Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Особенности психолого-педагогической помощи детям старшего дошкольного в общении со сверстниками.
Психология
Автор: Цаплина Ольга Витальевна   
15.09.2020 11:05

Особенности психолого-педагогической помощи детям старшего дошкольного в общении со сверстниками.Особенности психолого-педагогической помощи детям старшего дошкольного в общении со сверстниками.

НИР

Проблема общения считается одной из сложных и главных проблем современной психологии. Изучению общению детей дошкольного возраста сейчас посвящено большое количество работ. Ведущими учеными, исследующими проблему общения дошкольников являются М.И. Лисина[1], Л.Я. Лозован[2], Б. Д. Парыгин[3], Н.В. Клюев[4], А. А. Леонтьев[5], в своих книгах и научных статьях.

В дошкольном возрасте мир ребенка уже не ограничивается семьей. Значимые для него люди теперь – это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления ребенка все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, общаются, ревнуют, помогают друг другу, и иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам.

 

Очевидно, что общение ребенка со сверстниками — это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения со взрослыми.

Исследования М.И. Лисиной[1] показывают, что характер общения ребёнка со взрослыми и сверстниками изменяется и усложняется на протяжении детства, приобретая форму то непосредственного эмоционального контакта, то контакта в процессе совместной деятельности, то речевого общения.

По мнению Л.Я. Лозован[2] коммуникативные навыки, являются необходимым условием для развития личности ребенка. Сформированность данных навыков является субъективным условием эффективности социализации личности в обществе и самостоятельного осуществления дошкольниками разных видов деятельности.

Б.Д. Парыгин[3]утверждал, что Общение является необходимым условием любой совместной деятельности и представляет собой процесс установления и развития контакта между людьми, обмена информацией, восприятия участниками общения друг друга и их взаимодействия

Н.В. Клюева[4] отмечает, что к старшему дошкольному возрасту происходит явная дифференциация детей по их положению в группе: одни дети становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие не пользуются особой популярностью – либо отвергаются, либо остаются незамеченными. Обычно в детской группе выделяются 2-3 ребенка, обладающих наибольшей привлекательностью: с ними многие хотят дружить, сидеть рядом и т.д.

А. А. Леонтьев[5] говорит, что способность к общению — один из наиболее социально обусловленных видов способностей. Способность к общению предполагает умение строить свое поведение согласно социальным нормам, т.е. требованиям, предписаниям и ожиданиям соответствующего поведения, при котором сам человек может быть принят и понят другими.

Проблема развития коммуникативных навыков, межличностных отношений дошкольников является весьма актуальной на сегодняшний день. Таким образом наблюдения за детским общением позволяют сделать вывод, что в детских коллективах присутствует высокая напряженность и конфликтность. Есть дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков и социальных умений, нарушающие социальные нормы и права других детей, дети, с формирующимися поведенческими и эмоциональными расстройствами детского возраста и т.п. Все это указывает на необходимость психолого-педагогической помощи детям старшего дошкольного возраста в общении со сверстниками. Таким образом, актуальность поднятой проблемы определяется наличием коммуникативных трудностей и несформированностью коммуникативных навыков у старших дошкольников. Вышеописанные научные основания были учтены при разработке программы.

Целью нашего исследования является изучение особенностей психолого-педагогической помощи детям старшего дошкольного возраста в общении со сверстниками.

В ходе исследования использовался следующий комплекс методов исследования:

  • Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками;
  • Эмпирические: тестирование
  • Методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных.

Мы провели исследование на базе МБДОУ «Детский сад № 51» г. Арзамас. В качестве испытуемых были взяты 40 детей старшего дошкольного возраста.

В ходе исследования нами были применены следующие диагностические методики:

  1. Методика М.И. Лисиной для определения уровня сформированности коммуникативной деятельности;
  2. Методика «Рукавички» Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина;
  3. Методика «Да и нет не говорите» Е. Е. Кравцовой;

Вначале нами была проведена методика М.И. Лисиной для определения уровня сформированности коммуникативной деятельности. Результаты, в полученные в ходе применения методики, при первичной диагностике в экспериментальной и контрольной группах показали, что более половины детей экспериментальной группы, а именно 13 человек (64%) относятся к 3 группе (группе риска), для таких детей характерны: трудности во взаимодействии со взрослыми и вступают в контакт лишь по инициативе взрослого, они предпочитают минимизировать контакты со сверстниками, даже их полное отсутствие, они предпочитают одиночные игры без речевого сопровождения.

