«Необычный» ребенок в детском саду. |
Психология | |||
Автор: Хабирова Гульназ Рамзиевна, Нуриева Авелина Владимировна | |||
27.10.2019 12:55 | |||
«Необычный» ребенок в детском саду. По разным данным несколько десятков процентов детей не могут овладеть школьными навыками по состоянию своего нервно-психического здоровья. При этом у 2-10% учеников общеобразовательной школы препятствием для обучения становятся нарушения чтения. Стойкие нарушения письменной речи могут возникнуть у детей с нормальным интеллектом, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом, у которых имеются несформированность некоторых частных психических процессов, которые могут ни как себя не проявлять в повседневной жизни, но создать серьезные препятствия для овладения чтением и письмом. Возникновение дислексий обусловлено задержкой в формировании отдельных функциональных систем вследствие вредностей, действующих на развитие ребенка в онтогенезе. Многие авторы среди причин выделяют наследственную предрасположенность.
Дислексия является языковым расстройством, связанным с недоразвитием языковых обобщений (фонематических, лексических, морфологических), с несформированностью зрительно пространственных функций. Коррекция нарушений чтения наиболее успешна при раннем ее начале. Профилактика еще более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие этих расстройств. Особенно часто предрасположенность к дислексиям встречается у детей с речевой патологией. В связи с этим нас заинтересовала проблема предупреждения нарушений чтения у дошкольников с общим недоразвитием речи. В нашем детском саду «Рябинка» вот уже 15лет ведет свою работу речевая группа «АБВГД кА». Группу посещают дети с общим недоразвитием речи2-3уровня. С каждым годом уровень развития детей желает ждать лучшего. В ходе обследования было выяснено, что у большинства детей в анамнезе присутствовала перинатальная патология, обусловленная токсикозами, недоношенностью беременности, несовместимостью крови матери и плода по резус-фактору и т. д. Многие воспитанники были соматически ослабленными, состояли на учете у невропатолога, психиатра. У детей была отмечена выраженная общая моторная недостаточность, недоразвитие мелкой моторики пальцев рук. У большинства дошкольников отмечались нарушения слоговой структуры слова, недостатки звукопроизношения, нарушения фонематического восприятия, неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза. Нарушение лексико-грамматического строя речи проявлялось в ошибках при словообразовании, словоизменении, неточном употреблении слов, отсутствии в речи синонимов, антонимов, обобщающих слов, пропусках или заменах предлогов, изменении порядка слов в предложении. Связная речь дошкольников была развита недостаточно. Обследование, анализ деятельности детей выявили особенности развития высших психических функций: недостаточную концентрацию и устойчивость внимания, ограничение объема памяти, трудности в процессе восприятия, ослабление мыслительной деятельности, нарушение ориентировки в “право-лево”. В связи с тем, что у дошкольников были выявлены нарушения разного характера нами было решено построить коррекционную работу таким образом, чтобы не только устранить речевые нарушения, но и скоррегировать нарушения психических функций и таким образом предупредить возникновение дислексии. Целью коррекционного обучения является воспитание у детей четкой, умеренно громкой выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи путем применения наряду с общепринятыми, специальных логопедических методов и приемов, направленных на коррекцию речевого дефекта. С целью профилактики нарушений чтения у дошкольников на занятиях по произношению и обучению грамоте проводится систематическая работа по: 1. Развитию языкового анализа и синтеза в следующих направлениях: а) развитие анализа предложения; б) развитие слогового анализа и синтеза; в) формирование фонематического анализа и синтеза; 2. Развитию пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного восприятия и памяти в следующих направлениях: а) развитие зрительного восприятия и узнавания; б) уточнение и расширение объема зрительной памяти; в) формирование пространственного восприятия и представлений; г) развитие зрительного анализа и синтеза; 3. Развитию внимания, памяти, мышления; 4. Развитию понимания прочитанных: слов, предложений, текста. В своей работе используем отдельные приемы коррекционной работы. При изучении букв на занятиях мы использовали следующие игры и задания:
а) добавлением элементов; б) убавление; в) изменение пространственного расположения элементов (например: из буквы т получить букву г); 9. Нахождение нужных букв с закрытыми глазами (используются буквы магнитной азбуки). 10. Лепка буквы из пластилина, выкладывание из счетных палочек. 11. Изготовление буквы из проволоки, семечек, гороха, гречки и т.д. 12. Письмо буквы в воздухе, пальцем на ладони, спине, колене. 13. Письмо буквы на запотевшем стекле, на песке… 14. Ниткография. Изображение буквы с помощью толстой шерстяной нитки или веревочки на куске фланели. На занятиях заучивались стихотворения о буквах (С. Маршака, С. Михалкова, А. Потаповой) Для закрепления зрительных образов букв буквы соотносились с каким-либо сходным по форме предметом: "о" — с обручем, "з" — со змеей и т.д. С первого периода обучения мы начали работу по развитию у детей внимания, слуховой и зрительной памяти, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве. С целью развития памяти предлагались следующие игры и задания:
С целью развития зрительного восприятия использовались следующие задания и игры:
Использовались следующие виды заданий:
Формирование ориентировки в окружающем пространстве мы начинали с определения пространственных соотношений предметов, находящихся рядом с ребенком. Детям предлагалось определить, какой предмет находится справа, а какой слева от них. Затем дети учились выполнять разные действия, например, положить карандаш справа или слева от себя и т.п. Далее мы предлагали отвечать на такие, например, вопросы: "Где находится шкаф, окно, дверь?" и т.п. Далее мы работали над определением пространственных соотношений между 2–3-мя предметами или изображениями. Сначала нами уточнялось расположение двух предметов, затем предлагалось выполнить, например, такие действия: взять правой рукой тетрадь и положить ее около правой руки; взять левой рукой книгу и положить ее около левой руки. После выполнения задания дети отвечали на вопросы: "Где находится книга, справа или слева от тетради?". В работе также использовались игры и задания:
Закрепление операций слогового анализа и синтеза проводилось с использованием следующих заданий и игр:
В течение всего коррекционного обучения мы использовали различные игры и упражнения, направленные на развитие мышления и внимания. Вот некоторые из них:
Анализируя результаты коррекционной работы мы отметили, что использование специальных игр, упражнений на занятиях с детьми с общим недоразвитием речи не только стимулировало обучение и способствовало его успешности, но и содействовало устранению речевых нарушений, а также профилактике нарушений чтения.
|