Особенности социализации детей старшего дошкольного возраста |
Психология | |||
Автор: Митькина Татьяна Анатольевна | |||
31.01.2020 23:22 | |||
Особенности социализации детей старшего дошкольного возраста Митькина Татьяна Анатольевна Воспитатель 1 категории Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Буревестниковский детский сад» Богородского муниципального района Нижегородской области Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей социализации детей старшего дошкольного возраста. В статье рассматриваются особенности возрастного периода, представлены новообразования старшего дошкольного возраста, конкретизированы особенности социализации детей старшего дошкольного возраста. Ключевые слова: социализация, ребенок, старший дошкольный возраст. Дошкольное детство – это очень важный этап в развитии ребенка, это период, когда дети осваивают мир социальных отношений. Мы можем сказать, что в дошкольном возрасте начинается первичный этап социализации ребенка, когда происходит, по словам Льва Семеновича Выготского, «врастание в человеческую культуру». В старшем дошкольном возрасте отмечается активное развитие познавательной, эмоциональной, личностной и социальной сферы, происходит формирование и совершенствование мотивационно-потребностной сферы, нравственных установок и ценностей, самооценки. Уже в этом возрасте у детей проявляются индивидуальный социально-психологические особенностей их общения и взаимодействии с окружающими. В старшем дошкольном возрасте начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения, закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов, новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, стремление быть «взрослым»; потребность в признании сверстников, интерес к коллективным формам деятельности, потребность поступать в соответствии с установленными правилами и т.д.), возникает новый, опосредованный, тип мотивации, который служит основой произвольного поведения, усваивается система социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе. Одним из критериев успешной социализации ребенка старшего дошкольного возраста, выступает его умение ориентироваться в социальном окружении [3].
В исследовании Т.П. Авдуловой отмечается, что результатом социализации в старшем дошкольном возрасте становится социализированность, под которой понимается сформированность и усвоение социальных ценностей, установок, общественных норм и правил поведения, личностных и социальных качеств. На основании мониторинга социализации современных дошкольников Т.П. Авдуловой были выделены показатели социализированности ребенка старшего дошкольного возраста: положительное эмоциональное отношение и принятие социальных и нравтсвенных норм и правил; произвольная регуляция поведения; инициативность в общении, понимание интересов сверстников; сформированность социальных переживаний, например, эмпатии; положительная и устойчивая самооценка; личный опыт социального взаимодействия [1]. Аналогичной точки зрения придерживается и Н.В. Макарычева, считая, что социальное развитие детей старшего дошкольного возраста осуществляется в процессе реализации деятельности по освоению не только предметного мира, но и мира социальных отношений, отношений между людьми. В процессе взаимодействия с окружающими старший дошкольник получает социальный опыт, который субъективно усваивается и становится неотъемлемой частью его личности. Приобретенный опыт взаимодействия в социальной сфере становится базой для развития адекватного социального поведения, социальных оценок, осознания, понимания, принятия мира людей и приводит к социальному развитию, к социализации [5]. Л.В. Гордиевских в статье «Актуальность проблемы социализации дошкольников» указывает, что критериями эффективности процесса социализации детей старшего дошкольного возраста являются: полоролевое поведение; способность разрешения конфликтов; усвоение социальной информации [2]. Обобщая все вышесказанное, считаем необходимым резюмировать, и выделить особенности социализации детей дошкольного возраста: освоение социального опыта в межличностных отношениях; стремление к новому положению в системе доступных общественных отношений; осознания себя активным субъектом в системе человеческих отношений; понимание социальных связей; развитое умение оценивать собственное поведение, поведение других детей и взрослых с точки зрения соблюдения ими социальных правил и норм; самостоятельность как отличительная черта поведения; способность к самостоятельной организации и участию в коллективной деятельности; целенаправленное развитие произвольного, волевого поведения детей в разных видах деятельности. В условиях недостаточно благоприятной социальной среды, ограниченности контактов ребенка процесс социализации может быть затруднен. Для того, что процесс социализации дошкольников проходил успешнее, необходимо, чтобы педагогическая система дошкольного образовательного учреждения, строилась на следующих подходах: аксиологический подход, который определяет главные общечеловеческие ценности в социализации дошкольников; системно-структурный подход, согласно которому процесс социализации детей должен проходить в условиях целостной педагогической системы, в сотрудничестве педагогов и социальных партнеров с детьми; индивидуальный подход, который предполагает учет интересов и потребностей ребенка, на основании чего разрабатывается индивидуальная траектория его развития; полисубъектный подход, основанный на необходимости учета влияния различных факторов социального развития (сверстники, семья, детский сад и др.) на социализацию детей [4]. В позитивной социализации и индивидуализации ребенка, развитии его инициативы и творческих способностей отводится большая роль дошкольной организации, что подчеркивается и в ФГОС дошкольного образования. Согласно ФГОС ДО, роль детского сада в становлении и развитии личности каждого ребенка является особо значимой, а социально-личностное развитие ребенка является одним из ведущих направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений. Список литературы
|