Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Необычный» ребенок в детском саду.
Психология
Автор: Хабирова Гульназ Рамзиевна, Нуриева Авелина Владимировна   
27.10.2019 12:55

«Необычный» ребенок в детском саду.«Необычный» ребенок в детском саду.

По разным данным несколько десятков процентов детей не могут овладеть школьными навыками по состоянию своего нервно-психического здоровья. При этом у 2-10% учеников общеобразовательной школы препятствием для обучения становятся нарушения чтения.

Стойкие нарушения письменной речи могут возникнуть у детей с нормальным интеллектом, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом, у которых имеются несформированность некоторых частных психических процессов, которые могут ни как себя не проявлять в повседневной жизни, но создать серьезные препятствия для овладения чтением и письмом. Возникновение дислексий обусловлено задержкой в формировании отдельных функциональных систем вследствие вредностей, действующих на развитие ребенка в онтогенезе. Многие авторы среди причин выделяют наследственную предрасположенность.

 

Дислексия является языковым расстройством, связанным с недоразвитием языковых обобщений (фонематических, лексических, морфологических), с несформированностью зрительно пространственных функций. Коррекция нарушений чтения наиболее успешна при раннем ее начале. Профилактика еще более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие этих расстройств. Особенно часто предрасположенность к дислексиям встречается у детей с речевой патологией. В связи с этим нас заинтересовала проблема предупреждения нарушений чтения у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В нашем детском саду «Рябинка» вот уже 15лет ведет свою работу речевая группа «АБВГД кА». Группу посещают дети с общим недоразвитием речи2-3уровня. С каждым годом уровень развития детей желает ждать лучшего. В ходе обследования было выяснено, что у большинства детей в анамнезе присутствовала перинатальная патология, обусловленная токсикозами, недоношенностью беременности, несовместимостью крови матери и плода по резус-фактору и т. д. Многие воспитанники были соматически ослабленными, состояли на учете у невропатолога, психиатра. У детей была отмечена выраженная общая моторная недостаточность, недоразвитие мелкой моторики пальцев рук. У большинства дошкольников отмечались нарушения слоговой структуры слова, недостатки звукопроизношения, нарушения фонематического восприятия, неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза. Нарушение лексико-грамматического строя речи проявлялось в ошибках при словообразовании, словоизменении, неточном употреблении слов, отсутствии в речи синонимов, антонимов, обобщающих слов, пропусках или заменах предлогов, изменении порядка слов в предложении. Связная речь дошкольников была развита недостаточно.

Обследование, анализ деятельности детей выявили особенности развития высших психических функций: недостаточную концентрацию и устойчивость внимания, ограничение объема памяти, трудности в процессе восприятия, ослабление мыслительной деятельности, нарушение ориентировки в “право-лево”. В связи с тем, что у дошкольников были выявлены нарушения разного характера нами было решено построить коррекционную работу таким образом, чтобы не только устранить речевые нарушения, но и скоррегировать нарушения психических функций и таким образом предупредить возникновение дислексии.

Целью коррекционного обучения является воспитание у детей четкой, умеренно громкой выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи путем применения наряду с общепринятыми, специальных логопедических методов и приемов, направленных на коррекцию речевого дефекта.

С целью профилактики нарушений чтения у дошкольников на занятиях по произношению и обучению грамоте проводится систематическая работа по:

1. Развитию языкового анализа и синтеза в следующих направлениях:

а) развитие анализа предложения;

б) развитие слогового анализа и синтеза;

в) формирование фонематического анализа и синтеза;

2. Развитию пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного восприятия и памяти в следующих направлениях:

а) развитие зрительного восприятия и узнавания;

б) уточнение и расширение объема зрительной памяти;

в) формирование пространственного восприятия и представлений;

г) развитие зрительного анализа и синтеза;

3. Развитию внимания, памяти, мышления;

4. Развитию понимания прочитанных: слов, предложений, текста.

В своей работе используем отдельные приемы коррекционной работы. При изучении букв на занятиях мы использовали следующие игры и задания:

  1. "Найди букву". Ребенок должен найти букву среди других на карточке, газетных заголовках и т. д.
  2. "На что похожа буква?"
  3. Определение правильно и неправильно написанных букв.
  4. Называние букв, перечеркнутых дополнительными линиями.
  5. Называние букв, наложенных друг на друга.
  6. Дописывание букв.
  7. Обведение контура букв, выполненного пунктиром.
  8. Реконструирование букв:

а) добавлением элементов;

б) убавление;

в) изменение пространственного расположения элементов (например: из буквы т получить букву г);

9. Нахождение нужных букв с закрытыми глазами (используются буквы магнитной азбуки).

10. Лепка буквы из пластилина, выкладывание из счетных палочек.

11. Изготовление буквы из проволоки, семечек, гороха, гречки и т.д.

