Игровые технологии в работе педагога-психолога по развитию конструктивно-пространственного мышления у дошкольников с ТНР (ОНР) |
Психология | |||
Автор: Куликова Елена Александровна | |||
07.11.2018 10:25 | |||
Игровые технологии в работе педагога-психолога по развитию конструктивно-пространственного мышления у дошкольников с ТНР (ОНР) Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных направлений в области образования. Эффективное решение проблемы преодоления тяжелого нарушения речи (ТНР) возможно при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе учителя-логопеда и педагога-психолога. Педагоги, принимающие участие в коррекционно-воспитательном процессе, не только помогают становлению личности ребенка с речевой патологией, но и все вместе решают задачи преодоления нарушений умственного, сенсорного и физического развития детей, создавая тем самым благоприятные предпосылки работы над речью. Рассматривая речевые нарушения во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития необходимо проанализировать те особенности, которые накладывают неполноценная речевая деятельность на формирование сенсорной, интеллектуальной сферы.
Принято считать, что к группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с общим недоразвитием речи (ОНР) различного генеза. У дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) существует значительное отставание в развитии психических процессов:
Поэтому наряду с работой логопеда по устранению речевых недостатков, особую важность приобретает работа педагога-психолога в сфере профилактики и коррекции нарушений познавательного развития. Использование педагогом-психологом игровых технологий по развитию конструктивно-пространственного мышления детей дошкольного возраста способствуют развитию мыслительных способностей детей, гармоничному развитию личности. Однако на современном этапе существует противоречие между необходимостью развития мышления у дошкольников в условиях современного ДОУ с одной стороны и недостаточностью применения на практике оригинальных эффективных форм и методов, направленных на развитие мышления. Хотелось бы поделиться практическим опытом коррекционно-развивающей работы по авторской программе развития конструктивно-пространственного мышления у дошкольников с ОНР, в основе которой лежат игровые технологии. Цель программы – Развитие пространственного мышления дошкольников через формирование стратегии выполнения конструктивных задач и развитие комбинаторных способностей. Задачи программы:
Возраст детей, на которых рассчитана программа: от 4х лет. Время проведения совместной деятельности – 20-25 минут, 1-2 раза в неделю. Количество детей, участвующих в совместной деятельности – 6-8 человек. Программой предусмотрена совместная деятельность с детьми в форме регулярных, специально организованных (с постепенно усложняющимися задачами) подгрупповых занятий. На одном занятии используются игры с мозаикой, с кубиками Кооса, счетными палочками, объединенные одним сказочно-игровым сюжетом. Основным дидактическим материалом является мозаика, обладающая широкими развивающими возможностями. Работа с мозаикой позволяет формировать ориентировку в двумерном пространстве, умение действовать по плану и в соответствии с образцом, количественные представления, развивает внимание, усидчивость, целеустремленность, тонкую моторную координацию – все это создает надежный фундамент готовности к школьному обучению. Кроме того, игры с мозаикой очень нравятся дошкольникам. В процессе освоения детьми программы идет последовательное усложнение задач работы: С мозаикой:
С кубиками:
Вся совместная деятельность взрослого с ребенком построена на игровом сюжете. Задания связаны общей темой, героем или сюжетом. Например: цикл занятий «В гостях у сказки», когда дети помогают сказочным героям, выполняя определенные задания (конструкции) или на занятии, посвященном Дню Защитника Отечества, ребята конструируют изображения на военную тематику (вертолет, танк, флаг). Для активизации познавательной творческой деятельности детей применяется мотивация, побуждающая ребенка к достижению положительного результата в деятельности (например, помощь сказочному герою или игровому персонажу). Задания подбираются в соответствии с зоной ближайшего развития детей. Каждая совместная деятельность включает в себя следующие этапы:
В совместной деятельности с мозаикой и кубиками используется набор приемов и методов для формирования деятельностного аспекта мышления, которые позволяют планомерно формировать у ребенка весь набор операций пространственной комбинаторики и формирование каждой из фаз (в данном случае) конструктивной деятельности. Решая игровые задачи, дошкольники
В итоге концу учебного года:
Таким образом, используя игровые технологии в коррекционно-развивающей работе, можно достичь определенных положительных результатов в развитии мышления дошкольников с ОНР. Развитие сказывается не только в овладении отдельными операциями и формами, но и в овладении общим методом аналитико- синтетической деятельности. (Освоение метода заключается в образовании специальных умственных умений воспринимать задачу, вести ее анализ и целенаправленно, используя знания, приемы и способы действия, и успешно ее решать).
|