В свою очередь, дети контрольной группы в количестве 4 человек (19%) и 10 человек (51%) характеризуются средней и хорошей адаптацией, вступают во взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Во время общения чувствуют себя спокойно.

Далее была проведена методика «Рукавички» Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина

Из полученных результатов можно сделать вывод о том, что в экспериментальной группе 5 детей (25%) имеют высокий уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества со сверстниками.

Средний уровень имеют 6 дошкольников (30%), у этих детей наблюдается частичное сходство рисунков: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

Низкий уровень показали 9 детей (45%). На их рисунках в узорах видны различия или вообще нет сходства. В процессе взаимодействия дети не могли договориться и прийти к общему мнению, каждый настаивал на своем или, наоборот, замыкался в себе и не шел на контакт.

В свою очередь, в контрольной группе 8 детей (40%) имеют высокий уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества со сверстниками. 9 детей (45%) имеют средний уровень сформированности действий, что означает среднюю продуктивность в совместной деятельности, умеренный взаимный контроль хода выполнения прорисовки узоров, частичную взаимопомощь в процессе рисования. И лишь 3 ребенка (15%) показали низкий уровень сформированности действий по согласованию усилий: в процессе рисования узоров им было сложно договориться и прийти к общему мнению в рисунке.

Затем мы провели методику «Да и нет не говорите» Е. Е. Кравцовой, направленная на определение уровня сформированности контекстного общения у детей 6-7 летнего возраста.

Исходя из полученных результатов можно отметить, что в экспериментальной группе высокий уровень сформированности контекстного общения дошкольника имеют 2 ребенка (10%). Дошкольники при ответе на вопросы находили разные способы ответа: использовали какое-либо слово в ответе или же давали полный ответ. Можно отметить, что у данной группы детей сформировалась произвольность в общении со сверстниками.

Средний уровень развития контекстного общения имеют 9 детей (45%). Дети в этой группе на некоторые вопросы отвечали правильно, а на некоторые в начало фразы все равно вставляли «запрещенные» слова, и им приходилось напоминать правила игры.

Низкий уровень продемонстрировали 9 детей (45%), что свидетельствует о несформированности контекстного общения.

Полученные результаты первичной диагностики свидетельствуют о наличии низких показателей развития коммуникативных навыков в экспериментальной группе и адекватных в контрольной: для них характерны минимальные контакты со сверстниками, иногда даже их полное отсутствие у некоторых дошкольников; ощущалась скованность и напряженность во время взаимодействия; наблюдались ссоры детей друг с другом, что проявлялось в игнорировании мнения и пожеланий сверстников; наиболее характерными средствами речевого взаимодействия в некоторых парах испытуемых были спор и требование, а также диагностировалась несформированность контекстного общения.

Все дети нуждаются в своевременной поддержке специалиста, в первую очередь педагога-психолога. С этой целью нами была разработана программа психолого-педагогической помощи детям старшего дошкольного возраста в общении со сверстниками.

Программа включала 12 занятий с дошкольниками экспериментальной группы, была рассчитана на срок до 12 недель, частота проведения занятий один раз в неделю. Методической основой составленной программы послужили рекомендации авторов: О. Хухлаева и О. Хухлаев, Н. Кряжева, Н. Клюева, К. Фопель, Е. Лютова. На занятиях использовались такие методы как психодиагностические игры, коммуникативные игры, ролевые игры.

Разнообразие занятий и смена одной деятельности на другую привели к тому, что дети не уставали, заинтересованно выполняли задания. С большим желанием дошкольники выполняли совместные и индивидуальные упражнения, в ходе реализации программы дети проявляли большую активность, фантазию в придумывании рассказов и рисовании.

С целью определения эффективности программы было проведено повторное диагностической исследование.

Повторное исследование было проведено нами с использованием тех же психодиагностическим методик.

Результаты повторной диагностики уровня сформированности коммуникативной деятельности по методике М.И. Лисиной показали, что в экспериментальной группе на 15 % (3 человека) вырос уровень хорошей адаптации, что означает развитие способности детей без страха и стеснения вступать во взаимодействие как со сверстниками, а также повышение навыков общения; на 20 % (4 человека) выросли показатели средней адаптации, что означает положительную динамику в отношении взаимодействия детей друг с другом, а также их включения в общение и совместную деятельность; на 35% (7 человек) снизился показатель группы риска, что положительно повлияло на эмоциональный фон в коллективе дошкольников, дети стали общаться, высказывать свое мнение, понимать свои чувства, а также чувства другого, сопереживать и др.

