Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Влияние арт-терапии на социализацию детей с ОВЗ
Психология
Автор: Жукова Наталья Григорьевна Товпеко Елена Ивановна   
30.01.2021 19:18

Влияние арт-терапии на социализацию детей с ОВЗВлияние арт-терапии на социализацию детей с ОВЗ

Проблемы воспитания, обучения, адаптации, социализации детей с ограниченными возможностями здоровья являются в настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности не только Министерства образования РФ, но и Министерства труда и социального развития, Министерства здравоохранения.

Дети с ограниченными возможностями здоровья являются особой социально незащищенной группой населения. Как правило, у этих детей присутствуют такие трудности, как: плохо разговаривает и не может сказать о своих чувствах, желаниях, потребностях, трудно усваивает материал, отвлекается, проявляются нарушения в поведении. Чаще всего, такие дети сталкиваются с непониманием и раздражительностью взрослого, что приводит к неудовлетворению базовых потребностей ребенка в уважении, понимании, признании, любви и т.д. Все это приводит к острому внутреннему конфликту и искусственной задержке личностного развития детей с ограниченными возможностями, лишая их возможности занять активную социальную позицию.

 

Первым институтом социализации для дошкольника является детский сад, в котором создана социально-благополучная среда для каждого воспитанника. Здесь ребёнок получает первый опыт общения с чужими взрослыми, учиться взаимодействовать с группой сверстников, начинает закладываться своя собственная картина мира, в общих чертах формируется своё представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни. Однако, не смотря созданные условия, дети с ограниченными возможностями испытывают трудности в общении, овладении навыками, обучении и самообслуживании. Многие психические и физические отклонения делают ребенка пассивным, его круг интересов сужается, а потребность во взаимодействии с миром уменьшается. В результате этого, снижается адаптивность.

В ходе анализа литературы было выявлено, что ученые выделяют у детей с ОВЗ 3 типа особенностей, связанных с социализацией детей с ОВЗ. В первую группу «Я как самоценность» входит такая особенность как неадекватная самооценка. Вторая группа «Я и ты» характеризуется низким уровнем эмоционального интеллекта. И в 3 группу особенностей социализации детей с ОВЗ «Я и мир», входит в целом сам уровень социализации.

Шипицына, Л.М в своей работе дает такое определение: «Социализация — процесс становления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта»

Одним из методов, который помогает решить эту проблему, является арт-терапия, основной целью которой является гармоническое развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации посредствам искусства, восстановление и коррекция его способности находить оптимальное равновесие между внутренним и внешним миром.

Арт-терапия — это лечение прикладным художественным творчеством. Она является средством, способным помочь детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое «Я», войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем. Данная методика дает возможность убедить ребенка с ограниченными возможностями здоровья в том, что он способен создать что-то интересное, ценное, красивое, что он не хуже других, что он особенный! Это способствует укреплению уверенности в себе, выработке положительного отношения к окружающему миру.

Арт-терапия особенно ценна для тех детей, которые не достаточно хорошо владеют речью, затрудняются в словесном описании своих чувств, переживаний. Результаты такой деятельности являются объективным свидетельством настроения и мыслей ребенка. Вовлекая детей с ОВЗ в совместную творческую деятельность, мы открываем новые возможности социализации, повышаем уровень их интеграции в общество.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что арт-терапия способна оказать влияние на социализацию детей с ОВЗ тремя способами. Во-первых, повышая самооценку ребенка с ОВЗ, арт-терапия учит его познать и выражать себя, а также самоутвердиться. Ребенок с адекватной самооценкой не будет испытывать дискомфорт при общении с другими детьми и людьми. Во-вторых, улучшая психоэмоциональное состояние и эмоциональный интеллект. Благодаря тому, что ребенок правильно понимает свои и эмоции других людей, у него не возникнет недопонимание с окружающими. Кроме того, повышая свое эмоциональное благополучие, ребенок с ОВЗ не будет испытывать тревожность и агрессивность при общении со сверстниками. И, в-третьих, арт-терапия оказывает влияние на сам уровень социализации, повышая коммуникативные навыки ребенка и находя ему друзей во время групповых занятий.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год