«Песочная терапия как средство развития социально – коммуникативных навыков у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ» |
Психология | |||
Автор: Акишева Асия Санатбековна | |||
17.12.2019 15:33 | |||
«Песочная терапия как средство развития социально – коммуникативных навыков у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ» Автор: Акишева Асия Санатбековна, педагог – психолог, детский сад № 236, г. Омск За последние 10-15 лет способы взаимодействия с ребенком в ДОУ как в педагогике, так и в психологической практике достигли заметных масштабов. Тому не мало способствовали м увеличение детей с ОВЗ ЗПР и ЗРР среди поступающих и пребывающих в ДОУ, что предполагало помимо индивидуального подхода и иные методы для профилактики и коррекции нарушений как в психической, так и в речевой, и в поведенческой сферах. По данным ВОЗ число детей с подобными и более тяжелыми нарушениями в ближайшее время будет только расти, что приведет к необходимости поиска и применения эффективн6ых методик, позволяющих решать ситуацию с развитием и воспитанием «особых» детей. Следует отметить, что под понятием «особых» мы будем понимать детей с ограниченными возможностями здоровья, к которым относим детей с педагогической запущенностью, нарушениями в развитии психической и речевой сферах.
Ни для кого не секрет, что основные правила поведения в социуме, тип взаимоотношения со сверстниками, взрослыми устанавливается именно в дошкольном возрасте, формируя тем самым характер человека, его ценностно-моральную сторону как растущей личности и как гражданина в целом. Недостаточное внимание к растущему поколению чревато: все чаще педагоги и воспитатели ДОУ сталкиваются с демонстрацией неуважительного отношения к окружающим, фамильярным и развязным поведением, потребительским отношением и ощущением вседозволенности. В дошкольном возрасте дети устанавливают нормы поведения отношений со взрослыми и сверстниками, однако процесс социализации у многих протекает нелегко. Наблюдения показывают, что до трети воспитанников в разной степени испытывают трудности в овладении коммуникативной деятельностью. Трудности вхождения в детское сообщество, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера приводят к обеднению коммуникативного опыта ребенка, оказывают отрицательное влияние на характер и содержание ролевых игр, межличностных отношений, определяет его не высокий социальный статус в группе сверстников. Сетование на отсутствие друзей в группе нередкое явление среди детей 5-7 лет, на пример в старшей группе (5-6 лет) около 24 % детей не имеют друзей, что вынуждает их к одиночной игре и/или частым жалобам на нежелание других включить их в совместную игру. Проявление конфликтности и неумение договориться в совместной игре -основные черты таких детей, и не смотря на стремление играть вместе с другими, им с трудом удается налаживать дружеские и игровые отношения, потому как часто сорятся, и, как результат, -игра в одиночестве или с близкими родственниками. Наблюдая, как общаются дошкольники, можно заключить, что повышенная агрессивность является одной из часто встречаемых проблем в детском коллективе. Другой проблемой является неуменее по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняясь ответить соответствующим образом, если к ним обращаются (нередко при контактах как со старшими, так и со сверстниками). Они не могут развивать и поддерживать установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому конфликтуют или замыкаются в одиночестве. В настоящее время коммуникативному развитию дошкольников уделяется недостаточное внимание, в связи с реализацией других направлений общеобразовательных программ ДОУ. Дефицит времени на занятиях приводит к односложным ответам детей на вопросы педагогов, все реже создаются ситуации взаимодействия педагога и воспитанника. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью социализации дошкольников с ОВЗ и недостаточными условиями для успешного развития социально-коммуникавной сферы дошкольников. Что делать в этом случае? Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного- воздействия. В других случаях -в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д., в иных- служит мощным инструментом развития коммуникативных навыков. Применение песочной терапии наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с ЗПР. Игра с песком и игрушками является естественным занятием для ребенка, поэтому выполнение заданий приносит ему помимо новых знаний, еще и удовольствия. А значит, развивается исследовательский интерес, который служит основой для познавательной активности и желания учиться. Перенос традиционно педагогических задач в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежили стадартные формы обучения: Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнать что-то новое, намерение экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Соприкасаясь пальцами с песком, нервные окончания посылают сигналы в мозг и начинают стимулировать его работу В- третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (внимание, память мышление) В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. Песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особо актуально при работе с «особыми детьми». Основная цель разработанной нами программы «Сказочные путешествия по песчаным дюнам»: развитие навыков и умений конструктивного общения с окружающими в процессе игровой деятельности в песочнице у дошкольников 4-7 лет с ограниченными возможностями здоровья. Основные задачи программы:
Программа была рецензирована и реализована на практике с сентября 2019 года, но уже за два месяца работы можно судить о ее эффективности и результативности. Как показали промежуточные исследования у детей отмечается уменьшение уровня тревожности, увеличилось число личностных. связей в группе, снизилось число играющих в одиночестве детей. Разумеется, работы сделано недостаточно, что бы говорить о реализации всех задач, но мы надеемся к концу учебного года, когда будет завершен цикл занятий, можно будет судить о результативности программы.
|