Практическое пособие по гармонизации детско-родительских отношений «Семья – территория счастья» |
Психология | |||
Автор: Шовадаева Мария Ивановна | |||
08.10.2019 16:46 | |||
Практическое пособие по гармонизации детско-родительских отношений «Семья – территория счастья» Составитель: педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 37» Шовадаева М.И. Введение Роль семьи для человека трудно переоценить. Как отмечает А.С. Спиваковская, ведущий специалист в отечественной психологии и психотерапии семьи, «потребность в родительской любви не только самая сильная из всех человеческих потребностей, но и самая длительная, пройдут увлечения, отзвучат некогда потрясавшие нашу жизнь страсти, минут многие привязанности, но любовь к родителям и необходимость ответной любви останется с нами до конца наших дней». Современная семья, по мнению многих социологов, испытывает кризис. Особенно уязвимыми в этой ситуации оказываются дети. Различные потрясения, которые регулярно испытывает современная семья, способствуют возрастанию дефицита доверительного общения, совместных форм деятельности родителей с детьми.
Фрустрация потребности в родительской любви, принятии и признании ребенка близкими взрослыми приводит к искажению детско-родительских отношений. А это, в свою очередь, становится фактором риска в формировании различных форм семейного неблагополучия, вплоть до социального сиротства, как крайней его формы. 1. ДИАГНОСТИКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ Опросник "Лики родительской любви" (С. С. Степанов) Цель: Помочь определить и отцу, и матери, на каких основаниях строится их отношение к ребенку. Инструкция: Если вы согласны с приведенным утверждением, поставьте себе один балл. Если не согласны — 6аллов не ставьте. Ответив на все опросы, подсчитайте общую сумму баллов.
Результаты теста «Лики родительской любви» 12-15 баллов. Если эту сумму набрал отец: в своем отношении к ребенку вы в значительной мере разделяете материнскую позицию. Это, с одной стороны, неплохо, так как способствует единству вашей родительской стратегии. Однако вы недооцениваете традиционную мужскую роль в воспитании. Ваша требовательность к ребенку чаще бывает продиктована вашим настроением, чем его поведением. Задумайтесь: в полной ли мере вы стимулируете умственное, эмоциональное и физическое развитие ребенка. Вероятно, чуть больше доброжелательной требовательности с вашей стороны пойдет ему только на пользу. Если эту сумму набрала мать: вы исповедуете типично женский подход к воспитанию, исполненный любви и заботы. Не забывайте только, что заострение такого подхода впоследствии чревато недостаточной самостоятельностью ребенка. А ведь ему предстоит в своей жизни не только радовать вас, но и многие проблемы решать самому. Менее 8 баллов. Отец: вы придерживаетесь традиционно мужских ценностей в воспитании, хотите видеть своего ребенка состоявшейся и преуспевшей личностью. Ваши требования и оценки служат мощным стимулом его достижений. Постарайтесь только не завышать этих требований, не будьте слишком строгим судьей. Мать: вы предпочитаете скорее мужской стиль воспитания, ваша любовь к ребенку сочетается с довольно высокими требованиями к нему. Ваши цели вполне оправданны, но достичь их вы могли бы более успешно за счет мягкости и поощрения. Если отец и мать набрали 9-12 баллов, то такую позицию можно назвать промежуточной, лишенной крайностей. Этот подход хорош тем, что страхует от всяких излишеств. Однако задумайтесь: не имеет ли тут место эмоциональная отстраненность? Внимательнее присмотритесь к своему ребенку, к его проблемам, не ждет ли он от вас большего участия? Опросник "Методика идентификации детей с родителями" (А. И. Заров) Диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей и особенности эмоциональных отношений с родителями Ребенку задают следующий набор вопросов.
