Психолого-педагогические особенности агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста |
Психология | |||
Автор: Чубрикова Татьяна Николаевна Ружанская Екатерина Ивановна Щетинкина Тавтьяна Федоровна | |||
27.10.2019 09:22 | |||
Психолого-педагогические особенности агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста
МАДОУ детский сад №34 «Теремок» г. Балаково Саратовской области Повышенное агрессивное поведение у детей является одной из наиболее острых проблем, возникающих в работе с детьми дошкольного возраста. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психолого-педагогических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивного поведения является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда ещё можно предпринять своевременные корригирующие меры. Те или иные формы агрессивного поведения характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессивное поведение как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности, при этом снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. У детей существует две формы проявления агрессивного поведения: недеструктивное агрессивное поведение и враждебная деструктивность. Первая – механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя. Вторая – не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка.
Выдающийся психолог и философ Э. Фромм, основоположник гуманистического психоанализа, подразделял агрессивное поведение на «злокачественное» – «страсть к абсолютному господству над другим живым существом и желание разрушать» и «доброкачественное» – «поведение, связанное с самообороной и с ответной реакцией на угрозу». Общепринятым считается, что у детей дошкольного возраста отмечается в основном доброкачественное агрессивное поведение, которое представлено псевдоагрессией и оборонительной агрессией. К псевдоагрессии относятся такие виды, как непреднамеренная агрессия и агрессия как самоутверждение. Непреднамеренное агрессивное поведение – случайное нанесение вреда человеку. В детском коллективе распространён такой вид поведения. Каждый день кто-нибудь кого-нибудь толкает или ударяет случайно, нечаянно. И каковы бы ни были последствия этих случаев, их наличие говорит лишь о том, что ребенок расторможен, чрезмерно возбудим. Он не чувствует «тормозов» в игре или шалости и в результате сносит все на своем пути. Агрессивное поведение, как попытка самоутвердиться, проявляется у дошкольников и в игре, и в общении с родственниками (чаще с родителями). В игре ребенок как бы «отрабатывает» нарождающиеся лидерские тенденции, становясь ситуативным лидером, у которого имеются подчиненные, слушающие его распоряжения. В общении с родными ребенок проявляет замашки диктатора, «тестирующего» своих родных на устойчивость нервной системы и уровень дозволенного. Оборонительное агрессивное поведение очень типично для детей дошкольного возраста. Его специфическая особенность в том, что оно сопровождается гневом. А гнев – это реакция ребенка на нарушение значимой для него системы витальных ценностей (которые для каждого могут иметь свои специфические черты). Для одного значимым может быть лишь факт физического оскорбления, для другого – отнятая игрушка, для третьего – оскорбительное слово. В результате ребенок начинает протестовать. Но и эти реакции имеют четкую связь с типом нервной деятельности. Слабый, астеничный ребенок заплачет, побежит жаловаться, сильный, стеничный по-своему психотипу ребенок, даст сдачи. Кроме того, вследствие, бедного набора имеющихся средств воздействия на «обидчика» у детей часто проявляются неадекватные реакции, которые закрепились в результате ошибочного воспитания в семье или ближайшем окружении: ребенок начинает кусаться, драться, щипаться, и его действия могут быть направлены не только на сверстников, но и на взрослых. Психологи, педагоги выделяют и еще один вид детского агрессивного поведения – «инструментальное агрессивное поведение», которое преследует определенную цель: обеспечить, достать то, что необходимо или желательно. Если с «необходимым» всё понятно, то вот с желательным возникают проблемы. Желательное похоже на желаемое. А сфера желаний столь широка и разнообразна, что порой условиями ее ограничения является лишь недостаток фантазии у ребенка (или его родителей). Поэтому сложности проявляются у родителей с избалованными детьми, каждое «хочу» которых должно быть выполнено любой ценой. Конечно, такие дети агрессивно настроены, если кто-то мешает им обладать предметом их желаний. Смирнова Т. П. отмечает, что дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех источников. Первый источник– это семья. Она одновременно демонстрирует агрессивное поведение и обеспечивает его закрепление. Второму источнику агрессии дошкольники обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения ( «я самый сильный – и мне все можно»). И, в-третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время мало у кого вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь, детей.
|