Психологически безопасная образовательная среда |
Психология | |||
Автор: Кудряшова Анна Александровна | |||
13.09.2018 18:49 | |||
Психологически безопасная образовательная среда Психологический компонент является основополагающим в обеспечении возможности удовлетворения потребностей участников процесса обучения и воспитания в их ощущении собственной безопасности, в сохранении и повышении самооценки, в становлении положительной «Я концепции», в признании со стороны коллектива, в самореализации. Основное требование к образовательной среде – создание необходимых условий для психологической безопасности каждого субъекта педагогического процесса, то есть, способствование его психологическому благополучию и личностному развитию. Как ключевую психологическую характеристику образовательной среды учреждения образования многие ученые (И. Баева, С. Вершловский, А. Лебедев, В. Слободчиков и другие) рассматривают безопасность, а как основное условие для личностного роста ее участников — психологически безопасную образовательную и воспитательную среду. Психологически безопасной образовательной средой следует считать такую, в которой подавляющее большинство субъектов учебно-воспитательного процесса имеют положительное отношение к ней, а также высокие показатели индекса защищенности от психологического насилия и удовлетворенности потребностей. Такая среда выступает как эффективное взаимодействие между личностями, а это будет способствовать эмоциональному благополучию воспитанников и педагогов, личностному росту воспитанников и их психическому здоровью, способствовать профессиональному росту и долголетию педагогов, гармонизации отношений между педагогами и воспитанниками. Авторы, изучающие данный вопрос, определяют психологический аспект безопасности личности следующим образом:
Психологическая безопасность образовательной среды – это взаимоотношения субъектов в этой среде, желание находиться в ней и испытывать чувство защищённости. Создание психологической безопасности подразумевает под собой формирование ресурса сопротивляемости. Не только у младших, но и у старших дошкольников любое давление или принуждение делать что-либо против воли вызывает сопротивление. Если психоэмоциональное напряжение продолжается длительно, то оно порождает поиск негативных выходов. Внешне это проявляется в таких формах поведения, как протестные действия, у ребенка возникают вредные привычки, например, биение головой о подушку или сосание пальцев, языка, губ, нередко грызение ногтей или раскачивание, внутренне – как аутоагрессия (уход в себя). В развитии личности ребёнка наблюдается дисгармония, искажение представления о себе. Создание психологической безопасности образовательной среды учебно-воспитательного заведения – процесс целенаправленный, систематический и педагогически управляемый, поэтому он является одним из направлений социализации и социального воспитания личности. Ошибки в воспитании детей порождают неблагоприятное последствие отрицательного воспитательного воздействия. К ним можно отнести запугивание, нетерпение, конфликты, перегрузки, авторитарность, осмеяние, наказание стыдом, развешивание ярлыков, уличение и т.д. К факторам риска, которые увеличивают возможность возникновения опасностей и угроз, можно отнести:
Для того, чтобы создать обстановку психологической безопасности для воспитанников и психологической защищенности для себя, педагог должен быть:
Психологически безопасную образовательную среду может создать педагог, которому присущи: 1. Сложившаяся личностно ориентированная профессиональная позиция. В этой характеристике концентрируются главные показатели профессиональной культуры педагога, основные побудительные силы его труда, устойчивая система отношений к детям, к себе, определяющая его поведение, стиль деятельности. Личностно ориентированная позиция педагога предполагает построение учебно-воспитательного процесса на основе педагогики успеха и оптимизма, создание атмосферы толерантности, активизацию и стимуляцию процессов осознанного учения, педагогическую поддержку воспитанников в процессе обучения, психотерапевтическую ориентированность всего педагогического процесса. 2. Высокий уровень коммуникативной, социально-психологической компетентности. Предполагает: знание в области процессов общения, межличностных отношений, возможности познания личности воспитанников, а также умение налаживать взаимоотношения между детьми, формировать их культуру общения, готовность к созданию благоприятного психологического климата в коллективе. 3. Высокий уровень культуры профессионального здоровья. Профессиональное здоровье педагога сказывается на результатах всей учебно-воспитательной работы, а также на здоровье воспитанников. Неблагополучие психологического здоровья, деформации личности педагога, проявления синдрома эмоционального выгорания, педагогических кризисов непосредственно влияют на эмоциональное благополучие и здоровье воспитанников. 4. Сформированный персональный стиль межличностного общения гармонизирует личность педагога. Стиль педагогического общения влияет на становление эмоционального опыта детей, на формирование многих личностных качеств (самостоятельность, объективность, инициативность и т.д.), на уровень познавательной активности, психологический климат в коллективе. Личностно ориентированная педагогика признает, что между здоровьем и эмоциональным комфортом детей и педагогов, а также характером их взаимодействия есть прямая зависимость. Результаты исследований (И. Баевой, С. Вершловского, А. Лебедева, В. Слободчикова и других) свидетельствуют, что в детских коллективах с педагогом авторитарным, недоброжелательным, строгим текущая детская заболеваемость втрое выше, и в двое чаще количество неврологических расстройств, чем в коллективах с чутким, уравновешенным, спокойным педагогом (при прочих равных условиях). Индивидуальный стиль позволяет педагогу использовать преимущества своих типологических свойств личности и компенсировать отдельные негативные их проявления. Развитие индивидуальности педагога и ее гармонизация благодаря индивидуальному стилю общения является гарантом создания психологически безопасной развивающей среды.
|