Обработка и интерпретация результатов Посредством первых 5 вопросов диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей, остальные вопросы направлены на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями. При обработке и анализе результатов опроса важно учитывать следующее:
а) большим возрастным периодом идентификации девочек; б) большей интенсивностью процесса идентификации, т.е. девочки чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца; в) большей значимостью для идентификации девочек эмоционально теплых и доверительных отношений с матерью, чем этих отношений с отцом у мальчиков; г) большей зависимостью идентификации девочек от характера отношений между родителями, когда конфликт матери с отцом отрицательно сказывается на идентификации девочек с матерью; д) меньшим влиянием сестры на идентификацию девочек с матерью, чем брата на идентификацию мальчиков с отцом «Завершение предложения» методика детская (вариант В. Михала) Проективная методика исследования личности. Тест относится к методикам дополнения и отчасти к ассоциативным методикам и направлен на диагностику отношения ребенка к родителям, братьям, сестрам, к детской неформальной и формальной группам, учителям, школе, своим собственным способностям, а также на выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний. Предложенная В. Михалом последовательность из 24 предложений является модификацией теста Сакса (SSCT) для детей. «Наш материал, — пишет автор проективной методики, — ориентирован на определение социальной позиции и самопонимание ребенка». Данный тест может применяться сам по себе, однако автор методики рекомендует применять его после проведения интервью «Волшебный мир». Все ответы ребенка следует записывать дословно. Представленный здесь вариант теста незначительно изменен в сравнении с русским переводом оригинала. Устранены стилистические погрешности перевода и изменен порядок предложений. Инструкция — Я могу предложить тебе вот какую игру. Я буду называть тебе начало предложения, а ты — заканчивать его. - Теперь — внимание! Отвечать нужно быстро, и каждый раз то, что придет в голову первым, но так, чтобы получилось законченное по смыслу предложение. Прежде чем начнем игру, можно немного потренироваться. Например, я говорю начало предложения: - Каждое утро... Похвалите ребенка, скажите, что он все правильно понял, а если вам показалось, что он назвал не первое окончание предложения, которое пришло ему в голову, напомните ему инструкцию еще раз. Можно предложить еще один пример: — Многое отдал бы за то, чтобы я... При необходимости объясните правило еще раз. Многие авторы, в том числе Михал, рекомендуют фиксировать время реакции с помощью секундомера. На наш взгляд, это может внести излишнюю нервозность в общение с психологом и отвлекать ребенка. Поэтому лучше пользоваться часами с секундной стрелкой, делая это незаметно, пока ребенок обдумывает ответ, отсчитывать про себя 3 с и ставить в протоколе точку после каждого такого интервала. Тест необходимо проводить индивидуально и только в устной форме. В представленном списке предложения сгруппированы по диагностической направленности на изучение отношения ребенка к разным лицам и разным проблемам — к матери, отцу, братьям, сестрам, сверстникам; к школе, учителям; видам на будущее и т. д. Порядковый номер перед началом каждого предложения соответствует его месту в списке, предлагаемом нами для диагностического применения. Порядок можно менять, но так, чтобы предложения на одну тему распределялись равномерно, а не группировались вместе. Незаконченные предложения 3. Мы любим маму, а... 15. Я думал, что мама чаще всего... а) 7. Отцы иногда... 9. Чтобы наш папа... б) 5. Мой брат (сестра)... 11. Если бы мой брат (сестра)... в) 2. Ребенок в семье... 10. Мои близкие думают обо мне, что я... г) 4. Бываем среди детей, но... 8. Дети, с которыми я играю... 12. Мои друзья меня часто... д) 23. Мой учитель (учительница, учителя)... 16. Если бы не было школы... 18. Когда думаю о школе, то... е) 1. Я думаю, что людей больше... ж) 6. Я достаточно ловкий, чтобы... 21. Я самый слабый... з) 13. Я хочу, чтобы у меня не было... 17. Я весь трясусь, когда... 