Консультация для родителей на тему: «Эмоциональное состояние ребенка в период достижения им трех лет» |
Психология | |||
Автор: Папазьян Анастасия Игоревна | |||
07.09.2018 15:33 | |||
Консультация для родителей на тему: «Эмоциональное состояние ребенка в период достижения им трех лет» Автор:
Цель: ознакомление родителей с эмоциональным состоянием ребенка трехлетнего возраста. Задачи:
Предварительная работа: размещение папки передвижки «Кризис трех лет», консультации для родителей: «Капризы и упрямство», «Почему ребенок не слушается», индивидуальные беседы с родителями на темы: «Плохое поведение после детского сада», «Как родителям сообщать о своих чувствах».
Оборудование для педагога: разноцветный песок, 2 пустые колбы, интерактивная доска. Оборудование для родителей: разноцветный песок, пустые колбы, по 2 шт. на каждого родителя. Планируемый результат: более полное понятие родителями эмоционального состояния своих детей, развития умения родителей поддержать детей в моменты эмоциональной нестабильности. Ход мероприятия. Добрый день, я рада видеть вас на нашем родительском собрании. Родители часто задают вопросы, что делать если ребенок капризничает или плачет, плохо ведет себя. Ответьте на вопрос: «Является ли эмоциональное развитие ваших детей для вас важным и актуальным?» Ответы родителей:... Безусловно многие родителей заинтересованы в данном вопросе. Но в нашей группе есть дети, которым тяжело справиться с таким состоянием и тут на помощь приходят воспитатели и родители. Зачастую на смену простого общения с детьми приходят гаджеты: мобильные телефоны, телевиденье, компьютерные игры. Дети замыкаются в себе и тяжело адаптируются в обществе, плохо идут на контакт. В течении первых трех лет жизнь ребенка сильно меняется. Нередко кризис 3 лет у детей – серьезное испытание для родителей, но ребенку в это время приходится еще тяжелее. Он не понимает, что с ним происходит, и не в состоянии контролировать свое поведение. Необходимо помнить дорогие родители, что любые негативные переживания, в том числе и у детей – это сигнал о какой-либо неудовлетворенной потребности. Наши дети с удовольствием принимают участие в различных экспериментах, и я предлагаю вам поучаствовать в одном из них. Для этого прошу вас подойти к столу. На столе размещены емкости с разноцветным песком, большие колбы, маленькие колбы. Эмоция – это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия. Эмоции обычно бывают связаны с текущим моментом и являются реакцией человека на изменение его текущего состояния. Среди них выделяется несколько главных: 1. Интерес– положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение. (слайд) Возьмем каждый по маленькой колбе и насыпем в нее немного песка желтого цвета. 2. Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или во всяком случае неопределенна. Теперь добавим в наши колбы немного песка красного цвета. 3. Удивление –эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Давайте добавим удивление в виде оранжевого песка в наши колбы. Нравятся ли вам смотреть на эти цвета? Ответы родителей: да, … А если перемешать песок в колбе, то мы получим положительное эмоциональное состояние. 4. Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса. Насыпем в другую пустую колбу немного песка синего цвета. 5. Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. Добавим во вторую колбу немножко песка коричневого цвета. 6. Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физиологические взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. А теперь насыпем в колбу №2 отвращение в виде зеленого песка. 7. Страх – отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза). И в конце добавим черный песок и перемешаем отрицательные эмоции. Во второй колбе у нас получилось отрицательное эмоциональное состояние. Эмоции, как во второй колбе, могут омрачить восприятие окружающего мира или как эмоции из первой колбы могут окрасить его яркими красками, повернуть ход мыслей к творчеству или меланхолии, сделать движения легкими и плавными или, наоборот, неуклюжими. (Педагог показывает колбы с положительными и отрицательными эмоциями). Каждая эмоция воздействует на человека по-своему. Но, как мы знаем, страх блокирует любые эмоции, и даже если добавить в положительные эмоции немного отрицательных, то и они окрасятся в темные тона. Давайте добавим немножко отрицательных эмоций в колбу с положительными эмоциями и перемешаем песок в колбе №1. Как поменялся цвет в колбе? Ответы родителей:... Эмоции в большей или в меньшей мере регулируют жизнь каждого из нас Как же помочь ребенку научиться справляться с эмоциями?
Таким образом, родители помогают ребенку понять причину его переживания. Ведь ребенок зачастую просто не может сформулировать свои чувства в слова. Услышав именно точное определение его переживания, он воспримет его, как естественное для всех, почувствует, что его понимают, успокоится. 4. Соучастие. Ребёнка может успокоить то, что у родителей тоже есть такие же желания или были в детстве. Или что они очень хотят сделать именно так, как хочется ребенку, но в силу обстоятельств, сейчас нет такой возможности. Нужно дать понять, что родитель помнит о его желаниях и они также важны для него. Например, можно составить вместе их перечень или список возможных путей решения. Возможно именно уверенность, что взрослые помнят о них, сделает так, что про них станет забывать сам малыш. Но главное, чтобы все это выглядело совершенно правдоподобно. Дети чувствуют фальшь. Если ребёнку покажется, что это все не по-настоящему, то перестанет доверять. А тогда нужно будет искать новые пути, как ребенку справиться с охватившими его эмоциями. 5. Сочинить свою сказку. Навредить любой сказкой нельзя. Русские народные сказки – это не только терапия, но и источник мудрости. Сегодня, кроме того, существует много вариантов так называемых, коррекционных сказок, которые придуманы именно для того, чтобы оказывать внимание на определенный негативный нюанс поведения малыша. 6. Нужно дать ребенку бумагу с карандашами и попросить нарисовать, как он расстроен. Пусть он черкает и рисует. Стоит понимающе вставлять иногда что-то такое: «…понятно…, да…, так сильно ты расстроен…». Этого мало, чтобы научить обращаться с эмоциями. О пользе распознавать и тренировать свои эмоции легко забыть в насущных делах. Однако работа над эмоциями и обсуждении их в различных ситуациях может принести пользу ребенку. Разговаривайте со своим ребенком как можно больше и чаше, слушайте его и любите, ведь это так нужно маленькому человеку. Давайте растить эмоционально здоровых людей вместе!
|