Особенности психологической защиты детей старшего дошкольного возраста непринятых детской группой |
Психология | |||
Автор: Карягина Людмила Александровна | |||
20.05.2015 18:47 | |||
Особенности психологической защиты детей старшего дошкольного возраста непринятых детской группой Л. А. Карягина, О.Ю. Зайцева Факультет педагогики Педагогический Институт Иркутского Государственного Университета, Иркутск Давно известно и доказано многими исследователями, что основы личности закладываются в дошкольном детстве. В этом возрасте у ребенка складываются представления о своем собственном «Я» и стремление сохранить и защитить его целостность. Стремление быть понятым и принятым социумом и неумение устанавливать желаемые отношения вызывают у ребенка чувство тревоги, а тревога, в свою очередь, является фактором психологической защиты.
В зарубежной психологии изучению формирования и определения психологической защиты были посвящены труды З. Фрейд, К. Хорни, А. Маслоу. В отечественной психологии исследованием психологических защит у человека занимались не менее известные авторы И. М. Никольская, Р. М. Грановская. Каждый из авторов по-своему идентифицирует понятие «психологическая защита», проанализировав данные понятия, можно сказать, что понятие «психологическая защита» и «защитные механизмы» идентичны, следовательно, можно сказать, что психологическая защита обладает двумя категориями средств: способы психологической защиты – средства психологической защиты, выраженные во внешних действиях интерпсихического характера, направленные на устранение или снижение субъектом ущерба, который может быть нанесен другим субъектом; защитные механизмы средства психологической защиты, выраженные во внешних действиях интерпсихического характера, направленные на ослабление чувства тревоги различной этимологии. Можно сказать, что две этих категории средств лежат в основе защитного поведения личности на разных этапах самосознания. Способы защитных механизмов функционируют на индивидном уровне, а механизмы — на личностном уровне. По мнению исследователей А. Адлера, К. Хорни, Э. Эриксона, именно в старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется система защитного поведения, которая оказывает большое влияние на личность ребенка. В данном возрасте определяются базовые защитные стратегии поведения, уже к 5 — 6 годам ребенка можно определить его основную защитную стратегию, как по внешнему, так и по внутреннему плану действий. В совокупности они обеспечивают личности успешность и неуспешность межличностной активности, выполняют функцию регуляторов поведения, влияют на эмоциональную стабильность, обуславливающую процесс адаптации и социализации личности. Проблема способов психологической защиты детей является актуальной для детей старшего дошкольного возраста, так как это период для поиска своего положения и личного статуса в группе сверстников и взрослых, что приводит к его межличностной тревожности. В этом возрасте для дошкольника очень важна оценка сверстника, взаимное сотрудничество, совместные игры. Очень часто, дети, которых не приняла группа становятся весьма тревожными и у них, обычно, наблюдаются пассивные способы психологической защиты: уход, замирание, блокировка, реже: агрессия и управление. Защитные механизмы возникают у ребенка по нескольким причинам: 1) усвоение демонстрируемых родителями образцов защитного поведения; 2) негативное воздействие, как со стороны родителей, так и со стороны сверстников. В первом случае, семья выступает, как психолого-социальный посредник общества, призванного с помощью внешнего вмешательства помочь ребенку актуализировать его защитные механизмы как средство его социальной адаптации в обществе. При негативном воздействии родителей имеется в виду недостаточное удовлетворение базовых потребностей ребенка. То есть, если мама неправильно и непостоянно ухаживает за своим ребенком, то у ребенка быстро развивается болезненное состояние напряжения, а если родители, наоборот, чересчур опекают своего ребенка, то в данном случае они настраивают ребенка на позицию «наш ребенок всегда прав» психологической защитой и родителей и ребенка будет являться агрессия. При негативном воздействии сверстников имеется в виду дефицит общения со сверстниками. В этом случае ребенок становиться весьма тревожным, застенчивым и закомплексованным. Недостаточная определенность защитных проявлений детей с повышенной тревожностью и особенности протекания процесса психологической коррекции неадекватных и неконструктивных способов защиты свидетельствует о необходимости углубленного изучения данных явлений в психологической науке.
|