Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста. |
Психология | |||
Автор: Юшкова Ольга Игоревна | |||
06.02.2020 08:39 | |||
Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста. Педагог-психолог Юшкова О.И., Воспитатель Доможакова Т.И. г.Абакан, республика Хакасия Сенсорное развитие ребенка раннего возраста – это формирование новых, не существующих у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений); это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе и т.д. Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Еще Л.C. Выготский обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребенок может говорить и мыслить только воспринимая: «Развитие восприятия различной модальности создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь», а также психическое развитие и развитие интеллектуально-познавательной сферы. Наша работа в детском саду в рамках психолог-педагогического сопровождения детей раннего возраста строится в 2х направлениях:
Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста посещающих ДОУ Цель сопровождения: Сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния ребенка с помощью мультисенсорной среды, организованное воздействие на формирование сенсорных способностей у малышей с целью всестороннего развития ребенка.
Задачи:
Для реализации цели и задач составлена программа сопровождения детей раннего возраста в сенсорной комнате в условиях ФГОС «Волшебный мир». Программа составлена с учетом возраста детей на основе современных коррекционно-развивающих программ:
Работа проводится в сенсорной комнате. Сенсорная комната представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. Занятия в сенсорной комнате позволяют стимулировать зрительную, слуховую, тактильную модальность и использовать эту стимуляцию длительное время, поскольку в данных условиях используется массированный поток информации на каждый анализатор и восприятие становится более активным. Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей. Внимание ребенка привлекают различные вращающиеся, изменяющие цвет панели и приспособления для активного освоения новых ощущений, что стимулирует его познавательную деятельность и мотивацию. Продуманное применение различных стимулов повышает эффективность занятий, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка. Методика работы с использованием оборудования сенсорной комнаты основана на поэтапном включении, синхронизации и усилении всех сенсорных потоков путем различных видов стимулирующего воздействия. Система работы предполагает: I этап. Диагностический. Ранняя диагностика умственного развития ребенка (2-3года) Е.А. Стребелева. II этап. Развивающий (проводят педагог-психолог и воспитатель).
III этап. Диагностический. Когитоша (Комплект психодиагностических методик. Белопольская Н.Л) Сроки реализации рабочей Программы «Волшебный мир» — 1 год. Программа детей раннего возраста «Волшебный мир» состоит из 32 игровых сеансов. Программа рассчитана на 1 и.с в неделю, 4 и.с в месяц. Игровые сеансы 10-12 мин. Охватывает детей группы кратковременного пребывания, гр «Муравьишки», «Гномики» (гр. разделены на 4 подгруппы по 6ч). Структура занятия:
Работа по данной программе не требует строгого соблюдения алгоритма занятий: по собственному желанию и с учетом специфики работы в светлой и полутемной сенсорной комнате психолог может заменять упражнения, что позволит более творчески использовать интерактивное оборудование. Планируемые результаты
Психолого-педагогическое сопровождение неорганизованных детей раннего возраста (2мес-3года). Цели:
Задачи:
Система работы строится на основе запроса родителей, диагностики и потребностей ребенка. I. Этап. Запрос родителей, заключение договора, согласия на обработку персональных данных, на проведение обследования и развивающей работы с ребенком. II. Первичная консультация у педагога-психолога, изучение запроса родителей, медицинских данных, обследование ребенка специалистами ДОУ. III. Составление Индивидуального маршрута ребенка (определяется специалист, цели, задачи, содержание работы, количество занятий) и его реализация. IV. Рекомендации родителям, заключительная консультация. Предполагаемые результаты. К 24 месяца дети должны научиться:
Родители должны овладеть:
|