«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ДОО». |
Психология | |||
Автор: Ненашева Татьяна Анатольевна | |||
02.05.2020 15:12 | |||
«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ДОО». Ненашева Татьяна Анатольевна, заведующий, педагог-психолог Детского сада «Солнышко» ГБОУ СОШ с.Алексеевка м. р. Алексеевский Самарской области Современное общество в настоящее время все более ориентируется на престиж интеллекта и ценность научных знаний. Родители дошкольников в виде основной задачи детского сада рассматривают только образовательную парадигму: дать детям больше знаний, научить их писать, считать, читать. Однако практика показывает, что с каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с отклонениями в развитии, среди которых особое место занимают нарушения в эмоциональном развитии. Современные дошкольники стали менее эмоциональны, дети реже сопереживают, меньше восхищаются и удивляются, их интересы ограничены, а игры однообразны. Эмоциональное развитие дошкольников зависит от ряда условий: общение ребенка со сверстниками; специально организованная деятельность, где дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием; в виде деятельности, соответствующей возрасту дошкольников, насыщенной переживаниями.
Внедрение в практику воспитателей и психологов детских садов нетрадиционных здоровьесберегающих образовательных технологий, способствует эмоциональному развитию детей и укреплению здоровья. Одной из них является инновационная технологию «Техtile-fun». Авторы технологии «Textile-fun или «Досуг с тканью» (тканевый конструктор «Шифоновая радуга») Т.Д. Фицнер и Е.Д. Файзуллаева объединили в себе элементы игры и конструирования, что позволяет использовать ее в дошкольном образовании на основе интеграции различных образовательных областей и видов деятельности. Технологию «Tканевый конструктор» с использованием шифоновых лоскутов можно использовать на психолого-коррекционных и развивающих занятиях педагога-психолога, в игровой деятельности совместно со взрослым и позже в самостоятельной, в изобразительном творчестве как в детском саду, так и в семье после мастер-классов и обучающих семинаров для родителей. Передача образов через ткань и освоение приемов складывания, скручивания, связывания лоскутов, выбор цветовой гаммы и построение композиций способствует приобретению сенсорного опыта, опыта переживаний, накоплению впечатлений. Манипуляции с тканью: осматривание, ощупывание, опробование и др., совместно с другими детьми и взрослыми, расширяют опыт эмоциональных переживаний, развивают навыки сотрудничества, согласования своих действий с действиями других, способствуют усвоению игровых правил. Работа с конструктором-пособием «Шифоновая радуга» в процессе создания художественных образов рекомендуется усилить классической музыкой, которая является эмоциональным фоном и способствует снятию эмоционального напряжения. Процесс «рождения» картины через погружение в мир ярких образов и красок развивает способность к переключению внимания с одного образа на другой. Мобильность и многофункциональность пособия «Шифоновая радуга» позволяет использовать его для работы с дошкольниками, в том числе и с детьми раннего возраста. Конструктор-пособие «Шифоновая радуга» состоит из следующих элементов:
Занятия с использованием игрового пособия «Шифоновая радуга» направлено на развитие психических процессов (воображение, мышление), развитие креативности, а также способствует сенсорному развитию (помогает ребёнку полнее воспринимать предметы и явления окружающего мира). Игровое общение дошкольников со взрослыми и сверстниками, обсуждение и комментирование своих ощущений обогащает речь, развивает наблюдательность. На занятиях решаются задачи познавательного развития — можно знакомить с геометрическими фигурами, создавать волшебные образы, закреплять названия цвета, сравнивать и обобщать. При этом явно прослеживается развивающая функция данного пособия не только для детей, но и для воспитателя и психолога: придумывать новые игры, интегрированные занятия, стремиться разнообразить содержание занятий через сказочные и литературные сюжеты. Занятия с использованием «Шифоновой радуги» напоминают краску, мазки кисти, это как работа с гуашью или акварелью. Возможности конструктора «Шифоновая радуга» достаточно широки: создание картин, рассказывание и придумывание сказки, иллюстрация к рассказу, иллюстрация к продуктивной деятельности, использование на музыкальных занятиях. Например, берется шифоновое полотно плюс тексты на тему природы и педагог совместно с детьми может продемонстрировать тканями различные явления природы и процессы: эволюция превращения зернышка — росток, цветок, колосок. За счет трансформации и изменения ткани можно красочно иллюстрировать комментарии. Таким образом, использование тканевого конструктора «Шифоновая радуга» позволяет реализовать системно-деятельностный принцип организации работы с детьми в эмоциональном развитии детей. Литература
|