Особенности эмоциональной сферы леворуких детей |
Психология | |||
Автор: Солодовникова Екатерина Сергеевна, Ващенко Наталья Леонидовна | |||
09.08.2020 22:06 | |||
Особенности эмоциональной сферы леворуких детей
Воспитатели МБДОУ детский сад комбинированного вида № 23 г. Белгород Актуальность данной проблемы обуславливается неоднозначностью и противоречивостью данных, относящихся к особенностям эмоциональной сферы леворуких детей, а также ограниченной изученностью причин леворукости с позиции социальных, биологических, нравственных аспектов.
Уверенность родителей в «особенности», а временами даже «гениальности» своего леворукого ребенка, аналогично, как и восприятие его леворукости как «специфичности», отрицательно сказывается на психическом здоровье ребенка. Излишняя настойчивость в проблемах развития их «гениальности» может привести к неуверенности и беспокойству ребенка из-за невозможности выполнить предъявляемые к нему требования и соответствовать ожиданиям. Леворукость нельзя считать патологией или недостатком развития, а тем более капризом или упрямством ребенка, просто не желающего работать «как все» правой рукой, как иногда считают некоторые родители и «опытные» педагоги. Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. По мнению российского нейропсихолога А. В. Семенович, леворукость- это предпочтение и активное использование левой руки, то есть внешнее проявление того, что по каким-то причинам правое полушарие мозга взяло на себя (временно или навсегда) главную, ведущую роль в обеспечении произвольных движений. Леворукость — результат компенсации, возникает чаще всего в результате родовой травмы и поражения левого полушария головного мозга. Леворуким детям очень сложно адаптироваться в мире, где все предусмотрено для правшей. В отношении латерализации эмоций мнения ученых разделились. Большинством ученых опровергается тот факт, что эмоциональные процессы связаны только с правым полушарием. Некоторые из ученых высказываются за связь положительных эмоций с левым полушарием, а отрицательных — с правым, и этому есть подтверждения. По данным исследований дети с доминированием левого полушария отличаются его большей активностью и считаются более жизнерадостными, оптимистичными и с большей успешностью решают вербальные тесты, а дети с большей активностью противоположного полушария отличаются депрессивными переживаниями с преобладанием наглядно-образного мышления. Созревающую личность леворукого ребенка характеризуют разнообразные расстройства сложной системы отношений с окружающим миром и самим собой, которые ведут к отклонению социально-психологических норм в различных сферах общения. Для этих детей характерно болезненное чувство восприятия справедливости: их интересуют вопросы правильности вознаграждения и наказания. Неуверенность в себе является частой проблемой леворуких детей, поэтому большинство этих детей не любят отвечать у доски. Зная правильный ответ, предпочитают не поднимать руку, боясь неудач, ошибок. Психологи советуют, зная эту особенность леворуких детей постоянно давать ребенку установку на успешность, вселять в него уверенность, что он не хуже других, что у него все получится. Ребенок должен постоянно ощущать поддержку, так как леворукие дети очень эмоционально переживают отношение к себе. Леворуким детям свойственен высокий уровень креативности, развито чувство прекрасного, но им достаточно сложно раскрыть свои таланты в обществе, которое чаще всего относится к ним негативно. Леворукие дети очень часто испытывают непонимание окружающих, которые хотят «изменить» их сущность, заставить быть «как все» — в этом и есть главная проблема. Чтобы решить эту проблему, нужно самим приспособиться к особенностям леворуким и оказать помощь в адаптации «правого мира». Основное внимание нужно уделить именно детям дошкольного возраста, так как именно в этот период происходит развитие личности ребенка и формирование эмоциональной сферы. Таллинским практическим психологом И. С. Макарьевым были подчеркнуты такие особенности эмоциональной сферы леворуких детей, как:
Педагогом-практиком Е. И. Николаевой было отмечено, что леворукие дети более эффективно приспосабливаются к природным факторам среды, а не к социальным условиям, где больше вероятность стресса. Их не адаптивность может проявляться в ситуациях, способствующих развитию тревоги, страха. Психологом О. В. Аксюта были выделены следующие особенности эмоциональной сферы леворуких детей:
Российскими учеными было проведено исследование эмоциональной сферы леворуких через восприятие запахов. В ходе эксперимента обратили на себя внимание различия праворуких, леворуких и амбидекстров в способности дифференцировать приятный, неприятный и нейтральный запахи. Так, праворукие обнаруживают большую чувствительность к эмоциям положительного знака, а для леворуких и амбидекстров характерно преобладание эмоций отрицательного знака, то есть они более пессимистичны. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что леворуким детям свойственна повышенная раздражительность, утомляемость, ранимость, эмоциональная восприимчивость. Они полностью отдаются своим впечатлениям, более обидчивы. Иногда то, что оставило бы праворукого ребенка равнодушным, может надолго обидеть леворукого. Обида же, в свою очередь, провоцирует стрессовую ситуацию, с которой леворукого ребенка необходимо научить справляться с самого раннего детства во избежание более тяжелых последствий.
|