«Инновационные методы развития и коррекции эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога» |
Психология | |||
Автор: Афанасьева Юлия Алексеевна | |||
19.08.2019 23:32 | |||
«Инновационные методы развития и коррекции эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога» Проблема развития эмоционально – волевой сферы у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как возросло количество детей, которые не могут выразить свои чувства, не могут определить и озвучить свое психологическое состояние. В дошкольном возрасте наблюдается нарушения в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка имеют характерные особенности возрастных проявлений: чрезмерная агрессивность или пассивность, плаксивость, «застревание» на определённой эмоции, неумение следовать нормам и правилам поведения, недостаточное развитие самостоятельности. Таким образом, актуальной проблемой в эмоциональном воспитании дошкольников является обучение их умению эффективно общаться, снижение агрессивных тенденций в поведении, накопление опыта положительного взаимодействия; развитие навыков совместной деятельности, закрепление конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций. В эмоционально-волевой сфере необходимо обогащать чувственный и эмоциональный опыт детей, обучать их умению регулировать свои эмоциональные проявления и чувства, обучать навыкам самоконтроля, перевода агрессивных реакций в социально приемлемые формы.
Опыт практической работы педагога-психолога, показывает, что наиболее эффективными инновационными методами в развитии и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников, в соответствии с ведущей деятельностью и особенностями возраста, о практической ценности которых еще малоизвестно, но при правильном подходе, отвечают всем требованиям ФГОС являются: игры с камушками Марблс, эбру — терапия, су-джок терапия. Игры с камушками Марблс можно широко использовать в целях оказания психологической помощи детям, испытывающим трудности в коммуникативных навыках; в психокоррекции и психопрофилактике конфликтности; замкнутости; тревожности. Перебирая камешки в руках, ребята становятся более спокойными, уравновешенными. Приёмы с камнями я широко использую в психологическом сопровождении эмоциональных и поведенческих расстройств у детей. Работа с разноцветными камнями предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, стимулирует и выравнивает эмоциональный фон, вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции. Эбру – терапия — рисование на воде – очень бережный и безопасный метод терапии. Этим он особенно хорош для детей. Для рисования эбру не требуется никаких способностей и умений, даже совершенно не умея рисовать. Нужно довериться своему настроению, эмоциям, руке и не боятся экспериментировать, тогда на свет появится уникальное чудо! Ведь создать две одинаковых картины просто невозможно. Рисуя на поверхности воды красками, которые не растворяются в воде, а остаются на её поверхности, выбирая понравившиеся цвета и нанося их на воду, ребенок следит за расплывающимися пятнами краски и формирует из них нужный ему узор -это изображение, которое просит душа. Затем на узор или рисунок накладывает лист бумаги, а через несколько секунд осторожно его снимает и высушивает. Дети, наблюдая за расплывающимися разноцветными пятнами и плавными изгибами линий на поверхности воды, становятся спокойнее, легче начинают реагировать на трудности и преграды, снижается уровень тревожности, агрессии, эмоциональное напряжение. Следующим инновационным метод в моей практике является массажеры «Су-Джок» – последнее достижение Восточной медицины. Представляет собой массажный шарик в комплекте с двумя металлическими кольцами. Эффективен, безопасен и прост в применении. На кисти руки существует множество энергетических точек. Каждая точка имеет свое название и назначение. Если воздействовать на определенные точки, то можно достигнуть оздоровительный эффект. Щадящий и эффективный метод – воздействие на точки кисти ребенка с помощью шарика и металлических колец. Он оказывает благотворное влияние на весь организм. Этот метод вызывает раздражение рецепторов расположенных на ладошках детей и вызывает приятные ощущения. Использование массажёра способствует активизации деятельности у заторможенных детей и наоборот, успокаивает гиперактивных, агрессивных А так же развитию и повышению иммунитета, мелкой моторики, и подготовке детей к письму. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений. Массаж кисти и пальцев обеих рук восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снять излишнее напряжение, нормализует эмоциональное состояние детей. Таким, образом, включение в работу педагога-психолога таких методов как игры с камушками Марблс, эбру — терапия, су-джок терапия дают возможность детям более успешно справиться со своими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у них нарушения поведения.
|