Использование элементов сказкотерапии в работе педагога-психолога. |
Психология | |||
Автор: Викулова Оксана Николаевна | |||
24.10.2020 19:52 | |||
Использование элементов сказкотерапии в работе педагога-психолога. Современные технологии, используемые в работе педагога-психолога Викуловой О.Н. в МДОУ. В своей практике я использую метод сказкотерапии, так как сказка не только позволяет лучше понять детей, обучать и воспитывать их, но и лечит, став эффективным, полезным и очень приятным "лекарством". Сказка помогает мне найти общий язык с ребёнком, помочь ему преодолеть первые трудности. Часто бывает сложно выяснить, что конкретно тревожит ребёнка, ведь многие дети стесняются своих страхов. Вот тут и приходит на помощь сказкотерапия, ребёнку легче рассказать о том, что беспокоит не его, а далёкого сказочного героя.
Сказкотерапия отлично подходит как для младших, так и для старших дошкольников. В зависимости от задач, я использую разные формы сказкотерапии. Её польза состоит в следующем:
В индивидуальной работе с ребёнком, всегда спрашиваю о его любимой сказке. Эта сказка затрагивает очень важные для него вопросы. Ещё и ещё раз проговаривая, проигрывая с ребёнком сюжет сказки, важно понять, что привлекает ребёнка, какой из героев нравится больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Часто предлагаю сочинить самостоятельно сказку, например, в процессе игры с песком. Сочинение сказки ребёнком и для ребёнка — это основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами не осознают, или стесняются обсуждать при взрослых. Со временем пристрастия к той или иной сказке меняется, и это означает, что ребёнок растёт, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы. На групповых занятиях использую разные виды сказок: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные, дидактические сказки. Обучающий материал, помещённый в волшебную сказочную обстановку становится близким и понятным, запоминают его дети гораздо быстрее. Заинтересованность повышает мотивацию познавательной деятельности, является стимулом для выполнения задания. В работе с родителями я побуждаю родителей читать и рассказывать детям сказки. Размещаю информацию на сайте МДОУ, в папки-передвижки, на индивидуальных и групповых консультациях. Сейчас мы сталкиваемся с тем, что многие родители не читают сказки детям. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, они вселяют в него надежду. Чем дольше ребёнок верит в волшебство, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь. Через восприятие сказочного мира ребёнок чувствует поддержку взрослых. Сказка способствует развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребёнка, которые определяют его внутренний мир. Свою работу со сказкой строю следующим образом:
5)групповое придумывание сказок. Идентификация ребёнка с героями сказки помогает понять, что у других имеются такие же, как у него, проблемы и переживания. В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают:
Сказкотерапия — это метод, для применения которого могут быть использованы любые игрушки и игровые пособия. Я пользуюсь сказочными персонажами и различными видами театров. Применение кукол помогает детям в первую очередь защитить себя, кукла служит некоторым щитом, и за ней, а тем более от её имени не так страшно говорить о своих переживаниях. В дальнейшем кукла становится способом самовыражения себя. Для разыгрывания сказочных сюжетов я использую пальчиковые куклы, а так же использую шагающих кукол (они особенно полезны детям, с недостаточной развитой координацией движения), есть в нашей коллекции перчаточные куклы. Детям старшей и подготовительной группы уже больше нравится проигрывать роли, одевая различные атрибуты. Поэтому мы используем различные костюмы. и здесь проявляется полифункциональность, потому что используем костюмы совместно с музыкальным руководителем. Сказка остаётся одним из самых доступных средств для развития ребёнка, которое во все времена использовали педагоги, является эффективным методом содействия гармоничному развитию и сохранению душевного здоровья и воспитания. В моей образовательной программе "Я чувствую и понимаю" есть два блока, посвящённых сказкотерапии. Эмоционально-волевое развитие. Использована сказкотерапевтическая программа Н.М. Погосовой "Погружение в сказку" и познавательно-речевое развитие. Использовано методическое пособие О.Н. Каушкаль, И.Н. Чернышовой "Сказка в песочнице". Так же я веду в течение учебного года с детьми логопедической подготовительной группы кружок " В гостях у сказки!" Данная работа является хорошей профилактикой психологического здоровья детей, способ избежать негативных переживаний. Диагностика показывает, что у детей после занятий налаживаются отношения со сверстниками, появляется умение наполнить себя положительными эмоциями, снижается уровень тревожности, повышается уровень мимики и пантомимики. Да и родители лучше находят общий язык со своими детьми. Анализируя результаты динамики развития прихожу к выводу эффективности использования метода сказкотерапии в своей работе в МДОУ.
|