Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Игровые технологии в работе педагога-психолога по развитию конструктивно-пространственного мышления у дошкольников с ТНР (ОНР)
Психология
Автор: Куликова Елена Александровна   
07.11.2018 10:25

Игровые технологии в работе педагога-психолога по развитию конструктивно-пространственного мышления у дошкольников с ТНР (ОНР)Игровые технологии в работе педагога-психолога по развитию конструктивно-пространственного мышления у дошкольников с ТНР (ОНР)

Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных направлений в области образования.

Эффективное решение проблемы преодоления тяжелого нарушения речи (ТНР) возможно при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе учителя-логопеда и педагога-психолога. Педагоги, принимающие участие в коррекционно-воспитательном процессе, не только помогают становлению личности ребенка с речевой патологией, но и все вместе решают задачи преодоления нарушений умственного, сенсорного и физического развития детей, создавая тем самым благоприятные предпосылки работы над речью.

Рассматривая речевые нарушения во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития необходимо проанализировать те особенности, которые накладывают неполноценная речевая деятельность на формирование сенсорной, интеллектуальной сферы.

 

Принято считать, что к группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с общим недоразвитием речи (ОНР) различного генеза. У дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) существует значительное отставание в развитии психических процессов:

  • неустойчивость и быстрая истощаемость внимания
  • заметно снижена вербальная память и продуктивность запоминания (дети часто забывают 3-4 ступенчатые инструкции, опускают некоторые элементы и меняют последовательность заданий, не придерживаются точной инструкции
  • недостаточность развития наглядно-образного мышления
  • недостаточная координация пальцев рук
  • характерна регидность мышления
  • дошкольники с ОНР без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом; им свойственны трудности при ориентировке в пространстве, дифференциации понятий «право», «лево»
  • затруднено выполнение действий по словесной инструкции

Поэтому наряду с работой логопеда по устранению речевых недостатков, особую важность приобретает работа педагога-психолога в сфере профилактики и коррекции нарушений познавательного развития.

Использование педагогом-психологом игровых технологий по развитию конструктивно-пространственного мышления детей дошкольного возраста способствуют развитию мыслительных способностей детей, гармоничному развитию личности. Однако на современном этапе существует противоречие между необходимостью развития мышления у дошкольников в условиях современного ДОУ с одной стороны и недостаточностью применения на практике оригинальных эффективных форм и методов, направленных на развитие мышления.

Хотелось бы поделиться практическим опытом коррекционно-развивающей работы по авторской программе развития конструктивно-пространственного мышления у дошкольников с ОНР, в основе которой лежат игровые технологии.

Цель программы – Развитие пространственного мышления дошкольников через формирование стратегии выполнения конструктивных задач и развитие комбинаторных способностей.

Задачи программы:

  • Развивать комбинаторные способности
  • Формировать способности к пространственному анализу и синтезу
  • Развивать умения понимать и использовать различные схематические изображения и воссоздавать модель по образцу
  • Развивать умения предвидеть результат деятельности
  • Воспитывать интерес к конструктивным играм с мозаикой, счетными палочками и кубиками Кооса.

Возраст детей, на которых рассчитана программа: от 4х лет. Время проведения совместной деятельности – 20-25 минут, 1-2 раза в неделю.

Количество детей, участвующих в совместной деятельности – 6-8 человек.

Программой предусмотрена совместная деятельность с детьми в форме регулярных, специально организованных (с постепенно усложняющимися задачами) подгрупповых занятий. На одном занятии используются игры с мозаикой, с кубиками Кооса, счетными палочками, объединенные одним сказочно-игровым сюжетом. Основным дидактическим материалом является мозаика, обладающая широкими развивающими возможностями. Работа с мозаикой позволяет формировать ориентировку в двумерном пространстве, умение действовать по плану и в соответствии с образцом, количественные представления, развивает внимание, усидчивость, целеустремленность, тонкую моторную координацию – все это создает надежный фундамент готовности к школьному обучению. Кроме того, игры с мозаикой очень нравятся дошкольникам.

