Статья «Как помочь ребёнку, потерявшему одного из родителей» |
Психология | |||
Автор: Куликова Анастасия Вадимовна | |||
09.09.2020 12:40 | |||
Статья «Как помочь ребёнку, потерявшему одного из родителей» Автор: воспитатель МБОУ «Марьяновская СОШ№3», Куликова Анастасия Вадимовна. Я хочу рассказать вам об очень непростой ситуации, которая произошла в моей группе осенью 2018 года. Шел второй год моей работы воспитателем, когда мне сообщили, что в мою группу придет мальчик трёх лет, потерявший маму. Я испытывала растерянность и замешательство, не зная, как и чем я могу помочь ребенку в этой ситуации, не имея представления о том, каким образом и насколько остро он переживает потерю. В нашей жизни принято недооценивать детское горе. Взрослые думают, что ребёнок ещё маленький, ничего не понимает, скоро забудет. Если ребенок потерял родителей впервые годы жизни, кажется, что он вообще не осознает факта потери. Детский психолог Мария Капилина сказала: "Считается, что самое ужасное, что может произойти с человеком — это потеря ребенка. На самом деле потеря родителя для ребенка гораздо страшнее. Ведь даже самый любимый ребенок — это только часть нашей жизни, а родитель для маленького ребенка — весь его мир".
Детское горе внешне может выглядеть не так, как горе взрослого человека. Оно маскируется под видом "странностей" поведения, а порой под гиперпослушностью и "правильностью". Между 2-мя и 6-тью годами у них развивается представление о том, что умирают не навсегда (смерть как отъезд, сон, временное явление). Узнав о смерти родителя или близкого родственника, дети проходят через те же стадии, что и взрослые — шок, отрицание и гнев, депрессия и отчаяние, чувство вины и постепенное принятие. Я понимала, что я не сталкивалась с подобными ситуациями и решила изучить литературу, почитать статьи по данной теме. С помощью интернет ресурсов, я нашла и познакомилась со следующей литературой:
Я сделала вывод, что в отношении детей, близкие часто стараются скрыть свои чувства по поводу утраты. Это объясняется их собственным страхом перед интенсивностью детских эмоций. Проблема заключается в том, что скрывание факта смерти родителя или запрет на выражение чувств не несет в себе ничего, кроме патологических реакций, среди которых можно выделить:
Детям легче перенести печаль и горе членов семьи, чем молчание или неправду. Ребёнок должен быть включен в переживания всей семьи, и его эмоции ни в коем случае не должны игнорироваться. Это самое основное правило, так как ребенок должен отгоревать свою потерю. Ещё я прочитала, что впервые полгода случившегося, нежелательно лишать ребёнка привычной для него обстановки: увозить его к родственникам, менять место жительства. Если же всётаки так случилось, то хотя бы сохранить вещи и предметы, которые окружали ребёнка, когда мама была рядом. Я узнала, что ребёнок теперь будет жить с бабушкой, дедушкой и папой. Я решила поговорить с ними и предложила им создать похожую окружающую среду, к которой он привык. И вот состоялось моё знакомство с данным ребёнком. Я понимала, что нужно сдержать свои эмоции и правильно вести себя с педагогической точки зрения. Со временем я увидела характерное поведение для ребёнка, потерявшего маму: ребёнок был гипер активен, он мог бегать и смеяться, а через 5 минут садился на стул и начинал плакать. Я разговаривала с ним, выясняла причины его расстройств, если ребёнок нуждался в индивидуальном внимании, объятьях, заботе (а это свойственно детям данного возраста, потерявшим маму), я давала ему это. Он мог бегать, играть, а потом подойти ко мне, сесть на руки, прижаться и обнять меня, важно не отказывать ребёнку в тактильном общении, если он этого желает. Изучая литературу, я познакомилась с методикой АРТ- терапии, выбрав для себя определённые техники, я решила применить их в своей работе с этим ребёнком. К самым эффективным методам арт-терапии, помогающим при утрате близкого, относятся:
Благодаря проделанной работе за прошедшее время, ребёнок полностью адаптировался к новым условиям, он с удовольствием посещает детский сад и активно участвует во всех мероприятиях. При работе детьми мы также привлекаем социальных партнёров в лице работников ДК. Раз в неделю посещаем сеансы мультфильмов, культработники проводят различные мероприятия для нас, в которых дети принимают активное участие. Хочу поделиться с вами рекомендациями, используемыми педагогом при общении с ребенком, потерявшим близкого человека.
|