Психолого-педагогический проект по эмоционально-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «ЛУЧИКИ ДОБРА» |
Психология | |||
Автор: Подгорнова Екатерина Николаевна, Подгорнова Нина Николаевна | |||
16.06.2019 08:37 | |||
Психолого-педагогический проект по эмоционально-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «ЛУЧИКИ ДОБРА» Авторы:
МБДОУ д/с №51 «Морошка» ЗАТО г. Североморск Мурманской области В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем — эмоциональной сферы и интеллекта, их единство, могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний.
Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребенка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение. Однако ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы [1]. В основу нашего педагогического проекта легли игры и упражнения из системы занятий по развитию эмоциональной сферы «Давай познакомимся!», разработанной И.А. Пазухиной [1]. Вид проекта — практико-ориентированный (прикладной). По типу предметно-содержательной области — межпредметный, так как реализация цели проекта осуществляется в интеграции нескольких областей дошкольного образования. По территории реализации — внутренний, так как проект реализуется внутри дошкольного образовательного учреждения. По продолжительности проведения — среднесрочный, так как срок его реализации составляет 2 месяца. Участники проекта — дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) (воспитанники старшей группы «Смородинка»), педагоги МБДОУ д/с №51, педагог-психолог, родители воспитанников. Цель проекта — создание положительной атмосферы в группе, формирование социального доверия, чувства общности и эмоциональной отзывчивости. Задачи проекта:
Объект исследования – эмоционально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Предмет исследования – эмоционально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами творчества. Место реализации проекта – МБДОУ д/с №51 «Морошка» ЗАТО г. Североморск Мурманской области. Реализация проекта осуществляется с учетом основных принципов, обеспечивающих развитие личности дошкольника:
Методы и средства реализации проекта: На подготовительном этапе:
На основном этапе:
Этапы реализации проекта I этап – подготовительный. На этом этапе проводилась разработка плана работы по проекту, охватывающего всех его участников: педагогов, воспитанников и их родителей. Осуществлялся подбор художественной литературы, соответствующей возрасту детей, аудио- и видеоматериалов, составлялись картотеки психологических игр-разминок, а также подбирались и разрабатывались памятки и консультации по эмоционально-нравственному воспитанию дошкольников для педагогов и родителей. II этап – основной. На этом этапе проводилась непосредственная работа с участниками проекта по разработанному плану. Для родителей и педагогов был подготовлен ряд заочных консультаций, памяток и буклетов, целью которых было повышение уровня психолого-педагогической грамотности в вопросах эмоционально-нравственного воспитания детей. При активном содействии педагогов старшей группы «Смородинка» проводились этические беседы с детьми на тему дружбы и доброго отношения к людям и животным, целью которых было выявление имеющегося уровня нравственного воспитания дошкольников. Проводилось ознакомление детей с художественной литературой (Рис. 1), организовывалось прослушивание песен, просмотр видео и мультфильмов по теме проекта (Рис. 2). Каждое из проведенных мероприятий завершалось продуктивной деятельностью для закрепления пройденного материала – созданием коллективной работы (аппликации или рисунка), выполняя которую дети учились действовать сообща. Кроме того, проводилось активное внедрение психологических игр-коммуникаций (Рис. 3) в повседневную жизнь дошкольников в детском саду: на занятиях, на прогулках, в режимных моментах и т.д. Рис. 1. Чтение рассказа «Марфа» Рис. 2. Просмотр м/ф «Живая игрушка» Рис. 3. Игра-коммуникация «Здравствуй, друг!» на занятиях физкультурой III этап – итоговый. На этом этапе представлялись результаты деятельности по проекту «Лучики добра»:
Рис. 4. Коллективная работа воспитанников старшей группы «Смородинка» «Полянка доброты» Результаты проектной деятельности «Лучики добра»:
Литература:
|