«Диагностика внимания» — структурированный пакет для диагностики внимания детей дошкольного возраста с использованием интерактивного дисплея ActivInspie. |
Психология | |||
Автор: Кожевникова Наталья Викторовна | |||
02.10.2019 05:41 | |||
«Диагностика внимания» — структурированный пакет для диагностики внимания детей дошкольного возраста с использованием интерактивного дисплея ActivInspie. Автор проекта: Кожевникова Наталья Викторовна Педагог-психолог 1 квалификационной категории Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 50 комбинированного вида» Советского района г.Казани Введение. Дошкольное детство — очень короткий отрезок жизни человека, всего первые семь лет, однако он имеет непреходящее значение. Это период, когда ребенок развивается как никогда бурно и стремительно. С каждым годом он изменяется физически и приобретает совершенно новые психические способности и качества. Из беспомощного малыша он превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов, а потому уделять внимание развитию ребенка надо начинать с раннего возраста. Данное пособие представляет собой комплект материалов для экспресс-диагностики и развития психического процесса у детей дошкольного возраста. Пособие предназначено для психологов, работающих в детских дошкольных образовательных учреждениях. Составлено в соответствии с требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.К. Комаровой.
Современное общество неразрывно связано с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Перед психологами, на современном этапе встала необходимость изучать возможности использования и внедрения ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста. Для успешной коррекционной работы от психолога требуется умение определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы. В структурированном пакете собраны методики для диагностики внимания детей дошкольного возраста с использованием интерактивного дисплея ActivInspire. Цель: Диагностика различных характеристик такого психического процесса, как внимание в разных возрастных периодах дошкольника. Задачи:
Для диагностики используются классические методики, позволяющие выявить уровень развития внимания. Все задания построены на ведущем виде деятельности детей дошкольного возраста – игре, на решении игровых проблемных ситуаций. Помимо решения основной задачи – диагностической, помогают развивать внимание, речевую и зрительную память, мелкую моторику рук. Диагностический материал структурирован по возрастам: 3—4 года (вторая младшая группа), 4—5 лет (средняя группа), 5—6 лет (старшая группа), 6—7 лет (подготовительная к школе группа). Использование данного структурированного пакета превращает скучный и монотонный процесс диагностики в увлекательную игру, повышает интерес и вызывает положительные эмоции у детей. Составленный таким образом комплект позволяет педагогам-психологам наблюдать за развитием каждого ребенка и обеспечить непрерывное психологическое сопровождение с момента его поступления в детский сад до выпуска в школу. Пособие предназначено для психологов, работающих в детских дошкольных образовательных учреждениях, и родителей для диагностики и развития внимания у детей дошкольного возраста. Содержание работы. В пособии используются классические методики, позволяющие выявить уровень развития внимания. Все задания построены на ведущем виде деятельности детей дошкольного возраста – игре, на решении игровых проблемных ситуаций. Помимо решения основной задачи – диагностической, помогают развивать внимание, речевую и зрительную память, мелкую моторику рук. Диагностический материал структурирован по возрастам. Для педагогов перед диагностическим материалом располагается слайд, где описывается возрастные критерии, цель методики, процедура проведения и критерии оценки. Парные картинки – 3- 4 года Цель: оценка способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах, наблюдательности, зрительной памяти. Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают картинки. Аналогичный набор находится у психолога. Ребенку поочередно предъявляют картинки, предлагают найти такую же и сказать, что на ней изображено. Критерии оценки:
Детям предлагается назвать все картинки и среди них выделить две одинаковые. Ребенок находит и передвигает картинки в красные квадраты. После этого педагог нажимает на смайлик, и он хвалит ребенка. Если ребенок ошибается, то картинки не встанут в квадраты, а убегут на место. Задание можно прослушать нажав на знак вопроса. Для проведения диагностики используется 6 слайдов с различными парными картинками. Найди такую же картинку. Цели: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа; оценка степени развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия. Процедура проведения. Перед ребенком на экране изображены картинки. Ребенку предлагается посмотреть на разные нарисованные картинки. Среди них надо найти две одинаковые и соединить их линией. Критерии оценки:
Данная методика ориентирована на возраст 4-5 лет, основана на установлении тождества предметов. Также как и предшествующем задании, ребенок прослушивает его нажав на знак вопроса. Далее ребенок находит и соединяет линией две одинаковые картинки. Педагог при правильном выполнении задания нажимает на смайлик, и он хвалит ребенка. Если ребенок неправильно, нарисует линию, она легко удаляется и задание начинается сначала. Найди такую же картинку — 5 -6 лет. Цель: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, уровня развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия. Процедура проведения. В каждом ряду по 4 картинки. Посмотри внимательно на картинку в кружочке, найди в ряду точно такую же и обведи ее в кружок. Критерии оценки
В данной диагностике ребенку предлагается посмотреть на образец, который помещен в круг, и найти точно такую же картинку среди предложенных вариантов. Правильный ответ дошкольнику нужно обвести в кружок. Задание можно прослушать, нажав на знак вопроса. Для проведения диагностики используется 6 слайдов с различными наборами картинок. «Шифровка» 6-7 лет (Д. Векслер) Цель: Выявить способность дошкольника концентрироваться на выполнении задания (устойчивость внимания) и умение переходить от одного задания к другому. Процедура проведения. Изображены различные фигуры, расположенные в несколько рядов. Над фигурами располагается ключ – набор фигур, представленных на экране, внутри которых изображены дополнительные элементы. Критерии оценки. За каждую заполненную фигуру ребенок получает 1 балл.
Дошкольнику необходимо внимательно посмотреть на образец и дополнить согласно образцу фигуры необходимыми знаками. За каждое правильно выполненное задание ребенок получает один балл. В каждой диагностике иметься возможность прослушать само задание, и смайлик, хвалящий ребенка. Перед началом диагностической работы психолог либо педагог может прочитать то, на что направлена данная методика, процедуру проведения и критерии оценки. Заключение. Диагностика проводится психологом индивидуально с каждым ребенком. Важно, чтобы обследование проходило в атмосфере доброжелательности: ребенка следует поощрять, оказывать ему эмоциональную поддержку. Вначале проводится беседа-знакомство, позволяющая малышу адаптироваться в новых условиях, а взрослому — установить с ним контакт. Составленный таким образом комплект позволяет педагогам-психологам наблюдать за развитием каждого ребенка и обеспечить непрерывное психологическое сопровождение с момента его поступления в детский сад до выпуска в школу. По результатам обследования психолог разрабатывает коррекционно-развивающую программу (индивидуально на каждого ребенка и на группу в целом), которая позволит воспитателям и специалистам ДОУ осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. Пособие предназначено для психологов, работающих в детских дошкольных образовательных учреждениях, и родителей для диагностики и развития внимания у детей дошкольного возраста.
Список литературы
|