В процессе освоения детьми программы идет последовательное усложнение задач работы:

С мозаикой:

  1. Изменяются цветовые и пространственные характеристики (от однородных изображений к чередованию двух-трех цветов, от непрерывных линейных конструкций к прерывистым с соблюдением интервала и различным пространственным расположениям);
  2. Изменяется образец (реальный образец – образец на фланеллеграфе – цветной графический образец – схематичное изображение);
  3. Изменяется характер выполнения задания (от пошагового выполнения под руководством взрослого к полностью самостоятельному выполнению);
  4. Учет длины конструкции (от произвольной длины к использованию условной линеечки, линеечки с количеством элементов и пересчету элементов);
  5. Изменяется размер элементов (от крупной мозаики диаметром 2 см к средней диаметром 1,5 см к мелкой 1см).

С кубиками:

  1. От плоскостных к объемным.
  2. От картинок из 4 кубиков к картинкам из 9-16 кубиков.
  3. От образцов, разделенных на части до целостных.
  4. От простых изображений к более сложным.
  5. От создания узоров по готовым образцам до самостоятельно придуманных узоров.

Вся совместная деятельность взрослого с ребенком построена на игровом сюжете.

Задания связаны общей темой, героем или сюжетом.

Например: цикл занятий «В гостях у сказки», когда дети помогают сказочным героям, выполняя определенные задания (конструкции) или на занятии, посвященном Дню Защитника Отечества, ребята конструируют изображения на военную тематику (вертолет, танк, флаг).

Для активизации познавательной творческой деятельности детей применяется мотивация, побуждающая ребенка к достижению положительного результата в деятельности (например, помощь сказочному герою или игровому персонажу). Задания подбираются в соответствии с зоной ближайшего развития детей.

Каждая совместная деятельность включает в себя следующие этапы:

  1. Сюрпризный момент ( «Внимание, внимание! Наш волшебный сундучок открывается и сказка начинается!» — открывается расписной в сундучок и начинается игра);
  2. Пальчиковые или логоритмические игры на тематику игр; 3.Обыгрывание выбранного сюжета,
  3. Игра-задание с двумя-тремя видами игр (кубики и мозаика, мозаика и счетные палочки)

В совместной деятельности с мозаикой и кубиками используется набор приемов и методов для формирования деятельностного аспекта мышления, которые позволяют планомерно формировать у ребенка весь набор операций пространственной комбинаторики и формирование каждой из фаз (в данном случае) конструктивной деятельности.

Решая игровые задачи, дошкольники

  • знакомятся с поставленной задачей (образцом), условиями выполнения (наличие образца, количество элементов, наличие элементов помощи) (ориентировочная фаза деятельности)
  • учатся выбирать последовательность действий и способ решения поставленной задачи (фаза планирования)
  • учатся сравнивать свой продукт с образцом в процессе выполнения и окончательный результат (фаза контроля).

В итоге концу учебного года:

  • У детей сформирован стойкий интерес к играм с мозаикой, кубиками Кооса, палочками.
  • Деятельность становится целенаправленной.
  • Дети самостоятельно выполняют задания, ориентируясь на образец – схему без руководства взрослого.
  • Преимущественная стратегия деятельности – зрительное соотнесение. *Увеличивается уровень сложности заданий. *Соотносят количество элементов с цифровым обозначением в пределах первого десятка.
  • Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи.
  • Развивается комбинаторика и формируется каждая из фаз (в данном случае) конструктивной деятельности.

Таким образом, используя игровые технологии в коррекционно-развивающей работе, можно достичь определенных положительных результатов в развитии мышления дошкольников с ОНР.

Развитие сказывается не только в овладении отдельными операциями и формами, но и в овладении общим методом аналитико- синтетической деятельности. (Освоение метода заключается в образовании специальных умственных умений воспринимать задачу, вести ее анализ и целенаправленно, используя знания, приемы и способы действия, и успешно ее решать).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год