Почему так важно научить ребенка говорить НЕТ? |
Психология | |||
Автор: Белова Лариса Ивановна | |||
23.08.2021 11:58 | |||
Почему так важно научить ребенка говорить НЕТ? (консультация педагога-психолога) Люди, не умеющие отказывать, чаще всего не прислушиваются к собственными чувствам и интересам, не пользуются уважением в группе, страдают повышенной тревожностью, становятся удобным объектом для манипуляций, а иногда попадают в смертельно опасные ситуации. Очень важно научить наших детей вежливо отказывать. Умение сказать «нет» будет им просто необходимо в общении со сверстниками. Когда дети подрастут, это умение пригодится им, чтобы четко определить свою позицию в отношении наркотиков, алкоголя, интимных связей, в любых ситуациях, когда кто-нибудь будет сбивать их с пути истинного. А если не мы, родители, научим их этому, то кто же? С какого возраста ребенок учится говорить НЕТ? К 2 годам у ребенка начинает зарождаться воля. Это очень важная категория в развитии любого человека. Именно в возрасте 2-3 лет ребенок доставляет больше всего хлопот своим родителям. Мы часто слышим о том, что двухлетний ребенок проявляет чрезмерное упрямство, вызывающе ведет себя и из всех слов предпочитает только одно – НЕТ. Но, помните, пожалуйста, стремление ребенка противоречить нам во всем – это один из признаков того, что он развивается правильно. И, к сожалению, несмотря на то, что каждый человек запрограммирован на то, чтобы иметь волю, оказывается в результате, что далеко не каждый в этом преуспевает. Во многом этому препятствуем мы, родители. Мы не можем смириться с тем, что наш такой милый и покладистый малыш, который совсем недавно был беспомощным младенцем и принимал от нас заботу, вдруг, ни с того ни с сего превращается в маленького монстра, который отвергает всё, что мы ему предлагаем. Родители считают своим долгом подавить это в ребенке, ведь если сейчас это не искоренить, то что же мы получим потом… А в результате мы получаем безвольного человека с нераскрытым потенциалом. Человека без стремлений, без инициативы, который уже в подростковом возрасте ничего не хочет, ему ничего не интересно, он не знает чем заняться, куда поступать учится и т.д. И тогда родители жалуются, что ребенок бесхарактерный, безвольный и не знают, что с ним делать. Чтобы этого не случилось, позвольте ребенку в 2-3 года практиковать свое НЕТ. Чаще предоставляйте ребенку право сделать свой выбор с таким расчетом, чтобы он мог развивать свою способность принимать решения самостоятельно. К примеру, дайте ему возможность остановить свой выбор на одном из двух предложенных вами видов одежды: «Ты наденешь голубое платье или зеленый джемпер?» или: «Ты пойдешь играть в песочнице или качаться на качели?» Проявите гибкость. Бывает, что ребенок отказывается от чего-нибудь, а вы знаете точно, что на самом деле он этого хочет. Охотно придерживайтесь того выбора, который он сделал, не пытайтесь уговорить его. Такой подход научит ребенка с большей ответственностью подходить к своему выбору. Это не значит, что нужно потакать всем желаниям ребенка, — в результате мы бы получили маленького человека, который не знает, как уважать других и справляться с разочарованием. Устанавливайте разумные границы и обеспечивайте безопасность, но одновременно старайтесь проявлять сочувствие и давайте детям ощущение контроля над тем, что непосредственно их касается и что для них важно. Если ребенок старше 3-х лет. Очень важно соблюдать и уважать нормы приличия в отношениях с ребенком. Как в физическом, так и в духовном плане. Часто мы переходим границы дозволенного, вторгаясь в сферу личной жизни наших детей, насильно принуждая ребенка делать то, что он не хочет. Мы его целуем, носим на руках, щекочем, хотя, может быть, все это ему неприятно, заставляем принимать лекарства и пищу. В отношениях с детьми мы переступаем границы дозволенного еще и тогда, когда вторгаемся в духовную сферу их жизни, заставляя насильно говорить то, чего они не хотят, или, не спрашивая у них разрешения, высказываем при посторонних такие вещи, о которых они когда-то поведали нам по секрету. Если мы будем переступать личные границы, наш ребенок не научится правильно строить свои взаимоотношения с другими людьми. У девочки, например, впоследствии могут появиться затруднения в умении дать решительный отпор навязчивому незнакомцу. Она может стать неразборчива в своих связях, потому что обычное сексуальное домогательство воспримет как признание в любви. Такого же рода «неприятности» случаются и с мальчиками, которые воспитывались в семьях, где границы дозволенного в отношениях с детьми были не установлены. Научить говорить НЕТ – это прежде всего о том, чтобы учить ребенка иметь свое мнение и отстаивать свои границы. Какие можно выделить личные границы ребенка:
Привыкнув к тому, что мама и папа уважают физические границы, ребенок не позволит себя ударить. Его не будут обижать одноклассники. Если ребенок вырос в доме, где его не заставляли подменять одно чувство другим, он будет знать и оберегать свои эмоциональные границы, не позволит кричать или оскорблять себя. Этого ребенка будет не просто взять на «слабо». В семье, где мама соблюдает территориальные границы, ребенок научится отстаивать право на личные вещи. Не даст бросать свой рюкзак и не разрешит отобрать куртку или вывернуть карманы. В дальнейшей жизни навык отказа от того, что кажется неправильным, поможет жить «с головой на плечах». Ведь иметь свое четкое мнение и свой взгляд на жизнь и есть позиция независимого, взрослого человека. Как объяснить ребёнку, что говорить НЕТ — очень важно Послушный ребенок из хорошей семьи, который не может сказать «нет» своим родителям, тем более не сможет отказать тем, кто будет склонять его к противоправным действиям. Поэтому важная часть обучения ребенка безопасности в этом мире — это разрешить ему говорить НЕТ взрослым людям, в том числе родителям, а тем более — своим сверстникам.
В заключение: для того, чтобы ребенок в критической ситуации смог сказать НЕТ и не пойти на поводу, очень важны две ключевые составляющие: самооценка ребенка и родительский авторитет. Когда ребенок будет получать хорошую оценку, поддержку и теплое отношение дома со стороны родителей, ему не нужно будет искать этого одобрения и поддержки на стороне, где то в других сомнительных компаниях. И когда родители являются авторитетом для ребенка, для него очень важно не разочаровать их, не сделать того, чего бы родители не одобрили. Тогда это будет для него ведущей мощной мотивацией. А для укрепления родительского авторитета нам необходимо выстраивать взаимодоверительные и взаимоуважительные отношения с ребенком. Белова Лариса Ивановна Педагог-психолог МАДОУ № 94, г. Томск
|