Семинар-тренинг для педагогов «Психологические приемы для организации дисциплины в разновозрастной группе» |
Психология | |||
Автор: Долгова Елена Анатольевна | |||
10.07.2019 19:14 | |||
Семинар-тренинг для педагогов «Психологические приемы для организации дисциплины в разновозрастной группе» МДОУ-ЦРР «Детский сад №63» «Карусель» г. Белоозёрский Воскресенский район Московская область педагог-психолог 1 кв. категории Долгова Елена Анатольевна Цель: развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с детьми по преодолению детского непослушания для организации дисциплины в разновозрастной группе. План проведения.
Упражнение «Мечта детства» Упражнение «Портрет современного ребенка» Деловая игра.
3. Медиация «Встреча с ребенком внутри себя». 4. Обмен мнениями. Завершение. 1. Информационная часть. Рекомендации для воспитателей «Дисциплина в разновозрастной группе» Для поддержания дисциплины в разновозрастной группе предлагается вводить правила поведения, которые «идут» от реальной жизни, от конкретных событий, ситуаций в группе. При таком подходе внимание детей обращается на то, как лучше поступить в конкретном случае. Когда дошкольники осознают необходимость придерживаться тех или иных норм, тогда и появляются собственно «правила» жизни в группе. Они касаются разных ее аспектов:
Эти правила изображают графически (картинкой) и для краткости выражаются одним словом: «Помирись», «Помоги» «Поиграл — убери» и т. п. Существуют определенные требования к правилу: Правило должно быть четким, разумным, соответствовать уровню развития (возрасту) ребенка. При формулировании правил следует избегать частицы «не». Правило эффективно, если оно небольшое по объему и если сам воспитатель придерживается этого правила. Не должно быть много правил одновременно (не больше 3-5). Правила вырабатываются взрослыми совместно с детьми. Правила не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка: в движении, познании, упражнении. Запрещать подобные действия — все равно, что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше направить ее течение в удобное и безопасное русло. Например, исследовать лужи можно только в высоких сапогах. Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него был успех; чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя. Правила должны быть согласованы взрослыми между собой. Тон, в котором сообщаются требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным. Тот, кто резок, допускает грубость, не считается с детским самолюбием, вряд ли сможет создать у ребенка стремление следовать указаниям по внутреннему побуждению. Дети сопротивляются воздействию такого воспитателя, даже если он прав, ибо он просто невротичен для них. Предъявлять требование к ребенку тогда, когда у него хорошее настроение. Если он уравновешен, то лучше поймет ваше слово. Если взволнован — ему не до вас, ведь он весь во власти чувств, и чтобы понять, что от него хотят, ему следует успокоиться. Лучше подготовить ребенка к восприятию распоряжения. Можно быть как угодно неуклонным в своих требованиях, но нельзя не считаться с ситуацией, а также с физическим и душевным состоянием ребенка. Технология ведения и соблюдения правил:
Зачем нужны правила? Детям не только нужен порядок и правила, они хотят и ждут их! Подобное многим взрослым может показаться неожиданным. Но это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности. Дети порой готовы поддерживать порядок больше, чем взрослые. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка, так как они: помогают ребенку осознанно дисциплинировать самого себя, готовиться к жизни в обществе; помогают воспитателю экономить время, предвидеть и предотвратить ту или иную ситуацию в группе, предсказать поведение детей, обеспечивают безопасность ребенка; регулярно и гибко применяемые правила способствуют формированию здорового, комфортного климата. Что делать, если правила нарушаются?
