Методическая разработка «Психолого — педагогические акции в ДОУ, как активная форма взаимодействия с семьёй» |
Психология | |||
Автор: Петрова Елена Сергеевна | |||
17.12.2019 16:25 | |||
Методическая разработка «Психолого — педагогические акции в ДОУ, как активная форма взаимодействия с семьёй» Разработчик: Зам. зав. по УВР Петрова Е.С. Челябинск, 2019 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 365 г.Челябинска» В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописаны требования, которые направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
Огромная роль в формировании личности ребёнка принадлежит семье. Индивидуальность воздействий, неповторимость подходов к воспитанию в сочетании с глубоким учетом особенностей детей, которых родители знают значительно лучше воспитателей, никакими другими педагогическими воздействиями заменить нельзя. Мы считаем, что по-настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано в семье. Отсюда требование поддерживать и укреплять связь с семьей, опираться на нее при решении всех задач, тщательно согласовывать педагогическое воздействие. И прежде всего педагоги и родители должны быть воспитаны сами. Отношения с детьми необходимо выстраивать на основе сотрудничества, доверия.
Открытость дошкольного образования, создание условий для участия родителей в образовательной деятельности ДОУ подразумевает обеспечение доверительных отношений между сотрудниками детского сада и родителями воспитанников. Доверие, это тип общения «не стихийно создаваемый, а целенаправленно педагогично формируемый, осознанный и последовательный» [2, c. 95]. Конечно же, считается, что родители, отправляющие ребёнка в детский сад, доверяют педагогам. Но достаточно часто мы наблюдаем другую картину. Многие родители вынуждены оставлять своё чадо из-за обстоятельств. Детские сады для того и существуют, чтобы оказать помощь семье. В обстоятельствах необходимости ни о каких доверительных отношениях не может быть и речи. В результате педагоги сталкиваются с предвзятым отношением, что в свою очередь приводит к конфликтам. Традиционные формы взаимодействия в таких случаях не работают. Приглашать родителей на консультации, перенасыщать родительские уголки разнообразной информацией, организовывать родительские собрания – все эти формы не приносят никаких результатов. Современные родители, как они думают, не нуждаются в каких бы то не было обучающих, назидательных методах взаимодействия. Педагогическая позиция «догнать и причинить добро» опять же приводит к конфликтам. Поэтому детский сад предлагает выстраивать сотрудничество с семьей основанного на принципе единства воспитательных воздействий, предлагая различные формы общения. Педагоги детского сада хотят выстроить доверительные отношения между детьми, родителями выработать потребность делиться друг с другом своими проблемами и совместно находить пути их решения. В дополнение к индивидуальной и групповой традиционной деятельности, необходимо искать новые эффективные формы взаимодействия. С этой задачей прекрасно справляются акции. Акция (лат. – actio) – действие, предпринимаемое для достижения какой-либо цели. Акция, по своей сути — это среда игровая, которая на определенное время создается в пространстве учреждения. Она не мешает разворачиваться другим видам деятельности детей и взрослых, но имеет некоторое собственное содержание, правила, запланированный результат (М. Битянова). Основная цель таких «акций» – расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений, создание благоприятного психологического климата, способствующего эффективному преодолению и профилактике нарушений в эмоциональном развитии воспитанников, через оптимизацию форм общения педагогов с детьми, коллегами, родителями. «Жизнь богаче, чем вы ее привычно воспринимаете» – таков пафос «психологического действа». Важные особенности «акции» – ненавязчивость и необычность. Она не мешает жить тем, кто не хочет ее замечать, но окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции создают определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; учреждение начинает восприниматься как единое целое, а находящиеся в ней люди – как близкие и интересные собеседники. Мероприятия затрагивают непосредственно каждого человека: ребенка, родителя и педагога. Акции могут быть различны по времени проведения: от одного дня до двух недель. В нашем случае акции организуются в течении недели, действуя по методу погружения, ненавязчиво сопровождая детей, родителей и педагогов в процессе воспитания и обучения. Нестандартность приемов работы в период проведения акции поднимают настроение всех ее участников, мотивируют на дальнейшую работу, сплачивают коллектив, объединяют семью и ДОУ. Таким образом, учреждение охвачено одной темой, идеей и родители, дети и педагоги становятся ближе друг к другу. Формируется положительное отношение родителей к ДОУ, повышается интерес к другим мероприятиям. Благодаря организованным акциям, в ДОУ можно создать и укрепить творческий союз родителей, педагогов и детей, который строится на основе сотрудничества, доверия друг к другу. В результате взаимодействия в ходе акций позиция, как родителей, так и воспитателей стала более гибкой. Теперь мы не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Родители и педагоги стали более открытыми. Программы психолого-педагогических акций, организуемых в МБДОУ. 1. Педагогическая акция «Мой город» Цель: Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом и любви к своему родному городу, расширение кругозора, активизация взаимодействия с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию. Задачи: Образовательная: Сформировать у детей начальные представления об истории родного города, его достопримечательностях, расширять кругозор детей и словарный запас. Развивающая: Развивать патриотические чувства у детей, продолжать работу над развитием творческих способностей детей. Воспитательная: Воспитывать у детей любовь к родному городу. Сроки проведения акции: 9.09. 2019-13. 09. 2019 Участники: дети, родители, педагоги. Формы проведения акции:
2. Психолого-педагогическая акция «Страна Друзей» Цель: формирование у детей представлений о ценности дружбы, развитие патриотических чувств. Задачи:
Сроки проведения акции: 29. 10 – 02. 11. 2018 Участники: дети, родители, педагоги. Формы проведения акции:
3. Психолого-педагогическая акция «День Матери» Цель: формировать у детей уважительное отношение к женщине-матери в семье и обществе; способствовать сплочению семьи как детско-взрослой общности путем включения в мероприятия акции. Задачи:
Сроки проведения акции: 18.11. 2019-22. 11. 2019 Участники: дети, родители, педагоги. Формы проведения акции:
4. Психолого-педагогическая акция «Мой папа самый лучший» Цель: привлечь родителей к совместным творческим мероприятиям, развивать взаимоотношения родителей и детей посредством включения в совместную деятельность, повышать статус семейных отношений. Задачи:
Сроки проведения акции: 18. 02. 2019 – 22. 02. 2019 Участники: дети, родители, педагоги. Формы проведения акции:
|