Тренинг для педагогов «Снятие психоэмоционального напряжения» |
Психология | |||
Автор: Ефимова Юлия Владимировна | |||
30.04.2020 15:52 | |||
Тренинг для педагогов «Снятие психоэмоционального напряжения» Ефимова Юлия Владимировна, педагог-психолог МБДОУ д/с №52 «Белочка», Республика Саха (Якутия) г. Якутск Участники: педагоги. Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания. Задачи: развить коммуникативные умения и навыки, уважительное отношение друг к другу; расширить знания о синдроме эмоционального выгорания; снять эмоциональное напряжение; развить уверенность в себе; сформировать навыки самопознания и саморазвития личности. Материалы и оборудование: аудиозаписи классической музыки; листы А4; ватман; стикеры разной формы; клей; раздаточные материалы к упражнениям. Продолжительность: 1,5 часа.
Место проведения: спортивный зал. Ход тренинга Педагог-психолог: Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на занятии. Сегодня мы поговорим о причинах возникновения стрессовых ситуаций в педагогической практике и методах профилактики стресса. Научимся преодолевать негативные эмоции и расслабляться. Мы испытываем стресс из-за повышенной ответственности и профессиональных обязательств. Педагоги должны постоянно поддерживать свою компетентность и адаптироваться к новшествам в образовании. В работе возникают неожиданные ситуации с родителями и детьми, которые нарушают наше эмоциональное равновесие. Мы не уверены в своих силах, критикуем себя и боимся, что нас будут критиковать коллеги. В стремлении контролировать ситуацию мы забываем расслабляться. К стрессу могут привести проблемы в семье, а также социально-экономическая незащищенность педагога. Вынужденная подработка часто вызывает чувство усталости и ухудшает настроение. Упражнение «Здравствуйте» Участники хаотично ходят по залу. Ведущий предлагает ребятам поздороваться определенным способом. Например, как принято в некоторых странах, при этом он называет страну и принятый способ приветствия (упражнение проводится под музыку соответствующей каждой стране). Варианты приветствий: в России принято пожимать друг другу руку; в Италии – горячо обниматься; В Японии — легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам; в Бразилии – хлопать друг друга по плечу; в Африке – трутся спинами. Игра «5 героев сказок» Цель: переключить внимание участников с внешнего мира на внутренний. Материалы: ручки, листы бумаги. Напишите 5 героев сказок:
5-ваше тайное Я Упражнение «Ассоциации» Для упражнения подготовьте карточки с вопросами. Примеры вопросов:
Раздайте карточки с вопросами педагогам. Попросите подобрать ассоциации для каждого участника по кругу. Продолжайте упражнение, пока все педагоги не ответят на вопросы. Упражнение «Плюс-минус». (10 минут) Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности. Задачи:
Материалы и оборудование: ватман с заранее нарисованным деревом, которое крепится на доску. Самоклеющиеся стикеры в форме листочков. Ручки на каждого участника. Инструкция: участникам раздаются стикеры и ручки и дается следующая инструкция: «Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета – плюсы своей работы». Участники пишут, а потом им предлагается по-очереди прикрепить свои листочки с плюсами и минусами на дерево. Каждый участник озвучивает то что написал. Затем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось и почему – плюсов педагогической деятельности или минусов. Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе всё-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать единство затруднений педагогов. Упражнение «Стиральная машинка» Цель: снятие эмоционального напряжения. Инструкция: участники семинара выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу – это барабан стиральной машины. Один из участников выбирает себе роль предмета нуждающегося в стирке «шелковый шарфик, майка для фитнеса, джинсы, вечернее платье и т.п.» и обращаясь к остальным участникам заказывает необходимый для него режим стирки: «деликатная стирка», «интенсивная стирка», «сильное загрязнение», «полоскание» и др. «Нуждающийся в стирке» проходит между двумя шеренгами участников, которые с помощью прикосновений к нему выполняют озвученный режим стирки. В роли нуждающегося в стирке, выступают все желающие. Упражнение «Посещение зоопарка» Встаньте, пожалуйста, друг за другом (паровозиком по кругу). Педагог-психолог становится позади последнего из участников и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди. Остальные повторяют за педагогом-психологом, по кругу делают массаж друг другу. В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево). Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника). Приходят в зоопарк первые посетители (при помощи кончиков пальцев "сбегать" вниз по спине). Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест). Рядом находится загон со львами. Сейчас им раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки). Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику). Слышатся сильные прыжки кенгуру ("топать" кончиками пальцев по спине). Рядом находится вольер со слонами. Они медленно ходят по вольеру (медленно и сильно нажимать кулаками на спину). А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные). Вот прогулка подошла к концу. Посетители зоопарка идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи; почувствовать дыхание партнера). [1] Упражнение «Волшебная шкатулка» Цель: поднятие настроения. Педагогам предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки (вазы, мешочка), которая подскажет им, что на них ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время. Варианты пожеланий: - Тебе сегодня особенно повезет! - Жизнь готовит тебе приятный сюрприз! - Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь! - Люби себя такой, какая ты есть, — неповторимой! - Сделай себе подарок, ты на него заслуживаешь! - Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие! - Сегодня твой день, успехов тебе! - Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это! и т.д.
- «Будьте внимательны к подсказкам судьбы». Можно также пожелать педагогам создать такую шкатулку у себя дома и каждое утро доставать из нее по одной записке. Эти пожелания волшебным образом влияют на настроение людей, подбадривают, придают уверенности. Список использованной литературы:
|