Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «В мире эмоций» |
Психология | |||
Автор: Гусева Марина Владимировна | |||
20.05.2015 22:01 | |||
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «В мире эмоций» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 5 «Звёздочка» Составила: Воспитатель М.В. Гусева г. Переславль-Залесский 2014 г. «Это не сентиментальность, когда ребенок считает, что игрушечный автомобиль с поломанными колесиками страдает от боли так же, как израненный птенец, — это отзывчивость, основа доброты и поэтичности». Пояснительная записка:
Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста из года в год становится все актуальней и значимей. И физическое, и психологическое здоровье ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Дошкольный возраст – это период активного эмоционального развития. Основные новообразования дошкольного возраста: формирование устойчивой системы ценностных эмоциональных отношений в соответствии с различной значимостью для ребёнка объектов окружающего мира (такими объектами выступают люди, предметы, образы, идеи и представления, действия); оформление эмоциональной (аффективной) децентрации – способности к эмоциональному сопереживанию другому человеку; формирование языка эмоций как совокупности вербальных обозначений эмоциональных состояний, которые служат средствами их осознания. Одним из основных эмоциональных новообразований дошкольного возраста является механизм эмоционального предвосхищения. Основой эмоционального предвосхищения выступают различные формы мотивационно-смысловой ориентировки, которая осуществляется как проигрывание в воображаемом плане различных вариантов поведения и прочувствование смысла его последствий для самого ребёнка и других людей. Выделяют следующие психологические механизмы, которые лежат в основе формирования эмоций: эмоциональное заражение, эмоциональное опосредование, эмоциональное обуславливание. Наиболее эффективным механизмом формирования эмоций является эмоциональное обуславливание. Особую роль при эмоциональном обуславливании играют те виды деятельности, которые вызывают эмоциональную реакцию. Это игра и восприятие произведений искусства (музыки, литературы, театра и др.). Идентификация себя с ролевыми образами в игре, с переживаниями персонажей и автора в воспринимаемых произведениях расширяет эмоциональный опыт детей. Именно поэтому в современных подходах к руководству формированием эмоций у ребёнка в подавляющем большинстве используются средства, построенные на игровой и музыкально-эстетической деятельности. Театрально-игровая деятельность – это обобщённое понятие, включающее в себя разные виды театрализованных игр, организуемых детьми совместно со взрослыми или самостоятельно. Эти игры могут быть различны по организации и задачам:
- образно-ролевые игры с куклами (пальчиковый театр, бибабо) и без них, где дети разыгрывают роли через драматизацию. Своеобразие театрализовано-игровой деятельности проявляется в сочетании как зачатков ролевой игры, так и зачатков театрального искусства. Театрализованные игры сохраняют все типичные признаки ролевых игр: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. В отличие от сюжетно-ролевых игр, театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию или литературному сюжету (по сюжету сказок, стихов, рассказов). Эмоциональная сфера детей 6-7 лет имеет следующие особенности: недостаточно сформированы представления об эмоциональной жизни человека, не понимают и не соотносят эмоциональный контекст с ситуацией, имеют повышенный уровень эмоционального неблагополучия в виде устойчивых форм негативного эмоционального реагирования (наличия тревожности, негативизма, конфликтности) и трудностей эмоциональной регуляции поведения. Большое количество дошкольников с тяжёлыми формами речевого недоразвития, заикания, различными задержками психического развития, нарушениями эмоционально-волевой сферы, с гиперактивностью и дефицитом внимания, проблемами эмоциональной нестабильности (частые перепады настроения, агрессия, неумение вести себя и т.д.). Искусство, являясь важным фактором художественного развития, оказывает большое психотерапевтическое воздействие, влияние на эмоциональную сферу ребёнка, при этом выполняя коммуникативную (обеспечивающую коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки), регулятивную (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния), катарсистическую (очищающую, освобождающую от негативных состояний) функции. Участие ребёнка в совместной художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Ребёнок в коллективе проявляет свои индивидуальные особенности, что способствует формированию его внутреннего мира, утверждению в нём чувства его социальной значимости. Театрально-игровая деятельность обладает возможностями не только развития и коррекции эмоционально-волевой сферы ребёнка, но и способствует становлению его личности, поскольку участие в этой деятельности создаёт условия и возможности для социальной адаптации детей, а также приобщения их к художественной культуре. Ожидаемые образовательные результаты.
Цель программы: коррекция и развитие эмоциональной сферы детей 6-7 лет средствами театральной деятельности. Задачи программы:
Средства и методы коррекционного воздействия
Тематический план занятий по программе «В мире эмоций»
|