«Психолого-педагогическое сопровождение обеспечения эмоционального благополучия дошкольников в условиях ДОО» |
Психология | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Аликина Наталья Анатольевна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20.12.2020 22:09 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Психолого-педагогическое сопровождение обеспечения эмоционального благополучия дошкольников в условиях ДОО» Аликина Наталья Анатольевна, педагог-психолог МБДОУ «ДС «Радуга» Психолог вносит в деятельность педагогического коллектива основную психологическую идею – возможность гармонического развития личности каждого ребёнка – и содействует ее реализации в практической работе. Целью психологического сопровождения в ДОО является создание условий для развития и сохранения психологического здоровья дошкольников, оказание психологической поддержки и помощи. Положительное самочувствие ребенка в группе — это удовлетворенность существующими взаимоотношениями в группе, степень участия в совместной деятельности, защищенность, внутреннее спокойствие, переживание чувства «мы». Все это можно определить, как эмоциональное благополучие. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям и окружающему миру.
В настоящее время проблема психологического здоровья ребёнка, его эмоционального благополучия, комфорта, встаёт очень остро. Этому предшествуют различные факторы: изменениями социально-экономических условий жизни; дефицит культуры общения и взаимопонимания людей; не умение проявить доброту и внимательности друг к другу; эмоциональная бедность. Каждый год становится всё больше детей с высокой степенью эмоциональной возбудимости, выраженными проявлениями неконструктивного поведения (признаки тревожности и гипервозбудимости) и, как следствие, трудностями в процессе адаптации к условиям дошкольного учреждения, в социализации. Увеличивается количество детей не владеющих способами адекватного выражения эмоций, не способных понимать не только чужие чувства, но и свои. И, как правило, результат — психосоматические заболевания, неудовлетворенность межличностными взаимоотношениями. Последствия психологического дискомфорта для ребенка очень серьезны. Это появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности. Переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребенок, получивший психологическую травму, заболевает физически (некий инстинкт самосохранения организма). В более зрелом возрасте человек занимает позицию избегания (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности), проявляет агрессивные поведенческие реакции (побеги из дома, вандализм). Именно поэтому в своей деятельности особое внимание уделяю работе по созданию условий обеспечения эмоционального благополучия воспитанников и тем самым сохранения психологического здоровья детей. Эмоциональное благополучие ребенка является показателем оптимальности его психического здоровья и развития в целом. Работа осуществляется по всем направлениям (психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция), с охватом всех участников воспитательного процесса, системно и поэтапно. I этап. Диагностический Цель: мониторинг уровня эмоционального благополучия воспитанников, выявление проблем и нарушений в развитии эмоциональной сферы дошкольников. Изучение эмоциональной сферы осуществляется по следующим параметрам:
Анализ результатов диагностики позволяет выявить детей с признаками эмоционального неблагополучия (эмоциональная неустойчивость, эмоциональный дискомфорт, враждебность, агрессивность, тревожность и др.), нуждающихся в психологической помощи и повышенном внимании педагогов. II этап . Формирующий (Работа по направлениям). На данном этапе осуществляется работа по развитию психолого-педагогической культуры участников педагогического процесса. Организуется развивающая деятельность с детьми, направленная на предотвращение и коррекцию возможных трудностей в их эмоциональном становлении на каждом возрастном этапе. Ведётся консультирование педагогов и родителей.
Работу с детьми осуществляю индивидуально и по подгруппам (с детьми, имеющими аналогичные проблемы в развитии эмоциональной сферы), по психокоррекционным программам:
Уверена, что предотвращать проблему легче, чем решать её, когда она уже существует. Поэтому все используемые мною коррекционно-развивающие программы помогают комплексно развивать различные свойства личности дошкольников. Работая с детьми с нарушениями эмоциональной сферы, необходимо прежде всего развивать у них умение общаться с окружающими. Для решения данной проблемы мной используются «Цикл психологических тренингов общения» по созданию бесконфликтной обстановки в группе. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Поэтому мы с детьми много играем. Являясь автором проекта «Азбука доброго общения», использую в работе с детьми старшего дошкольного возраста специально подобранные игры и упражнения на развитие доброжелательных отношений к сверстникам и взрослым. На коррекционно – развивающих занятиях широко используются игры и упражнения на снижение тревожности, агрессивности и гиперактивности. Так, в работе с детьми с синдромом гиперактивности используются следующие игры: «Ласковые лапки», «Кричалки—шепталки—молчалки», «Гвалт», «Менялки» и другие. Для коррекции тревожности применяю релаксационные и дыхательные упражнениями. В работе с агрессивными детьми использую игры и упражнения, предоставляющие ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию в нужное русло. С целью повышения коррекционно-развивающего воздействия использую различные формы, средства и методы взаимодействия с воспитанниками. Основными методами коррекционных воздействий являются:
Цели занятия достигаются через использование разнообразных форм организации деятельности и типов занятий, сочетание методических приемов. Мною в работе активно используются игры и упражнения на развитие восприятия. Как показывает многолетний опыт, они являются замечательным средством коррекционной работы с данной категорией детей. В процессе сенсорного развития происходит оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему. Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка как расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее, а также позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы. Так прохождение под «сухим дождём» создает положительный эмоциональный фон. Прослушивание аудиозаписей со звуками природы способствует улучшению эмоционального состояния, снятию нервного возбуждения и тревожности, нормализации сна. Игры с водой и различными сыпучими материалами снижают беспокойство и агрессию. Успешность установления контакта с детьми с проблемами в эмоциональной сфере во многом зависит от стратегии и тактики взрослого. Поэтому проводится консультативная и просветительская работа с родителями. Психологическое просвещение и психопрофилактику осуществляю через индивидуальные и групповые формы работы. В связи с этим использую различные формы сотрудничества с родителями:
Наряду с традиционными использую инновационные формы сотрудничества с семьей:
Безусловно, педагоги как никто другой нуждаются в консультативной помощи. Критериями компетентности педагогов в вопросах обеспечения эмоционального благополучия дошкольников являются:
С этой целью в рамках психологического просвещения активно использую различные формы взаимодействия с педагогами: беседы, круглые столы, семинары-практикумы, тренинги. Таким образом, воспитатели имеют возможность узнавать об особенностях и условиях формирования эмоционального благополучия у дошкольников и о способах взаимодействия с детьми, испытывающими эмоциональный дискомфорт, а самое главное научиться принимать их такими, какие они есть.
|