Коррекция эмоциональных комплексов у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности |
Психология | |||
Автор: Орлова Марина Вячеславовна | |||
12.07.2019 17:19 | |||
Коррекция эмоциональных комплексов у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности Воспитатель МАДОУ «Чебурашка» Орлова Марина Вячеславовна Исследования, посвященные изучению эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, занимают значительное место в отечественной и зарубежной психологии. Г.М. Бреслав [1]выделяет следующие основные показатели нормального хода эмоционального развития в старшем дошкольном возрасте: освоение ребёнком социальных форм выражения чувств; формирование высших чувств; появление эмоциональной децентрации (идентификации с другими при отчетливо выраженном сопереживании); наличие выраженного эмоционального смещения не менее суток, то есть возможность эмоционального выделение будущего (эмоциональное предвосхищение) и прошлого; радость от положительной оценки взрослыми воспроизведения социального эталона поведения; положительная окраска участия ребёнка в ролевых играх; формирование осознанности, произвольности, внеситуативности чувств.
В современном обществепроблема эмоционального дискомфортау детей приобретает всебольшую значимость в связи с социальной нестабильностью, напряженным ритмом жизни, эмоциональными перегрузками людей. Ребенок в этих условиях является наиболее беззащитным и уязвимым. Дети не всегда могут преодолеть кризисные, стрессовые ситуации, которые непосредственно воздействуют на психику и стимулируются социальными условиями. Как известно, старшие дошкольники уже в состоянии распознавать своё внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выразить своё отношение к ним. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании ихсоциальных взаимодействий и привязанностей. Детям старшего дошкольного возраста свойственна исключительная «эмоциональная заражаемость», они особенно подвержены влиянию эмоций, переживаемых другими. Их легко испугать, рассердить, но с той же легкостью можно и заинтересовать, вызвать у них радость, удовольствие. Те или иные отклонения в эмоциональном развитии наблюдаются у большинства детей в этом возрасте. Теоретический анализ литературы показал, что в силу активного эмоционального развития дошкольное детство считается периодом повышенного риска возникновения у детей эмоциональных комплексов как проявлений эмоционального неблагополучия. Под «комплексом» понимается понятие, обозначающее формирующуюся в бессознательном эмоционально окрашенную совокупность представлений, мотивов и установок, оказывающую существенное влияние на развитие и функционирование психики, личности и поведение человека. К. Юнг утверждал, что комплекс — это группировка психических элементов вокруг эмоционально окрашенных содержаний [2]. Эмоциональные комплексы характеризуется совокупностью определённых проявлений и в конечном итоге поведением ребёнка, которое принимает ярко выраженный, отличный от поведения других детей, характер. К основным эмоциональным комплексам детей старшего дошкольного возраста можно отнести враждебность, тревожность и комплекс неполноценности (низкую самооценку). Мы пришли к выводу, что одним из эффективных методов коррекции эмоциональных комплексов у детей старшего дошкольного возраста является изобразительная деятельность, поскольку она способна выражать неосознаваемые содержания психической жизни ребенка, позволяет ему восполнить дефицит общения и построить более гармоничные отношения с внешним миром. Изобразительная деятельность вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть безынициативность и развить желание взаимодействовать с окружающими людьми. Одна из главных функций изобразительной деятельности — создание защищенной, эмоционально благополучной, доверительной, комфортной обстановки. Дети не задумываются о конечном результате, они получают удовольствие от самого процесса, поэтому он для них так терапевтичен. Дети с эмоциональными комплексами нуждаются в специально организованной психолого-педагогической помощи, обеспечивающей учет их возрастных и индивидуальных особенностей. Необходим правильно организованный подход к ним, создающий условия для полноценного психического развития, а также высокий уровень профессиональной компетентности психологов и педагогов. Занятия должны носить коррекционно-развивающий характер, то есть должны быть направлены не только на коррекцию уже имеющихся проблем в эмоциональной сфере, но и на профилактику возникновения эмоционального дискомфорта у детей в детском саду, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением. Реализация специальной коррекционно-развивающей программы, объединение усилий всех специалистов ДОУ позволят решить проблему эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста.
|