«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУКЛОТЕРАПИИ» |
Психология | |||
Автор: Касенова Юлия Есымовна | |||
27.11.2015 01:04 | |||
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУКЛОТЕРАПИИ» Касенова Юлия Есымовна воспитатель МАДОУ «Надежда» город Ноябрьск Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу вас познакомить с одним из методов коррекции, сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей — куклотерапией. В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Кукла– это заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Любимая игрушка «участвует» в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка, попадая в страшную историю и успешно с ней справляется.
Таким образом, куклотерапия выражается в усилении эмоционального напряжения, которое постоянно испытывает ребенок, до такой степени, чтобы оно могло перейти в новую форму – расслабление, катарсис. Дети достигают эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у многих детей, иногда она сохраняется у подростков, и не только у девочек, но и у мальчиков. Данный метод используется в работе с эмоционально — неуравновешенными детьми, имеющими, неадекватную самооценку, повышенную тревожность, страхи, проблемы в общении, какие – либо отклонения в развитии речи, Цель куклотерапии — помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. Функции, которые выполняет куклотерапия:
- обучающая – обогащение информацией об окружающем мире. В куклотерапии используются такие варианты кукол: - теневые куклы: (такие куклы применяются преимущественно для работы над детскими страхами, в коррекции повышенной тревожности. Ребенок может делать со своей «куклой — страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра). - веревочные куклы: (такие куклы многофункциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребенка. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями). - плоскостные куклы: (такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям. Обычно они используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, нарушение образа «Я»). - перчаточные куклы: (такие куклы применяются в развитии речи детей, встреча с перчаточной куклой приводит ребенка за ширму, которая позволяет ему спрятаться и раскрыться. Так, даже если он боится говорить, заикается и краснеет, то за ширмой он успокаивается, начинает говорить увереннее – это же не он говорит, а его герой). - куклы-костюмы: (работа с куклой – костюмом позволяет развивать в детях социальную уверенность выражать эмоции, чувства и состояния, которые ребенок по каким- то причинам не может или не позволяет себе проявить). - куклы – марионетки: (работа с куклой – марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений, проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким – то причинам не может или не позволяет себе проявлять). Куклотерапия состоит из трех этапов:
Сегодня, уважаемые коллеги, предлагаю изготовить куклу – марионетку. Необходимые материалы:
Изготовление куклы – марионетки: Первый шаг: берем отрезок ткани (50*50) и складываем его так, чтобы получился треугольник, отрежьте небольшой уголок. Второй шаг: в полученное отверстие вденьте концы завязанных чулок от «головы». Третий шаг: отрезок ткани пришейте мелкими стежками к «голове». Четвертый шаг: отложите куклу в сторону и приготовьте два небольших кусочка чулка. Пятый шаг: возьмите вату и скатайте из нее два маленьких шарика. Шестой шаг: положите один из ватных шариков на чулок и завяжите чулок узлом. То же самое проделайте со вторым ватным шариком. Это получились «кисти рук» куклы. Седьмой шаг: к уголкам платья (50*50) пришейте изготовленные «кисти рук». Восьмой шаг: к рукам и боковым сторонам головы прикрепите прочные нитки для того, чтобы управлять куклой. Для придания более нарядного вида «одежду» дополнительно украсьте кружевами, бусами, лентами. Куклы — марионетки изготавливаются совместно со взрослыми и детьми. Дети являются «генераторами идей», а взрослый – «помощником».
|