Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста.
Психология
Автор: Юшкова Ольга Игоревна   
06.02.2020 08:39

Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста.

Педагог-психолог Юшкова О.И.,

Воспитатель Доможакова Т.И.

г.Абакан, республика Хакасия

Сенсорное развитие ребенка раннего возраста – это формирование новых, не существующих у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений); это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе и т.д.

Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Еще Л.C. Выготский обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребенок может говорить и мыслить только воспринимая: «Развитие восприятия различной модальности создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь», а также психическое развитие и развитие интеллектуально-познавательной сферы.

Наша работа в детском саду в рамках психолог-педагогического сопровождения детей раннего возраста строится в 2х направлениях:

  1. психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста посещающих ДОУ (дети «группы риска» из ГКП «Утята», гр «Гномики» и «Муравьишки» (2-3года)).
  2. психолого-педагогическое сопровождение неорганизованных детей раннего возраста (2мес-3года).

Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста посещающих ДОУ

Цель сопровождения: Сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния ребенка с помощью мультисенсорной среды, организованное воздействие на формирование сенсорных способностей у малышей с целью всестороннего развития ребенка.

 

Задачи:

  1. Профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок. Снятие тревоги, психоэмоционального и мышечного напряжения, создание чувства безопасности, защищенности.
  2. Создание положительного эмоционального состояния.
  3. Формирование у детей систем сенсорных эталонов.
  4. Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, речи, оригинальности мышления.
  5. Формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела.

Для реализации цели и задач составлена программа сопровождения детей раннего возраста в сенсорной комнате в условиях ФГОС «Волшебный мир». Программа составлена с учетом возраста детей на основе современных коррекционно-развивающих программ:

  • Модульной программы комплексного развития детей раннего возраста «Кроха» ГБУ «Катайский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Составители: Корюкова Л.В., Дурыгина Н.В, Колмакова Н.В., Дворникова С.Ю.
  • Развивающие занятия для родителей и детей. Психолого-педагогическая программа "Дитятко". 1-2 года. Ларечина Е. В.
  • Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. А.И. Титарь

Работа проводится в сенсорной комнате.

Сенсорная комната представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. Занятия в сенсорной комнате позволяют стимулировать зрительную, слуховую, тактильную модальность и использовать эту стимуляцию длительное время, поскольку в данных условиях используется массированный поток информации на каждый анализатор и восприятие становится более активным. Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей. Внимание ребенка привлекают различные вращающиеся, изменяющие цвет панели и приспособления для активного освоения новых ощущений, что стимулирует его познавательную деятельность и мотивацию. Продуманное применение различных стимулов повышает эффективность занятий, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка. Методика работы с использованием оборудования сенсорной комнаты основана на поэтапном включении, синхронизации и усилении всех сенсорных потоков путем различных видов стимулирующего воздействия.

Система работы предполагает:

I этап. Диагностический. Ранняя диагностика умственного развития ребенка (2-3года) Е.А. Стребелева.

II этап. Развивающий (проводят педагог-психолог и воспитатель).

  • совместную деятельность с детьми
  • индивидуальную работу с детьми
  • самостоятельную деятельность самих детей.

III этап. Диагностический. Когитоша (Комплект психодиагностических методик. Белопольская Н.Л)

Сроки реализации рабочей Программы «Волшебный мир» — 1 год.

Программа детей раннего возраста «Волшебный мир» состоит из 32 игровых сеансов. Программа рассчитана на 1 и.с в неделю, 4 и.с в месяц. Игровые сеансы 10-12 мин. Охватывает детей группы кратковременного пребывания, гр «Муравьишки», «Гномики» (гр. разделены на 4 подгруппы по 6ч).

Структура занятия:

  • Приветствие;
  • Обеспечение сенсомоторной пластики – (психогимнастика, упражнения тренировки сознания методом замещающего онтогенеза, пальчиковая гимнастика с элементами мнемотехнического приема, тренировка дыхания);
  • Развитие невербальных психических процессов (с использованием оборудования полифункциональной интерактивной среды);
  • решение и поиск путей выхода из ситуации (игровые упражнения на основе двигательных методов);
  • релаксационные упражнения и тренировка дыхания (релаксационная зона).

Работа по данной программе не требует строгого соблюдения алгоритма занятий: по собственному желанию и с учетом специфики работы в светлой и полутемной сенсорной комнате психолог может заменять упражнения, что позволит более творчески использовать интерактивное оборудование.

Планируемые результаты

  • психофизически здоровый ребенок, успешно прошедший адаптацию к условиям детского сада
  • усвоение сенсорных эталонов, что обеспечит освоение навыков учебной деятельности.
  • снятие эмоциональной напряженности
  • усиление конструктивности поведения, способности выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств
  • развитие продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми, в возможности осуществить саморегуляцию.

Психолого-педагогическое сопровождение неорганизованных детей раннего возраста (2мес-3года).

Цели:

  • Развитие эмоциональных отношений между матерью и ребенком раннего возраста.
  • Обогащение чувственного опыта детей раннего возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития.
  • Оказание помощи родителям в процессе воспитания и развития ребенка.

Задачи:

  • Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.
  • Создание условий для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
  • Формирование умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).
  • Развитие социальных и коммуникативных умений у детей преддошкольного возраста (путем взаимодействия детей и взрослых).
  • Развитие познавательной активности детей раннего возраста (через знакомство с природными материалами).
  • Развитие двигательной активности (крупных движений, мелкой моторики).

Система работы строится на основе запроса родителей, диагностики и потребностей ребенка.

I. Этап. Запрос родителей, заключение договора, согласия на обработку персональных данных, на проведение обследования и развивающей работы с ребенком.

II. Первичная консультация у педагога-психолога, изучение запроса родителей, медицинских данных, обследование ребенка специалистами ДОУ.

III. Составление Индивидуального маршрута ребенка (определяется специалист, цели, задачи, содержание работы, количество занятий) и его реализация.

IV. Рекомендации родителям, заключительная консультация.

Предполагаемые результаты.

К 24 месяца дети должны научиться:

  1. Различать три разных по величине предмета.
  2. По предлагаемому образцу и просьбе взрослого находить предмет того же цвета.
  3. С помощью взрослого устанавливать сходства и различия между предметами, имеющими одинаковые названия.
  4. Собирать пирамидку из 3-4 колец, 2 – 3 составную матрёшку.
  5. По подражанию и образцу конструировать из строительного материала. Воспроизводить по памяти несложные постройки (домик, башенку и т.д.)
  6. Воспроизводить игровые действия с сюжетными игрушками (укладывать и кормить куклу, мишку; катать на машинке игрушки и.т. д.).
  7. Пользоваться двух-трёхсловными предложениями при общении со взрослым, поддерживать простой диалог (вопрос – ответ).
  8. Понимать короткий рассказ о знакомых ему событиях.

Родители должны овладеть:

  1. Некоторыми приемами взаимодействия с ребенком раннего возраста.
  2. Умением замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка.
  3. Умением уважать желания и потребности малыша.
  4. Умением быть активным соучастником ребенка в его деятельности.
  5. Знаниями, касающимися игр, упражнений и других видов взаимодействия с детьми раннего возраста.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год