Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Психологически безопасная образовательная среда
Психология
Автор: Кудряшова Анна Александровна   
13.09.2018 18:49

Психологически безопасная образовательная средаПсихологически безопасная образовательная среда

Психологический компонент является основополагающим в обеспечении возможности удовлетворения потребностей участников процесса обучения и воспитания в их ощущении собственной безопасности, в сохранении и повышении самооценки, в становлении положительной «Я концепции», в признании со стороны коллектива, в самореализации.

Основное требование к образовательной среде – создание необходимых условий для психологической безопасности каждого субъекта педагогического процесса, то есть, способствование его психологическому благополучию и личностному развитию.

Как ключевую психологическую характеристику образовательной среды учреждения образования многие ученые (И. Баева, С. Вершловский, А. Лебедев, В. Слободчиков и другие) рассматривают безопасность, а как основное условие для личностного роста ее участников — психологически безопасную образовательную и воспитательную среду.

 Скачать конспект

Психологически безопасной образовательной средой следует считать такую, в которой подавляющее большинство субъектов учебно-воспитательного процесса имеют положительное отношение к ней, а также высокие показатели индекса защищенности от психологического насилия и удовлетворенности потребностей. Такая среда выступает как эффективное взаимодействие между личностями, а это будет способствовать эмоциональному благополучию воспитанников и педагогов, личностному росту воспитанников и их психическому здоровью, способствовать профессиональному росту и долголетию педагогов, гармонизации отношений между педагогами и воспитанниками.

Авторы, изучающие данный вопрос, определяют психологический аспект безопасности личности следующим образом:

  • ее целостность и адаптивность
  • сохранность психики личности
  • среду, которая создает защищенность для ребенка, должна быть свободной от проявления психологического насилия и должна способствовать удовлетворению потребности в личностно-доверительном общении, а также обеспечивать здоровую психику ее участников
  • нормальное функционирование и устойчивое развитие человека во взаимодействии со средой (умение создавать психологически безопасные отношения и умение защититься от угроз)

Психологическая безопасность образовательной среды – это взаимоотношения субъектов в этой среде, желание находиться в ней и испытывать чувство защищённости. Создание психологической безопасности подразумевает под собой формирование ресурса сопротивляемости.

Не только у младших, но и у старших дошкольников любое давление или принуждение делать что-либо против воли вызывает сопротивление. Если психоэмоциональное напряжение продолжается длительно, то оно порождает поиск негативных выходов. Внешне это проявляется в таких формах поведения, как протестные действия, у ребенка возникают вредные привычки, например, биение головой о подушку или сосание пальцев, языка, губ, нередко грызение ногтей или раскачивание, внутренне – как аутоагрессия (уход в себя). В развитии личности ребёнка наблюдается дисгармония, искажение представления о себе.

Создание психологической безопасности образовательной среды учебно-воспитательного заведения – процесс целенаправленный, систематический и педагогически управляемый, поэтому он является одним из направлений социализации и социального воспитания личности.

Ошибки в воспитании детей порождают неблагоприятное последствие отрицательного воспитательного воздействия. К ним можно отнести запугивание, нетерпение, конфликты, перегрузки, авторитарность, осмеяние, наказание стыдом, развешивание ярлыков, уличение и т.д.

К факторам риска, которые увеличивают возможность возникновения опасностей и угроз, можно отнести:

  • незначительную степень удовлетворенности результатами образования и психологическим климатом, наличие психологического насилия. Любые нарушения в системе этих отношений непосредственно влияют на психическое состояние участников среды
  • низкий уровень психологической культуры воспитанников, родителей, педагогов и т. д.
  • недостаточность профилактики психического и физического здоровья участников учебно-воспитательного процесса
  • отсутствие средств и методов для обеспечения защищенности образовательного учреждения от угроз всем видам безопасности.

Для того, чтобы создать обстановку психологической безопасности для воспитанников и психологической защищенности для себя, педагог должен быть:

  • конгруэнтным (то есть искренним, естественным в своих проявлениях и откровенным в отношениях с детьми)
  • безусловно положительно относиться к детям (чувствовать теплые чувства к ним, принимать ребенка таким, какой он есть)
  • эмпатийным (понимать поведение ребенка, его реакции и действия с точки зрения самого ребенка, смотреть его глазами).

Психологически безопасную образовательную среду может создать педагог, которому присущи:

1. Сложившаяся личностно ориентированная профессиональная позиция. В этой характеристике концентрируются главные показатели профессиональной культуры педагога, основные побудительные силы его труда, устойчивая система отношений к детям, к себе, определяющая его поведение, стиль деятельности.

Личностно ориентированная позиция педагога предполагает построение учебно-воспитательного процесса на основе педагогики успеха и оптимизма, создание атмосферы толерантности, активизацию и стимуляцию процессов осознанного учения, педагогическую поддержку воспитанников в процессе обучения, психотерапевтическую ориентированность всего педагогического процесса.

2. Высокий уровень коммуникативной, социально-психологической компетентности. Предполагает: знание в области процессов общения, межличностных отношений, возможности познания личности воспитанников, а также умение налаживать взаимоотношения между детьми, формировать их культуру общения, готовность к созданию благоприятного психологического климата в коллективе.

3. Высокий уровень культуры профессионального здоровья. Профессиональное здоровье педагога сказывается на результатах всей учебно-воспитательной работы, а также на здоровье воспитанников. Неблагополучие психологического здоровья, деформации личности педагога, проявления синдрома эмоционального выгорания, педагогических кризисов непосредственно влияют на эмоциональное благополучие и здоровье воспитанников.

4. Сформированный персональный стиль межличностного общения гармонизирует личность педагога. Стиль педагогического общения влияет на становление эмоционального опыта детей, на формирование многих личностных качеств (самостоятельность, объективность, инициативность и т.д.), на уровень познавательной активности, психологический климат в коллективе. Личностно ориентированная педагогика признает, что между здоровьем и эмоциональным комфортом детей и педагогов, а также характером их взаимодействия есть прямая зависимость.

Результаты исследований (И. Баевой, С. Вершловского, А. Лебедева, В. Слободчикова и других) свидетельствуют, что в детских коллективах с педагогом авторитарным, недоброжелательным, строгим текущая детская заболеваемость втрое выше, и в двое чаще количество неврологических расстройств, чем в коллективах с чутким, уравновешенным, спокойным педагогом (при прочих равных условиях).

Индивидуальный стиль позволяет педагогу использовать преимущества своих типологических свойств личности и компенсировать отдельные негативные их проявления. Развитие индивидуальности педагога и ее гармонизация благодаря индивидуальному стилю общения является гарантом создания психологически безопасной развивающей среды.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год