Можно предложить следующие способы взаимодействия воспитателя с детьми с целью формирования социально приемлемых форм поведения и усвоения моральных норм общества:
В любом случае педагогические методы и приемы не должны ущемлять достоинство ребенка, угрожать его безопасности и препятствовать формированию образа себя. Детское поведение, черты характера — показатели педагогических усилий. Ребенок делает то, что с него спрашивают. И кто же, как не взрослые, обязан направлять ребенка, учить его «властвовать собой» (в меру детских возможностей). Самая высокая требовательность воспринимается им как акт справедливости, если она сочетается с чуткостью, деликатностью и терпением в обращении. Требовательность должна быть разумной, обоснованной, последовательной, направляющей, справедливой. Такая требовательность помогает нравственному становлению. Требовательность к ребенку надо понимать не как насилие над его личностью, а как доверие и уважение. Именно принцип- требовать, уважая — должен быть в основе отношений взрослого и ребенка. От взрослого требуется взгляд на происходящее не со стороны, а глазами самого ребенка. В этом случае говорят о децентрации — поставить себя на место другого, взглянуть на происходящее его глазами, сопережить ему и учесть его точку зрения. Требования, посредством которых добиваются от ребенка определенных форм поведения, несут на себе отпечаток личностных качеств взрослого. Готовность ребенка следовать указаниям старших с чувством ответственности возникает как естественное следствие их контакта. Счастливость человека зависит от психологического климата, той среды, в которой он растет, живет, работает, от эмоционального багажа, накопленного в детстве. А эти климат и багаж зависят от стиля общения, и, прежде всего, — взрослого с ребенком. 2. Практический инструментарий. Упражнение «Мечта детства». Участники семинара по очереди рассказывают, о чем они мечтали, когда были детьми. Затем проводится обсуждение того, о чем мечтают современные дошкольники. Упражнение «Портрет современного ребенка» Участники делятся на несколько подгрупп. Каждая подгруппа составляет список качеств, присущих современным детям. Затем списки зачитываются, обсуждаются. Деловая игра. Проводится с целью предоставления педагогам возможности практического применения теоретических знаний, получения обратной связи. Участники делятся на подгруппы. Каждой подгруппе предлагается проблемная ситуаций, связанная с организацией дисциплины в группе детского сада:
Затем необходимо заполнить таблицу с учетом заявленной проблемы и вписать ее в первую колонку таблицы. Далее заполняются следующие колонки таблицы, тем самым осуществляя анализ проблемной ситуации. Анализ проводится по следующим показателям: физиологические и психологические особенности проблемы; в чем нуждается ребенок (его желания, потребности); как взрослые провоцируют нарушение дисциплины; что вы можете рекомендовать для разрешения данной проблемы, связанной с дисциплиной, в группе детского сада. По окончании выполнения упражнения педагоги зачитывают свои рекомендации по разрешению конкретной проблемы, связанной с организацией дисциплины. Остальные могут дополнять и высказывать свои мнения. Ведущий обращает внимание педагогов на возможность осуществления предложенных рекомендаций в практической деятельности. 3. Медиация «Встреча с ребенком внутри себя». Начинаем с расслабления. Примите удобную позу. Ваше тело расслаблено. Глаза закрыты. Сделайте несколько глубоких вдохов и медленных выдохов. Представьте себя в каком-нибудь тихом и уютном месте. Может быть, это будет светлая роща ранним солнечным утром: слышите, как звонко поют птицы? Может быть это будет маленький песчаный пляж на берегу ласкового теплого моря, мягко освещенного закатным солнцем. Волны плавно накатываются одна за другой, тихо шуршат по песку… Попытайтесь вспомнить самое приятное место из своего детства, место, где вы чувствуете себя комфортно. Теперь вспомните себя таким, каким вы были в детстве, — в три, четыре, пять лет… Представьте, что этот малыш стоит перед вами. Попытайтесь понять, что он чувствует. Выглядит ли он радостным или печальным? Может быть, он рассержен или обижен на кого-то? Может быть он чего-то боится? Погладьте малыша по голове, улыбнитесь ему, обнимите его. Скажите, что любите его, что теперь всегда будете рядом с ним, будете поддерживать его и помогать ему. Скажите: «Я люблю тебя. Я принимаю тебя таким, какой ты есть. Ты прекрасен! Я хочу, чтобы ты был счастлив!» После этих слов, представьте, что малыш улыбается вам в ответ и обнимает вас крепко-крепко. Поцелуйте его, скажите, что ваша любовь неизменна и всегда остается с ним: «Я всегда с тобой. Я люблю тебя!» Теперь отпустите малыша, помашите ему на прощание рукой. Постепенно выйдите из релаксации, сделайте глубокий вдох-выдох, откройте глаза. Скажите себе: «Я совершенна. Я принимаю и люблю себя полностью. Я создаю свой прекрасный мир, наполненный радостью и любовью». 4. Обмен мнениями. Завершение. Литература:
|