12. Письмо буквы в воздухе, пальцем на ладони, спине, колене.

13. Письмо буквы на запотевшем стекле, на песке…

14. Ниткография. Изображение буквы с помощью толстой шерстяной нитки или веревочки на куске фланели.

На занятиях заучивались стихотворения о буквах (С. Маршака, С. Михалкова, А. Потаповой)

Для закрепления зрительных образов букв буквы соотносились с каким-либо сходным по форме предметом: "о" — с обручем, "з" — со змеей и т.д.

С первого периода обучения мы начали работу по развитию у детей внимания, слуховой и зрительной памяти, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве. С целью развития памяти предлагались следующие игры и задания:

  1. "Запомни, назови". Ребенку предлагалось запомнить слоги или слова.
  2. "Найди картинки". В ряду картинок ребенок находил те, которые называет логопед…

С целью развития зрительного восприятия использовались следующие задания и игры:

  1. Называние контурных изображений предметов.
  2. Игра "Чей силуэт?". Называние недорисованных контурных изображений предметов.
  3. "Найди ошибки художника".
  4. Выделение контурных изображений, наложенных друг на друга.
  5. Распределение изображенных предметов по величине.
  6. "Лужайки". Детям предлагались "лужайки" разного цвета, а также картинки с изображением предметов разного цвета. Давалось задание положить картинки на свои "лужайки".

Использовались следующие виды заданий:

  1. Показывание и называние руки, которой надо есть, писать, рисовать и т. д.
  2. Показывание левой руки.
  3. Поднимание то левой, то правой руки, показывание карандаша левой, правой рукой и т. д.
  4. Показывание левой рукой правого глаза, уха, ноги, правой рукой — левого глаза, ухa, ноги.

Формирование ориентировки в окружающем пространстве мы начинали с определения пространственных соотношений предметов, находящихся рядом с ребенком. Детям предлагалось определить, какой предмет находится справа, а какой слева от них. Затем дети учились выполнять разные действия, например, положить карандаш справа или слева от себя и т.п.

Далее мы предлагали отвечать на такие, например, вопросы: "Где находится шкаф, окно, дверь?" и т.п.

Далее мы работали над определением пространственных соотношений между 2–3-мя предметами или изображениями. Сначала нами уточнялось расположение двух предметов, затем предлагалось выполнить, например, такие действия: взять правой рукой тетрадь и положить ее около правой руки; взять левой рукой книгу и положить ее около левой руки. После выполнения задания дети отвечали на вопросы: "Где находится книга, справа или слева от тетради?". В работе также использовались игры и задания:

  1. "Домик". Детям предлагался нарисованный домик, давалось задание дополнить рисунок, например, справа от него нарисовать забор, а слева – дерево.
  2. Раскладывание на демонстрационном полотне по инструкции картинок слева или справа, например, от елки и т.д.
  3. Определение места соседа по отношению к себе.
  4. Графический диктант. Детям давалось, например такое задание: нарисовать точку, слева от нее — круг, справа — треугольник, ниже точки – крестик.
  5. "Коврик для куклы", Детям предлагалось сделать коврики, украшенные геометрическим орнаментом по инструкции, например: в середине большой круг, сверху 4 квадрата, снизу 4 треугольника, слева 3 овала, справа 3 прямоугольника.

Закрепление операций слогового анализа и синтеза проводилось с использованием следующих заданий и игр:

  1. Определить количество слогов в названных словах — поднять соответствующую цифру.
  2. Игра "Домики". Дети раскладывают картинки под одно, двух или трехэтажными домами в зависимости от того, сколько в них слогов.
  3. Игра "Поезд". Детям предлагается макет поезда: паровоза и трех вагонов с цифрами 1,2, 3. В первом вагоне нужно было разместить слова-картинки из одного слога, во втором — из двух слогов, в третьем — из трех.

В течение всего коррекционного обучения мы использовали различные игры и упражнения, направленные на развитие мышления и внимания. Вот некоторые из них:

  1. "4-й лишний". Среди 4-х предложенных картинок дети убирали одну, не подходящую к остальным.
  2. Отгадывание загадок.
  3. "Назови одним словом". Например: свекла, огурец, помидор – овощи.
  4. "Телеграфист". Дети учились отстукивать ритм по образцу.
  5. "Зарядка". После демонстрации ребенок изображал упражнения в определенном порядке.
  6. "Подумай, назови". Детям предлагалось назвать по порядку времена года, дни недели, месяцы и т.д.
  7. "Продолжи ряд". Дети учились продолжать ряд картинок, фигурок, значков, сохраняя принцип чередования.

Анализируя результаты коррекционной работы мы отметили, что использование специальных игр, упражнений на занятиях с детьми с общим недоразвитием речи не только стимулировало обучение и способствовало его успешности, но и содействовало устранению речевых нарушений, а также профилактике нарушений чтения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год