Изо-терапия в работе с дошкольниками. |
Психология | |||
Автор: Миндубаева Светлана Василовна | |||
29.07.2019 15:31 | |||
Изо-терапия в работе с дошкольниками. За последние годы отмечается резкий рост количества детей с особенностями развития. Это дети с Синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, леворукие дети, дети с различными нарушениями эмоциональной сферы (тревожность и различные страхи, агрессивность, аутизм и др.) и поведения, одаренные дети, дети с ослабленным здоровьем, дети с физическим или психологическим недоразвитием. Такие дети, попадая в ДОУ, требуют особенного внимания со стороны воспитателей. Мы, воспитатели, сталкиваясь с такими детьми, часто испытываем страх и беспомощность. С одной стороны очень редко можно встретить понимание у родителей, что их ребенок «особенный», с другой стороны требуется определенная коррекционная работа т.к. детский сад готовит детей к очень важному процессу – обучению в школе. А таким детям, как правило, очень тяжело справляться с режимом и учебной программой школы. И, конечно же, им нужна помощь и воспитателя, и психолога, и родителей.
Использование арт-технологий в детском саду-это путь к психологическому здоровью ребенка. Если разложить термин «арт-технология», на составляющие, то получим Арт (от англ. art) -визуальное искусство, технология- совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор методов, способов, приемов и воспитательных средств. Таким образом арт-технология это система последовательных действий педагога, направленных на решение учебно-воспитательных задач, с использованием различных видов искусства. В чем же ценность данной технологии? В том, что процесс творчества, дает возможность свободно выразить свои чувства, потребности и фантазии, которые, очень сложно озвучить, тем более маленькому ребенку. Это способ, позволяющий безопасно разрядить напряжение, кот. проявляет малыш. Он дает возможность заново пережить внутренние конфликты прошлого, но в условиях безопасного пространства и безусловной поддержке со стороны педагога. Использование арт-технологий позволяет развивать чувство внутреннего контроля и порядка, так как творчество приводит к необходимости организовать окружающее пространство. А не это ли нужно будет будущему ученику? Существуют разные виды арт-технологий (сказко-терапия, музыко-терапия, фото-терапия и т.д.). Так как я являюсь по своей специализации изо руководителем, для своей работы я взяла то, что мне ближе-это изо-терапия. ИЗо-искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании чувств, восприятии явлений жизни и природы. Выражая себя через рисунок, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Изотерапия — один из эффективных инструментов в психологической работе, использование которого дает ребенку естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления, зрительно-моторной координации. Рисование — это творческий акт, позволяющий ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Сегодня у многих детей дошкольного возраста отмечаются повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. В сочетании с неправильным воспитанием и неудовлетворенностью ребенка общением со сверстниками и близкими взрослыми эти особенности могут стать эмоциональными нарушениями. Хочу Вас познакомить с упражнениями арт-терапии для детей дошкольного возраста, которые использую я в своей работе с малышами. Главное условие для упражнений детской арт-терапии – доступность средств, привлекательность, понятность и безопасность.
Самое главное понять отличие занятий, с использованием нетрадиционных техник, от арт-технологий: арт-технологии направлены на сам процесс творения, чем на конечный результат, в ней нет цели, поставленной педагогом. Нельзя высказывать сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания! Таким образом, арт-технология позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, людьми. Список литературы.
|