Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие познавательных способностей детей раннего и дошкольного возраста
Психология
Автор: Долгополова Наталья Анатольевна   
30.12.2020 20:26

Развитие познавательных способностей детей раннего и дошкольного возрастаРазвитие познавательных способностей детей раннего и дошкольного возраста

Педагог – психолог Н.А. Долгополова

Развиваем речь и ощущения с помощью прищепок

Чем же хороши игры с прищепками:

  • Прекрасно развивается мелкая моторика рук
  • Нажим на прищепку напоминает нажим на ручку, и это хорошая тренировка перед письмом или просто рисованием (дошкольный возраст).
  • Все игры с прищепками обогащают сенсорный опыт, развивают усидчивость, внимание и речь.

Скачать конспект

Игры без заготовок:

  1. Прикрепить на одежду мамы несколько прищепок, попросить ребёнка их снять
  2. Попросить ребёнка прикрепить прищепки на салфетку, бумагу, картон или ткань. Можно сказать, что это мухи/рыбки/акулы ищут домик.
  3. Просто сжимать и разжимать, представлять, как будто «крокодильчик» разговаривает
  4. Игра на соматогнозис: ребенок закрывает глаза, а мама прищепочкой «защемляет» слегка ему кожу на руке, на ноге, на спине, на пальчике, и он не открывая глаз должен сказать, где его укусила собачка или уточка (на выбор). Ребёнок учится ориентироваться в собственном теле, учит части тела, развивает чувствительность и тактильные ощущения!

Идеи игр с простыми заготовками:

Как развить слуховое внимание

Без слухового восприятия нельзя научиться слышать и понимать речь, поэтому так важно обращать внимание ребёнка на звуки, которые он слышит, к тому же, стараться чётко, красиво и негромко говорить самому. Помимо естественных условий, необходимо проводить простые, но интересные занятия с ребёнком для развития слухового внимания.

Привожу для примера игры, в которые можно играть, в том числе, с неговорящими детьми.

  • Шумящие коробочки. Вариант 1 «Тише-громче». Наполнить небольшие коробочки крупой, монетами, бусинами и определить, что звучит тише, а что громче. В идеале — расположить коробочки по мере возрастания звука.
  • Шумящие коробочки. Вариант 2 «Найди пару». Сделать по 2 экземпляра шумящих коробочек и попросить ребёнка определить по звучанию пару к каждой.
  • Шумящие коробочки. Вариант 3. «Магазин». Заполнить 3-5 коробочек различной крупой. Познакомить ребёнка, как звучит та или иная «крупа» в коробке. Продавец (Мама) предлагает покупателю (малышу) определить на слух муку, горох и какую-либо крупу, который он хочет купить у «магазине».
  • Где звенит? Малыш стоит с завязанными глазами в центре комнаты, а мама в это время звонит в колокольчик в каком-либо углу. Ребёнок должен показать рукой, где звенит.
  • «Тихо, громко». Мама звенит в бубен тихо — ребёнок должен идти медленно, если мама звенит громко-то малыш должен прыгать или быстро бежать. Условия оговариваются мамой в соответствии с «умелками» ребёнка.
  • Музыкальные инструменты. Определение на слух. Перед ребёнком несколько музыкальных инструментов (например, трещотка, ксилофон, бубен, дудочка). Мама знакомит со звучанием каждого инструмента. Затем просит ребёнка отвернуться и угадать на слух, какой инструмент звучит. Или указать на инструмент, когда повернётся.

Кстати, детские музыкальные инструменты входят в базовый набор игрушек для дошкольников (начиная с грудничкового возраста). Рекомендуется начинать с колокольчиков и других инструментов мягкого звучания, в полгода — барабан и различные шумелки (маракасы), к году предлагать ксилофон, барабан, дудочку (отличный инструмент ля развития дыхания и артикуляционного аппарата), после года ребенку будет интересно играть на детской гитаре ли скрипке, перебирание струн также хорошо влияет на развитие мелкой моторики. А детское пианино (сейчас существует множество вариантов, в том числе гибких) подходит и для совместных занятий с мамой, где можно пропевать гаммы и заучивать ноты. К 1,5-2 годам можно предложить губную гармошку, она также отлично развивает дыхание, работу легких. Возраст обозначаю приблизительно, все зависит от индивидуальных способностей ребенка.

С помощью этих игр ребенок быстро выучит цвета. По словам большинства специалистов — к двум годам ребенок должен уметь различать минимум 4-5 основных цветов. Цвета можно запоминать и в быту, по книжкам, существует множество игр для детей от года до 2,5-4 лет, которые основаны на изучение цветов. Самый доступный и в то же время очень увлекательный способ — использовать игрушки, домашние предметы и природные материалы, чтобы выучить цвета:

  • мама вовлечена в процесс, так как изначально она сама готовит игру
  • ребенок видит, что один и тот же предмет пригодится для разных игр (например, цветные формочки или ортоковрики)
  • ребенок учится анализировать и сопоставлять предметы в реальном пространстве

- это отличные игры для общения мамы и малыша.

Идеи для игр на сортировку цвета

  • Сортировка игрушек по цветам. Вместо поддонов и одновременно цветовых образцов используются ортоковрики. Игрушки даем постепенно, ребёнок может растеряться и вообще забыть про задание.

Сортировка с ортоковриками

  • Сортировка мелких предметов по цветам (крышки, пуговицы, детали от мозаики, окрашенные макароны). В качестве поддона (корзинки) можно использовать цветные тарелочки, цветную бумагу или картон, пластилин плей-до. Мама также выдаёт по 2-3 предмета, либо ребёнок сам достаёт предметы по одному из мешочка.

Сортировка с цветной бумагой

Сортировка с цветным тестом для лепки

Сортировка по цвету с корзинками/тарелками/формочками

Сортировка — цветные окошки

  • Используем коробку от яиц вместо поддона для сортировки. Рисуем нужный узор (для начала можно просто разукрасить в 2-3 цвета) и раскладываем цветные помпоны в коробку. Также для игр с помпонами отлично подходит радуга в качестве шаблона. До двух лет ребенок захватывает помпоны пальчиками, после двух пробуем предлагать пинцет.
  • Лото в виде цветочков. Рисуем цветы разных цветов без сердцевины. Вырезаем либо круги из цветного картона, либо используем цветные крышки для сердцевины цветка.

И, конечно, отличным способом выучить цвета является лепка и рисование (в том числе пальчиковыми красками). Если регулярно рисовать и лепить, а мама при этом будет называть цвета, то ребенок очень скоро их запомнит.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год