Песочная терапия как инструмент воздействия на детей. |
Психология | |||
Автор: Лудкова Ирина Александровна | |||
10.01.2021 18:09 | |||
Песочная терапия как инструмент воздействия на детей. Лудкова Ирина Александровна, Педагог-психолог, МБОУ «Красноборская средняя школа» СП «Детский сад «Сказка», с. Красноборск, Архангельская область. В современном мире растет прогрессирующее ухудшение здоровья детей. Рождение здоровых детей стало редкостью, растет число недоношенных детей, число врожденных аномалий, число детей с речевыми нарушениями. Причин роста патологии множество. А для развития детей, двигательная активность в свою очередь является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Песочная терапия одна из разновидностей игротерапии. Метод песочной терапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного. Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра в песок захватывает не только взрослых, но и детей – подумайте только, как же приятно бывает присоединиться к игре в «куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как пересыпается сухой песок из ладони в ладонь. Для детей – это простой, естественный способ рассказать о своих страхах, тревогах, эмоциональных напряжениях и других важных переживаниях. Создавая сам или с чьей-то помощью свой мир на песке, ребенок чувствует себя волшебником: он не боится что-то менять, ломать старое или строить новое, придумывать разные сюжеты и сказки. Взрослый может быть уверен: если в «песочном царстве» все спокойно, то и на душе у ребенка покой и гармония. Но если в песочнице развиваются военные действия, то нужно задуматься что происходит с ребенком и придумать игровое воздействие так, чтобы погасить создавшуюся бурю в песочнице, а значит и у ребенка в душе.
В отличие от взрослого, ребенок не всегда может словами выразить свое внутреннее беспокойство. В связи с этим могут возникать различные трудности в жизни малыша. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие взрослых и детей, это и является замечательным средством заботы о душе. Разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Это позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы, но иногда не без помощи взрослого. В песочной игре ребенок и педагог легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами, что позволяет научиться строить партнерские взаимоотношения. В процессе игры развивается фантазия детей, речь, мышление, развиваются коммуникативные навыки, творческие способности, мелкая моторика. Песочная терапия — это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, поддона с песком, не большого количества воды — и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении с педагогом. Это возможность выразить то, для чего иногда трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Песочная игра — это самый органичный для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения, и способ привычный, хорошо знакомый, это его реальность. Малыш играет в то, что у него «болит». Отыгрывая свои эмоции, ребенок каждый раз сам себя лечит. Песочная игра является увлекательным занятием для любого ребёнка, а также представляет собой самую доступную форму работы и взаимодействия с детьми. Литература:
|