют свой результат. Но, к сожалению, не всегда даёт ожидаемый результат родительского труда. Дети часто вырастают не такими, какими бы желали их видеть родители: заботливыми, внимательными, благородными по отношению к ним. Модели родительского поведения начинают формироваться у детей уже в дошкольном возрасте. Игры малышей отражают действия родителей по уходу за детьми (они кормят, катают, укладывают спать своих зверюшек и кукол). Позже в сюжетно-ролевых играх в «Дочки –матери», «Семью» основными становится поведение отношений детей и родителей, взрослых в семье, детей разного возраста и пола. В этих играх ребёнок воспроизводит прежде всего поведение и отношения собственных родителей, отражает свои первые представления о родителях и семье. Очень интересно наблюдать за детьми во время сюжетно-ролевых игр, где они стараются подражать своим мамам и папам. Уже в среднем возрасте дети самостоятельно распределяют роли, где кто-то из них будет мама, кто-то папа, ну, а кому то достаётся роль малыша. К большому сожалению, сегодня многие дети воспитываются в неполной семье, где ребёнка воспитывает мать. Отсутствие мужчины в семье ведёт к психологической неустойчивости и большей чувствительности детей к состоянию матери, формированию неадекватных стериотипов и установок по отношению к семейной жизни. Наверное каждый ребёнок мечтает жить и развиваться в полной семье. Детство-уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Дети нуждаются в том, чтоб их поняли. Лучший способ узнать детей- общаться с ними. Только будучи внимательным к чувствам, переживаниям, к внутреннему миру детей, взрослые могут рассчитывать на то, что они тоже станут внимательны и отзывчивы к их проблемам и проблемам других людей. Дети копирую нас, так пусть нам приятно будет смотреть на свои копии.
|