Влияние арт-терапии на социализацию детей с ОВЗ |
Психология | |||
Автор: Жукова Наталья Григорьевна Товпеко Елена Ивановна | |||
30.01.2021 19:18 | |||
Влияние арт-терапии на социализацию детей с ОВЗ Проблемы воспитания, обучения, адаптации, социализации детей с ограниченными возможностями здоровья являются в настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности не только Министерства образования РФ, но и Министерства труда и социального развития, Министерства здравоохранения. Дети с ограниченными возможностями здоровья являются особой социально незащищенной группой населения. Как правило, у этих детей присутствуют такие трудности, как: плохо разговаривает и не может сказать о своих чувствах, желаниях, потребностях, трудно усваивает материал, отвлекается, проявляются нарушения в поведении. Чаще всего, такие дети сталкиваются с непониманием и раздражительностью взрослого, что приводит к неудовлетворению базовых потребностей ребенка в уважении, понимании, признании, любви и т.д. Все это приводит к острому внутреннему конфликту и искусственной задержке личностного развития детей с ограниченными возможностями, лишая их возможности занять активную социальную позицию.
Первым институтом социализации для дошкольника является детский сад, в котором создана социально-благополучная среда для каждого воспитанника. Здесь ребёнок получает первый опыт общения с чужими взрослыми, учиться взаимодействовать с группой сверстников, начинает закладываться своя собственная картина мира, в общих чертах формируется своё представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни. Однако, не смотря созданные условия, дети с ограниченными возможностями испытывают трудности в общении, овладении навыками, обучении и самообслуживании. Многие психические и физические отклонения делают ребенка пассивным, его круг интересов сужается, а потребность во взаимодействии с миром уменьшается. В результате этого, снижается адаптивность. В ходе анализа литературы было выявлено, что ученые выделяют у детей с ОВЗ 3 типа особенностей, связанных с социализацией детей с ОВЗ. В первую группу «Я как самоценность» входит такая особенность как неадекватная самооценка. Вторая группа «Я и ты» характеризуется низким уровнем эмоционального интеллекта. И в 3 группу особенностей социализации детей с ОВЗ «Я и мир», входит в целом сам уровень социализации. Шипицына, Л.М в своей работе дает такое определение: «Социализация — процесс становления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта» Одним из методов, который помогает решить эту проблему, является арт-терапия, основной целью которой является гармоническое развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации посредствам искусства, восстановление и коррекция его способности находить оптимальное равновесие между внутренним и внешним миром. Арт-терапия — это лечение прикладным художественным творчеством. Она является средством, способным помочь детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое «Я», войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем. Данная методика дает возможность убедить ребенка с ограниченными возможностями здоровья в том, что он способен создать что-то интересное, ценное, красивое, что он не хуже других, что он особенный! Это способствует укреплению уверенности в себе, выработке положительного отношения к окружающему миру. Арт-терапия особенно ценна для тех детей, которые не достаточно хорошо владеют речью, затрудняются в словесном описании своих чувств, переживаний. Результаты такой деятельности являются объективным свидетельством настроения и мыслей ребенка. Вовлекая детей с ОВЗ в совместную творческую деятельность, мы открываем новые возможности социализации, повышаем уровень их интеграции в общество. Исходя из этого, можно сделать вывод, что арт-терапия способна оказать влияние на социализацию детей с ОВЗ тремя способами. Во-первых, повышая самооценку ребенка с ОВЗ, арт-терапия учит его познать и выражать себя, а также самоутвердиться. Ребенок с адекватной самооценкой не будет испытывать дискомфорт при общении с другими детьми и людьми. Во-вторых, улучшая психоэмоциональное состояние и эмоциональный интеллект. Благодаря тому, что ребенок правильно понимает свои и эмоции других людей, у него не возникнет недопонимание с окружающими. Кроме того, повышая свое эмоциональное благополучие, ребенок с ОВЗ не будет испытывать тревожность и агрессивность при общении со сверстниками. И, в-третьих, арт-терапия оказывает влияние на сам уровень социализации, повышая коммуникативные навыки ребенка и находя ему друзей во время групповых занятий.
|