Нейропсихологическое сопровождение ребенка. |
Психология | |||
Автор: Овейчук Алла Владимировна | |||
20.08.2020 17:17 | |||
Нейропсихологическое сопровождение ребенка. Педагог- психолог, нейропсихолог Овейчук Алла Владимировна В последнее время значительно увеличилось количество детей с психическими отклонениями. Если брать клинические данные, то у большинства детей они показывают нижние границы нормы. Это означает, что учатся такие дети в обыкновенных детских садах, школах. Если в детском саду отклонения в познавательных процессах не очень заметны, то в школе проблемы обучаемости встают остро. Стандартные методики перестают приносить результаты в обучении, дети становятся дизадаптированными к обучающей среде. Методы воздействия непосредственно на симптом перестают приносить результаты, так как один нейропсихологический синдром может давать разную симптоматику у разных детей. Поэтому важно выявить первичный синдром, который может запустить ряд отклонений в психических процессах у ребенка. Первичную диагностику нарушений может провести нейропсихолог.
В коррекционных мероприятиях обычно выделяют два направления: когнитивный и сенсорно- моторный. В когнитивной коррекции мы обычно опираемся на высшие психические функции: память, речь, письмо и т.д. В сенсорно- моторной коррекции ребенок учится ориентироваться в пространстве, ощущать свое тело, невербально выражать свои потребности и понимать чужие. Очень часто когнитивные и двигательные техники объединяются, поскольку нарушения носят системный и мозаичный характер. Очень важно в период развития ребенка ставить перед ним адекватные задачи. Как пресыщение, так и оскудение внешних воздействий может пагубно сказаться на психическом и физическом здоровье. Психологическая система ребенка обеспечена двумя процессами: внутренней динамической перестройкой мозговой организации и воздействием на структуру мозга, и психическую функцию посредством окружающей среды. Иными словами, психические функции должны быть востребованными извне, иначе функция может утратиться, так и не развившись. Перед занятиями нейрогимнастикой мы рекомендуем пройти диагностику невролога, нейропсихолога, психолога и, возможно, психиатра, поскольку занятия системно воздействуют на весь организм и существуют некоторые противопоказания. На какие психические функции влияют сенсорно-моторные упражнения:
Наши упражнения несут ознакомительный характер, но при этом не теряют своей актуальности. Несомненно, их можно рекомендовать здоровым детям и взрослым. Итак, I. Сенсорно- моторные упражнения. Растяжки Выполнение растяжек способствует преодолению мышечных зажимов и повышению уровня психической активности. Должны проводиться в медленном темпе, без рывков. Усложненные упражнения выполнять при условии, что простые упражнения выполняются правильно и без усилий. «Колобок» Лежа на спине, обхватить колени руками. Перекатываться на спине. Другой вариант- перекатываться то на правый, то на левый бок. Усложнением данного упражнения будет разгадывание загадок, решение математических примеров, объяснение пословиц и т.д. «Бревнышко» Поднять руки за голову (в положении лежа на спине), кисти рук соединены, ноги вместе. Тело вытянуто. Перекатываться направо несколько раз, затем обратно. «Корзиночка» Лежа на животе. Взять в руки голеностопные суставы и качаться вперед- назад. Усложнение: правой рукой берем левый голеностоп, левой рукой – правый. «Таракан» В положении лежа на спине встаем на руки и ноги, идем вперед, одновременно шагая правой и левой ногой. Затем идем левой рукой и правой ногой. Усложнение: шагаем правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и левой ногой. Возвращаемся назад также используя простой и усложненный варианты. «Чемодан» В положении сидя, ноги вытянуты, носки тянем к себе. Наклоны к ногам. Колени не сгибаем, шея и плечи расслаблены. Упражнения с мячом (кинестетическое упражнение) Подкидывая мяч вверх, ребенок должен хлопнуть в ладоши, прежде, чем поймать мяч. Усложнение: Выполнение упражнения на балансирах. Упражнение можно выполнять в паре (способствует коммуникации, взаимодействию с партнером). Сенсорное упражнение Ребенок с закрытыми глазами угадывает какой предмет ему попался в руки. Перед упражнением он изучает предметы визуально и наощупь: игрушки, ключи, бумагу и др. II. Когнитивные упражнения Пространственные представления (с 5 лет) Дается задание на определение в какой клетке находится муха. Начинаем с исходного положения и далее перечисляем: одна клетка вверх, две клетки вниз, одна клетка влево ит. д. Нужно правильно показать в какой клетке находится муха. Усложнение: без визуального показа мухи, определяем положение насекомого в клетке (т. е. муху нужно мысленно представлять). Слуховые представления Перед упражнением ребенку предлагается послушать звон ключей, шуршание бумаги, шум воды, звон стекла и т.д. Затем ребенок закрывает глаза и определяет на слух услышанные звуки. Также можно ребенку предложить угадать заранее записанные звуки природы (звук костра, дождя, ветра, пение птиц и др.) Тактильные и кинестетические представления Предложите ребенку изобразить как он гладит собаку, прикасается к крапиве. Показать, как чистит зубы и расчесывает волосы. Школьник пусть изобразит в воздухе как он пишет свое имя, адрес. Чертим на спинке ребенка фигуры, а ребенок их угадывает. Межполушарное взаимодействие Одновременно на листе бумаги двумя руками рисуем спирали Одновременно повторяем движения пальцев. Затем меняем руки. Игра в животных Предложите ребенку показать названное животное (Собаку, лягушку, зайца и др.), подвигаться как это животное, воспроизвести звуки этого животного. Усложнение: ребенок изображает животного, а взрослый угадывает что за животное изображает ребенок. Мы предложили вам небольшой цикл полезных упражнений из нейрогимнастики, которые окажут огромную пользу при регулярных занятиях с ребенком. Эти упражнения необходимо выполнять 2- 3 раза в неделю. При участии взрослого формирование когнитивных и динамических процессов возрастает в несколько раз. Желаем вам успехов!
|