Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?» |
Психология | |||
Автор: Глотова Раиса Владимировна | |||
08.09.2015 21:17 | |||
Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?» Цель: установление доброжелательных, партнерских взаимоотношений в дриадах «ребёнок-родитель». Задачи:
Участники: родители со своими детьми. Содержание: I. Организационный момент II. Вводная часть Приветствие. Игра «Давайте поздороваемся» (здороваемся ладонями, спинами, плечами – под звон колокольчика). III. Основная часть Упражнение «Закончи предложение» - «Мой ребенок…» (родители связывают эту фразу с чертами характера своего ребёнка) Проблемная ситуация «Супермаркет» Притча «Кувшин» Упражнение «Рисуют дети» Динамическая пауза «Движение с салфеткой на голове» IV. Заключительная часть Релаксация «Листая фотоальбом». Домашнее задание: мини-сочинение «Идеальный родитель» Ход практикума: Организационный момент: Педагог-психолог и социальный педагог встречают родителей в музыкальном зале. Стулья по количеству участников расставлены по кругу. Ведущие занятия для создания доброжелательной атмосферы тоже располагаются в круге, вместе с родителями и детьми. Приветствие. Игра «Давайте поздороваемся» (здороваемся ладонями, спинами, плечами – под звон колокольчика). Родители в парах с детьми выполняют упражнение. Затем меняются партнерами по кругу. Упражнение «Закончи предложение» - «Мой ребенок…» (родители связывают эту фразу с чертами характера своего ребёнка) Проблемная ситуация «Супермаркет» Теперь я предлагаю вам обратиться к своему житейскому опыту. Представьте, что вы сейчас находитесь перед большим современным супермаркетом. В нем три этажа:
На каком этаже вы бы хотели приобретать товар? Когда у нас появляется ребенок, мы всегда хотим, чтобы он соответствовал «третьему этажу» — был умным… Может быть, воплотим наши несбывшиеся мечты. Но, к сожалению, так в жизни не бывает. Каждый ребенок уникален. В нем есть чуть-чуть от первого, второго, третьего этажей. И ваш ребенок не исключение, вы убедились в этом. В нем есть то, что вам нравится и то, чтобы вы хотели изменить. Практическая часть Посмотрите на качества, которые вы выделили в ребенке, требующие в вашем ребенке изменения. Мы предлагаем прорекламировать это качество в целях продажи, т. е найти в этих качествах положительные моменты и рассказать о них так, чтобы другие захотели приобрести данное качество. (родители делятся по группам выделившихся качеств). Притча «Кувшин» Жила-была пожилая китайская женщина, у которой было два больших кувшинa. Они свешивались по концам коромысла, лежащего у неё на плече. У одного из них была трещина, в то время как другой был безупречным и всегда вмещал в себя полную порцию воды. В конце длинного пути от реки к дому старой женщины кувшин с трещиной всегда оставался заполненным лишь наполовину. В течение двух лет это происходило каждый день: старая женщина приносила домой всегда только полтора кувшина воды. Безупречно целый кувшин был очень горд своей работой, а бедный кувшин с трещиной стыдился своего недостатка и был расстроен, что он может делать только половину того, для чего он был сделан. Спустя два года, которые, казалось, убедили его в бесконечной собственной непригодности, кувшин обратился к старой женщине: - Мне стыдно из-за моей трещины, из которой всю дорогу к твоему дому всегда бежит вода. Старая женщина усмехнулась: - Ты заметил, что на твоей стороне дорожки растут цветы, а на стороне другого кувшина – нет? На твоей стороне дорожки я посеяла семена цветов, потому что знала о твоём недостатке. Так что ты поливаешь их каждый день, когда мы идём домой. Два года я могла любоваться этими чудесными цветами и украшать ими свой дом. ЕСЛИ БЫ ТЫ НЕ БЫЛ ТАКИМ, КАКОЙ ТЫ ЕСТЬ, ТО ЭТОЙ КРАСОТЫ НЕ БЫЛО БЫ. Упражнение «Рисуют дети» Детям предлагаются карандаши и листы бумаги и предлагается порисовать совместно с социальным педагогом. Педагог-психолог сообщает родителям теоретическую информацию не тему: «О чем говорит рисунок ребенка?» Что такое