19. Если бы все ребята знали, как я боюсь... и) 14. Больной ребенок... к) 20 Был бы очень счастлив, если бы я... 22 В будущем я хотел бы... 24 Всегда мечтаю... л) Интерпретация теста Основу интерпретации составляют содержательный анализ ответов, частота дополнительной части предложения, время ответа, а также высказывания ребенка по поводу того, насколько предложенные фразы соответствуют реальности (по нашим данным, дети говорят об этом довольно часто). «Наш материал, — пишет автор проективного интервью В. Михал, — представляет собой многократно модифицированный тест Сакса и Леви — SSCT. Тест ориентирован на определение социальной позиции и самопонимание». Социальную позицию ребенка исследуют предложения, направленные на изучение его отношения к группе сверстников, учителям, родителям и членам семьи. Следует отметить, что случаи, когда во всех окончаниях фраз этой группы имеются признаки напряженности, конфликта, должны привлекать особое внимание психолога-практика, поскольку дезадаптация во всех сферах межличностных отношений является симптомом аномального развития личности. Автор методики вслед за Саксом рекомендует ставить баллы по ответам (2 балла — серьезные нарушения, требующие психотерапии, 1 балл — умеренные нарушения). Самопонимание ребенка изучается с помощью предложений, направленных на исследование значимых переживаний ребенка, оценку своих возможностей, а также рефлексивную самооценку, формирующуюся к началу подросткового возраста. Так, ответ 12-летнего ребенка: «Я не знаю, что думаю о себе» на предложение: «Мои близкие думают обо мне, что я...» указывает на запаздывание формирования рефлексивной оценки, но может быть и проявлением психологической защиты. В этом случае предложения о членах семьи будут иметь нейтральную эмоциональную окраску или содержать признаки конфликта. Приведенный пример показывает, как, во-первых, один и тот же ответ в различном контексте может означать разные осо- бенности личности ребенка и, во-вторых, как предположение может быть подтверждено или опровергнуто на основе данных того же теста незаконченных предложений. Для интерпретации отдельных предложений они сгруппированы по следующим категориям: а) отношение к матери — 3, 15; б) отношение к отцу — 7, 9; в) отношение к братьям, сестрам — 5, 11; г) отношение к семье — 2, 10; д) отношение к ровесникам — 4, 8, 12; е) отношение к учителям и школе — 23, 16, 18; ж) отношение к людям в целом — 1; з) отношение к собственным способностям — 6, 21; и) негативные переживания, страхи — 13, 17, 19; к) отношение к болезни — 14; л) мечты и планы на будущее — 20, 22, 24 Опросник для родителей «Типы воспитания детей» Опросник предназначен для определения типов воспитания родителями своих детей. Инструкция к тесту Перед вами ряд различных утверждений, мнений, даже откровений о некоторых типах воспитания детей. Если вы согласны с утверждением, выберите ответ «Да, согласен», если нет – «Нет, не согласен». Тестовый материал
Ключ к тесту
Если максимальное количество баллов набрали несколько типов воспитания (за исключением специально выделенных синергетических типов воспитания), то это чаще всего говорит о противоречивых воспитательных воздействиях (разновидности противоречивого воспитания). Синергетические типы воспитания – это типы воспитания, которые обычно сочетаются друг с другом и дают в конечном результате потенцированный (суммирующий), усиливающий эффект. Синергизм в переводе с греческого языка означает содействие, соучастие, сотрудничество. Примеры этих типов: Безнадзорность + Гипоопека + «Ежовые рукавицы» или Кумир + Гиперопека + «Культ болезни» и т. д. Расхождения во взглядах на вопросы воспитания ребенка между мужем и женой констатируются ярче всего при сравнении ответов мамы с папой. Методика Рене Жиля Данная проективная методика используется для исследования межличностных отношений ребенка, его социальной приспособленности и взаимоотношений с окружающими. Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям. Простота и схематичность, отличающие методику Р.Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого — ребенка, но и дают возможность относительно большей ее формализации и квантификации. Помимо качественной оценки результатов, данная проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно. Психологический материал, характеризующий систему межличностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных.
Всего авторы, адаптировавшие методику, выделяют 12 признаков: отношение к матери, отношение к отцу, отношение к матери и отцу как к семейной чете, отношение к братьям и сестрам, отношение к бабушке и дедушке, отношение к другу, отношение к учителю, любознательность, стремление к доминированию, общительность, отгороженность, адекватность. Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения. Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой форму, переходную между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих измерений и статистической обработки.
|