В контрольной группе не произошло существенных изменений по результатам этой методики.

По методике «Рукавички» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной при повторной диагностике в экспериментальной группе были выявлены следующие показатели: высокий уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества со сверстниками вырос с 25% (5 детей) до 45 %, что составило 4 испытуемых. Это означает, что данные дети стали более продуктивны в совместной деятельности, стали активнее вступать в совместное обсуждение, научились приходить к общему решению, и, что не маловажно, смогли аргументировать свою точку зрения, осознавая и не боясь ее выражать; средний уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества со сверстниками также вырос с 30% (6 дошкольников) на 45%, что составило 3 испытуемых. Это означает, что данные дети также повысили свою способность вступать во взаимодействие со сверстниками или взрослыми, пусть и частично; низкий уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества со сверстниками, в свою очередь, снизился на 35%, что составило 7 испытуемых. Это означает, что в экспериментальной группе значительно уменьшилось количество детей, испытывающих трудности во взаимодействии, вступающих в конфликты между собой, не умеющих найти общее решение, четко выразить свое личное мнение по повод выполнения испытания и не понимающих замысел своего товарища по паре.

В контрольной же группе явных изменений в результатах нами не было выявлено.

Далее нами была проведен сравнительный анализ результатов в экспериментальной группе по методике «Да и нет не говорите» Е. Е. Кравцовой, направленной на определение уровня сформированности контекстного общения у детей 6-7 летнего возраста.

Полученные результаты позволяют говорить о том, что в экспериментальной группе вырос высокий уровень сформированности контекстного общения дошкольника со сверстниками с 10% (2 ребенка) до 40%, что составило 8 испытуемых. Такие дети характеризуются следующими особенностями: при ответе на вопросы находят разные способы ответа: используют какое-либо слово в ответе или же давали полный ответ. Эти дети находят способы верных ответов и отдавали отчет в своих ошибках, часто сами поправляют себя в процессе игры.

Средний уровень развития контекстного общения снизился на 5% (1 человека) и составил 40% (8 человек). Это характеризуется тем, что дети в данной группе на некоторые вопросы отвечали правильно, а на некоторые в начало фразы все равно вставляли «запрещенные» слова, и им приходилось напоминать правила игры. Скорее всего, это связано с тем, что ребенок перешел в группу с высоким уровнем развития контекстного общения в ходе реализации предложенной нами программы работы.

Низкий уровень продемонстрировали 3 ребенка (15%), что свидетельствует о снижении несформированности контекстного общения на 30% что составило 6 испытуемых. Дошкольники в данной группе часто отвечали «запрещенными» словами. По окончанию игры они говорят, что не употребляли этих слов или уклоняются от ответа, молчат. В свою очередь, в контрольной группе показатели не изменились.

Таким образом, в контрольной группе изменения практически не произошли. В экспериментальной группе, показатели социально-коммуникативных навыков улучшились, данные, представленные в диаграммах и качественном анализе это подтверждают. Дети стали более общительными, проявляют интерес друг к другу, заметно повысился интерес к познавательному и личностному общению, дети охотно взаимодействуют со сверстниками, произвольность поведения улучшилась, наблюдается потребность ребят в доброжелательном внимании и сотрудничестве, стремление к взаимопомощи и сопереживанию чувств другого.

Исходя из этого, гипотеза, которая заключалась в предположении о том, что разработанная программа психолого-педагогической помощи детям старшего дошкольного возраста в общении со сверстниками, основанная на результатах первичной диагностики, будет высокоэффективна при условии, если она будет направлена на формирование у детей эффективных коммуникативных навыков; освоение навыков бесконфликтного общения, положительного опыта сотрудничества, была подтверждена.

Список литературы:

  1. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. — Москва: Институт практической психологии, 1996. — 304 с.
  2. .Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики/Под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. – М.: Издательский Дом «Восток», 2003. – 274 с.
  3. Психология общения: характеристика, элементы, процесс развития
  4. Жуковская, Р.И. Воспитание ребенка в игре / Р.И. Жуковская. – М. Просвещение, 1975. — 333 с.
  5. А. В. Батаршев «Диагностика способности к общению».
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год