рисование? Игра? Развлечение? Способ совместного проведения времени с ребенком? Один из видов развития ребенка? И то, и другое, и третье! Через рисование ребенок, который еще толком не умеет говорить, пытается выразить свои эмоции, учится координировать свои движения, учится владеть своим телом. Рисуют все. И неверно думать, что у некоторых этот дар есть, а других его нет. Просто многими родителями рисование воспринимается как способ развлечения, а ведь это важнейший элемент, развивающий мышление ребенка и его речь! Но, к сожалению, если первый опыт рисования начался с насилия и требования рисовать по «правилам», то ребенок не захочет заниматься этим никогда. Ведь дети очень трепетно относятся к отзывам своих родителей об их возможностях и способностях. А если для мамы или папы- бабушки неприемлемы варианты «каракуль», то дальше них ребенок не продвинется, т.к. не будет верить в то, что это у него получится. Однако, рисуя свободно, ребенок может поведать о себе очень много… Ведь рисуя по своему желанию, он изображает именно то, что имеет для него особое эмоциональное значение! Психологами созданы специальные тесты – проективные рисунки ( «Дом-дерево-человек», «Рисунок семьи», «Несуществующее животное», «Человек под дождем» и др.), анализ которых дает подробную картину о душевном состоянии ребенка или взрослого. Но, кроме проективных рисунков, можно рассматривать и обычные детские рисунки на свободную тему. Видение маленького художника Психологи советуют проводить анализ рисунков детей, начиная с 4 лет. В это время в них появляется осмысленность и сюжет. Попросите маленького художника нарисовать маму, папу, брата за каким-то занятием. Сразу обратите внимание на то, какие эмоции вызывает рисунок – теплые или холодные, добрые или злые, положительные или отрицательные. Какие краски доминируют – яркие или тусклые, какие цвета, какие люди на картинках – веселые или грустные? Проверьте количество членов семьи на картинке – все ли присутствуют, в каких местах? Все это поможет определить психологическое состояние ребенка. Так, если он предпочитает рисовать в темных тонах, а люди грустные и серые, это может стать показателем внутреннего беспокойства. Обычно больше и ближе к себе на рисунке малыш располагает самых любимых людей. Если человек неприятен, он постарается сделать фигурку меньше и разместить ее подальше от себя. Если кого-то не хватает, не стоит сразу себя накручивать, лучше спросите: «Почему?». Ведь брат может просто быть в школе, а бабушка в селе. Теперь поговорим о важных деталях. Если все члены семьи занимаются одним и тем же делом, это говорит о хороших отношениях в семье. Если малыш стоит отдельно, он воспринимает себя отчужденным. Если младшие братья и сестры нарисованы больше по размеру, это значит, что они занимают в семье больше места (по его мнению). Если же он просто не хочет нарисовать себя, это повод серьезно взглянуть на ситуацию и постараться разобраться в причинах такого поведения. Уделите ему больше внимания, купите игру Лила или другую интересную забаву, в которую можно играть вместе. В общем, проведите время с ним и для него. Если малыш часто исправляет написанное, это говорит о его раздражительности и тревожности, если рисунок состоит из мелких штрихов – признак неуверенности, а если на рисунке малыш старается изобразить на себе бантики, звездочки и всякие яркие штрихи, это говорит о желании быть заметным. Повышенная агрессия может проявляться в оружии на рисунке, в позах, выражении лиц. Теперь поговорим о преобладании цветов: преобладание синего говорит о сосредоточенности и спокойствии, зеленого – об упрямстве и независимости, красного – об агрессии и возбудимости, желтого – о положительных эмоциях и оптимизме, коричневого – об отрицательных эмоциях, черного – о внутреннем протесте. Иногда дети закрываются. В такие минуты, чтобы пробиться к ним, бывает недостаточно купить мини гольф или давно желанную игрушку. Рисунки могут помочь узнать о переживаниях крохи без давления и расспрашивания. Важно просто уметь их «читать». Детская психология. Делаем выводы Если, изучив рисунок ребенка, вы узнали что-то, вызвавшее у вас тревогу или опасения — не переживайте, все может быть совсем не так. Возможно ребёнок изобразил свое сиюминутное настроение. На рисунок могут повлиять ссоры с близкими людьми, или то, что накануне он увидел страшный эпизод по телевизору и находится под его впечатлением. Все замеченное надо обсудить с ребенком, чтобы развеять негативные мысли и через какое-то время вновь провести диагностику. А вот если результат в целом повторился, это уже о чем-то говорит и тогда Вам лучше обратиться за консультацией к психологу. Рисуйте, и воспользовавшись знаниями о тайнах детского рисунка, познавайте мир своего малыша! О чем говорят детские рисунки Характер по рисунку
Далее дети демонстрируют свои рисунки родителям и им предлагается похвалить своего ребенка за работу. Упражнение «Портрет моего ребенка в лучах солнца». Родители совместно с детьми рисуют солнце, в центре солнечного круга необходимо написать имя своего ребенка или нарисовать его портрет. Затем вдоль лучей напишите все его достоинства, а также те черты, которые не совсем по душе. Дети помогаю сформулировать возможные варианты. Психолог обращается к родителям: «Внимательно посмотрите на этот портрет. Это – ваше солнышко, со всеми его лучиками, это часть вас самих, то, ради чего вы живете. Помните, что ребенку нужна ваша безусловная любовь. Любите своих детей не за что-то, о просто потому, что это ваша плоть и кровь. Принимайте и их такими, какие они есть, со всем, что вам в них нравится и не нравится. Давайте учиться любить детей так, чтобы они поняли это, почувствовали вашу любовь, — тогда они в будущем станут хорошими родителями». Для установления взаимосвязи с детьми, для того, чтобы найти с ними общий язык, — СМОТРЕТЬ ДЕТЯМ В ГЛАЗА! Пусть ваш взгляд будет открытым и любящим. Для ребенка ВАЖЕН ФИЗИЧЕСКИЙ КОНТАКТ. Не обязательно целовать и обнимать ребенка – достаточно дотронуться до его руки, похлопать по плечу, взъерошить волосы – ваше прикосновение делает его более уверенным в себе. Особенно важен такой контакт, когда ребенок болен, устал, когда ему грустно. Важно не количество времени, проведенного с ребенком, а КАЧЕСТВО ОБЩЕНИЯ. Надо уметь ВДУМАТЬСЯ в то, что ребенок хочет, ВСЛУШАТЬСЯ В ЕГО СЛОВА. Динамическая пауза «Движение с салфеткой на голове» Предлагается всем встать в круг и положить себе на голову бумажную салфетку. Каждый должен двигаться с салфеткой на голове и следить, чтобы она не упала. Участники двигаются под музыку то медленнее, то быстрее, внимательно обходя все препятствия на своём пути. Если салфетка упадет, нужно остановиться и не шевелиться пока другой участник не поможет и не положит упавшую салфетку снова на голову товарищу. Тот, кто получил помощь, должен поблагодарить словами «Спасибо, я вам благодарен», а помощник должен ответить «Мне было приятно помочь тебе». Релаксация «Листая фотоальбом» Педагог-психолог: Усевшись удобно, закройте глаза. Мысленно воскресите в памяти некоторые наиболее яркие картинки своего прошлого. Это могут быть люди, места, события. Отберите примерно десяток воспоминаний вашей жизни. Представьте себе, что это фотографии, которые вы наклеиваете в альбом. Пусть приятные и грустные воспоминания соседствуют друг с другом. Пробегите глазами всю галерею образов и мысленно попрощайтесь с ними до следующей встречи, которая произойдет не скоро. Мысленно закройте альбом и положите его на хранение куда-то подальше, на верхнюю полку в кладовку, которую вы реже всего открываете. Вообразите себе, что вы завели новый альбом, который вскоре заполнится свежими фотографиями. Но пока он пуст и ждет, когда вы начнете вклеивать в него снимки. Они обещают быть яркими и разнообразными. Рефлексия (участники по мере готовности отвечают на вопросы).
Ритуал прощания. Все участники, взявшись за руки, образуют круг и, сначала шепотом, затем обычным голосом и очень громко, говорят «До свидания». Домашнее задание: мини-сочинение «Идеальный родитель»
|